Найти тему
ОСТРОВ СМЫСЛОВ

Экономист, лауреат премии Совмина СССР, почетный металлург о ситуации в России: "Это больше, чем очередной экономический кризис"

К чьему мнению вы отнесётесь с бОльшим интересом и пристальным вниманием? Профессора вуза или миллиардера? Обладателя высокой советской награды правительства СССР или руководителя нескольких крупных компаний?

А что, если это будет один и тот же человек? Да к тому же доктор экономических наук?

Многие россияне с совершенно непонятным (автору этого текста) предубеждением и скепсисом относятся к мнению очень богатых людей по вопросам экономики и финансов. Хотя элементарная логика подсказывает, что именно их и нужно слушать в первую очередь, потому что они точно понимают, как приручить такую субстанцию, как огромные деньги.

Проблема состоит в том, что такие люди очень редко говорят, мало высказываются по актуальным темам, предпочитая молчать и делать дела.

На днях в издании "Коммерсант" были опубликованы комментарии по актуальным вопросам повестки одного из таких редко говорящих людей - миллиардера Владимира Лисина.

-2

В свежем рейтинге американского журнала Forbes Лисин возглавил российскую часть глобального списка богатейших людей мира.

Основа состояния Лисина - Новолипецкий металлургический комбинат. Предпринимателю также принадлежат «Первая грузовая компания» (один из крупнейших операторов грузовых железнодорожных перевозок в России), "Первая портовая компания", судоходная компания "Волжское пароходство" и другие.
Доктором наук Лисин стал еще в 1990-е, когда система "штамповки" научных работ еще не достигла размахов и масштабов последнего десятилетия и научный статус еще что-то значил в нашей стране.
Лисин - профессор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, автор 16 монографий и более 150 научных публикаций. Лауреат премии Совета Министров СССР, которую он получил в области науки и техники в 1990 году.

В интервью "Коммерсанту" Лисин высказался по многим самым актуальным вопросам последних дней.

В частности, миллиардер констатирует, что в экономике "разрушаются формировавшиеся годами цепочки поставок, сбоят логистика, платежная и финансовая инфраструктура. И на этом фоне ежедневно меняются правила игры, появляются новые ограничения."

То, что в этих условиях творит правительство страны, вызывает у бизнесмена обеспокоенность. "Многие меры сейчас принимаются стремительно, их последствия не были проанализированы в полной мере. Мне кажется, скорость должна уступить место выверенности, адекватности, чтобы последствия не оказались разрушительными для отечественной промышленности, где заняты миллионы человек", - считает владелец ряда крупных структур.

Фиксация цен на металлопродукцию на внутреннем рынке по мнению Лисина может привести к плохим последствиям:
"Мы видим, например, что за последние недели поставщики материалов, оборудования, комплектующих подняли цены в разы. В таких условиях
заморозка цен на конечную продукцию приведет к тому, что ее выпуск просто прекратится из-за убытков".

Озабоченность у бизнеса вызывают и инициативы по созданию консолидированного парка вагонов под управлением ОАО РЖД: "Частные компании поддержали отечественное машиностроение и купили новых вагонов на 2 триллиона рублей, - подчеркивает Лисин. - Сейчас их более 70% всего парка. Теперь предлагается передать их в управление РЖД. Зачем? Видимо, забыты времена хронического дефицита вагонов. При этом у РЖД уже есть самый крупный оператор подвижного состава в стране - ФГК. С ее помощью можно решить все государственные задачи".

Отдельное беспокойство у доктора экономических наук и предпринимателя Лисина вызывает бодрая инициатива продавать максимум экспортных товаров России за рубли.

Многие уже знают, что президент Путин 31 марта подписал указ о необходимости оплаты рублями поставок трубопроводного газа в "недружественные страны". А спикер Госдумы Вячеслав Володин вообще считает, что за рубли надо продавать за рубеж всё, включая металлы.

Пост Володина в его официальном Телеграм-канале
Пост Володина в его официальном Телеграм-канале

Лисин, который в отличие от Володина, имеет дело с производством и реальным бизнесом каждый день, с этой позицией не согласен:

"Идея в том, что за рубли можно начать продавать удобрения, зерно, нефть, металлы, лес, что-то еще. Не знаю, может, с газом что-то получится, но остальное?

Мы на протяжении десятилетий боремся за экспортные рынки, где нас никто не ждет.
Выстраивали отношения с тысячами клиентов в 70 странах.
Сложно представить, что может убедить наших покупателей переключиться на расчеты в рублях и нести валютные риски. Логистические проблемы уже усложнили доставку продукции до потребителя. Переход на платежи в рублях просто выбросит нас с международных рынков".

Миллиардер считает, что главный рецепт в нынешней ситуации - это давать возможность бизнесу, большому и малому, и самим людям приспособиться к новым условиям: "Не надо пытаться все администрировать до дыр, это только вредит бизнесу. Сегодняшняя ситуация — это больше чем очередной экономический кризис, с которыми мы сталкивались ранее".

Честно сказать, даже если такие могущественные люди как Лисин или Дерипаска говорят, что нынешняя ситуация - это "больше чем экономический кризис", то становится как-то по-настоящему страшно.

-4

==> Прощай, свободный доступ к рекам и озерам: Госдума во главе с "ЕР" разрешила приватизировать участки у водоемов

==> Дорогое ты наше наследство: в России в январе рекордно выросли цены на услуги нотариусов по удостоверению завещаний

==> Ростовщики потирают руки: многие россияне безнадёжно увязли в микрозаймовом рабстве. Государство безучастно