Глава 1. Улучшение экономической системы России. (6)
§ 4.17. Россия по многим показателям отстает от развитых стран, но есть области, где она их опережает, например, в формировании бюджета страны. В 2007 году в статью 169 Бюджетного кодекса внесены изменения о том, что проект федерального бюджета составляется и утверждается сроком на три года. Это было связано с реализацией национальных проектов, расходы на которые чиновники рассчитали на много лет вперед.
Трехлетние бюджеты в России подаются как пример стратегического подхода к развитию страны и заботы о стабильности государства, которое обязано быть готово к любым потрясениям. В федеральном бюджете на три года закладывается будущие размеры ВВП и объемы дополнительных нефтегазовых доходов, рассчитанные с учетом ежегодной инфляции, мировых цен на нефть и курса рубля по отношению к доллару США.
Можно ли планировать доходы и расходы России на несколько лет, если происходят экономические кризисы (2008 год), пандемии (2020 - 2022 годы), политические кризисы (2014 год), военные операции (2008 и 2022 годы), падение цен на сырьевые товары и резкие изменения валютного курса? Очевидно, что предвидеть эти события невозможно и трехлетний бюджет приходится постоянно перекраивать.
Тем не менее, в России принимаются федеральные законы, в которых дается прогноз развития страны на три года вперед:
№ 415-ФЗ - "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов",
№ 362-ФЗ - "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов",
№ 459-ФЗ - "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов",
№ 380-ФЗ - "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов",
№ 385-ФЗ - "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов",
№ 390-ФЗ - "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
На практике почти все параметры федеральных бюджетов расходятся с реалиями жизни. В декабре 2017 года был запланирован на 2020 год дефицит бюджета в сумме 869,8 млрд. рублей (№ 362-ФЗ), в ноябре 2018 года – уже профицит в сумме 1,2 трлн. рублей (№ 459-ФЗ), но из-за расходов в связи с пандемией в 2020 году был получен дефицит в сумме 4,1 трлн руб. Ошибка в расходах на 2020 год составила для 2017 года – 3,2 трлн. рублей, для 2018 года – 5,3 трлн. рублей.
Согласно Федеральному закону ежегодная инфляция в 2022, 2023 и 2024 годах будет 4% (№ 390-ФЗ), что маловероятно. Официальная годовая инфляции в 2021 году составила 8,4% , а в марте 2022 году ЦБ РФ установил ключевую ставку в размере 20%. Поэтому существенно изменятся и такие показатели как общий объем расходов федерального бюджета в 2022 – 2024 годах и уменьшится объем дополнительных нефтегазовых доходов.
Другой особенностью России является принятие федерального бюджета с большим профицитом. На 2022 год запланирован профицит в размере 1,32 трлн рублей, что равно 1 % ВВП страны, а на 2023 год - 299,1 млрд рублей (0,2 % ВВП). Зачем нужен профицит бюджета? Государство существует не ради получения прибыли, а в целях удовлетворения основных нужд общества. Если в стране появляются излишние доходы, нужно сокращать налоги либо увеличивать расходы.
Еще одной чертой бюджетного процесса в России является его экономия, когда денежные средства выделенные на реализацию различных программ используются не в полном объеме министерствами и ведомствами. Например, в 2020 году государство не смогло из-за нерасторопности чиновников потратить 1 трлн. рублей средств, заложенных в федеральном бюджете (https://www.rbc.ru/economics/21/01/2021/600947479a7947f2640c1188).
Учитывая непредсказуемость внешней и внутренней политики России, параметры доходов и расходов, указанные в бюджете на трехлетнюю перспективу не могут быть исполнены и вводят в заблуждение госорганы и граждан. По крайней мере, до 2030 года показатели трехлетнего горизонта планирования в бюджетной сфере будут нереалистичными. Поэтому лучше перейти к принятию федерального бюджета на следующий год, как это принято во многих государствах мира.
Также следует отказаться от принятия профицитных федеральных бюджетов и обеспечить не допущение искусственного профицита, то есть неоправданной экономии бюджетных средств в результате халатности госслужащих. Такие излишние средства на стадии формирования федерального бюджета и на стадии его исполнения следует направлять в региональные бюджеты пропорционально доле трансфертов, получаемых ими текущем году.
05.04.2022
О введении запрета на списание внешних долгов России будет рассказано во вторник 12.04.2022 в 21-00 МСК.