Вспоминал владыка Феофан благочестие, веру самого Государя: "Каждый будний день Государь всегда начинал с молитвы в храме. Точно в 8 часов утра он входил в дворцовый храм. К этому времени служащий священник уже предварительно совершал проскомидию и прочитывал часы. Со входом Царя священник делал возглас: "Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков". И точно в 9 часов Литургия кончалась. Государь молился всегда усердно. Каждое прощение ектиньи, каждая молитва находили живой отклик в его душе.
В июле 1914 году началась война с Германией и её союзниками. Вполне естественно, военные действия сильно волновали Владыку Феофана. После первоначальных успехов на всех фронтах, русская армия была вынуждена, по нехватке боеприпасов, перейти к обороне. Под влиянием мировых военных авторитетов и мировой прессы Генеральный штаб допустил ошибочный расчёт, что ожидаемая война будет короткой, в несколько месяцев.
В Полтаву прибыл, для всех неожиданно, из Ставки фронта Государь Император как Верховный Главнокомандующий всеми Вооружёнными силами России. После первых отступлений на германском фронте из-за недостатка боеприпасов теперь Россия напрягла свои усилия, и, снабжая фронт, на каждом ящике писали: "Боеприпасов не жалеть!"
Россия готовилась ко всеобщему наступлению. И Государь прибыл в Полтаву окрылённым несомненной надеждой на военный успех. Он прибыл в Полтаву именно для того, чтобы на месте дарованной Богом победы Петру Великому 27 июня 1709 года над шведским королём Карлом-12, испросить у Господа новую победу России, при участии Архиерея, которого он хорошо знал и которому полностью доверял.
Владыка Феофан возблагодарил за Августейшее посещение именно его епархии с такой благочестивой целью, за Монаршую милость, свидетельствовавшую о прежнем доверии и любви к нему лично, но радость та была на фоне грозных пророчеств о России.
Не только враги России, но и коварные "союзники" бросили тогда миллионы на моральное разложение российского тыла. Революционеры разных мастей получили огромные средства для ведения подрывной пропаганды за спиной доблестной российской армии. Часть интеллигенции и военного руководства, позабыв о своём священном долге перед Государем и Родиной, поддалась самоубийственной крамоле. Революционная раскачка всего здания Империи достигла даже верховной власти. Некоторые "слепые вожди" утверждали : "Чем хуже- тем лучше".
Высший генералитет изолировал Государя не только от народа, но даже от его Семьи. Государь не знал, что делается с его Семьёй, а сама Семья не знала, что делается с ним. Среди "своих" он был был как пленник. Пред угрозой отстранения от власти он говорил: " Нет той жертвы, которую я не принёс бы во имя действительного блага России и для спасения её".
Архиепископ Феофан, успевший так близко узнать Царскую Семью, был потрясён до глубины души объявленным отречением Государя.
В октябре 1917 года одних богоборцев сменили у власти другие- на смену демократам встали социал-демократы, большевики. Стоявший во главе их вождь на митинге кричал: "Нам господа хорошие, на Россию наплевать!"
И повсюду в стране началось беспримерное в истории уничтожение неугодных власти людей, и таковых были миллионы!
Последствием устранения Божия Помазанника от власти стал раскол общества из-за разрыва связующей духовной нити между Батюшкой Царём и народом, его детьми, утверждённой и воплощённой в бытие русское рукою Божией.
Предсказание старицы -Христа ради юродивой Паши Саровской, переданное Преосвященным Феофаном в 1911 году лично Государю, а также предсказания многих святых угодников Божиих начали сбываться.
Забыл народ русский Господа Бога, отверг клятву, данную праотцами, клятву на верность Богу и Его Государю. И никто не поднял открыто знамени Всероссийского Собора 1613 года...
Революционеры Временного правительства продержались у власти всего 8 месяцев. Но на гребне эсеровской революции власть захватили настоящие богоборцы-интернационалисты- большевики. И началась кровавая расправа со всеми неугодными... Началась гражданская война. Большевики показали своё лицо...
Сразу же после кровавого захвата власти в России богоборцами встал вопрос о Всероссийской Православной Церкви, насчитывавшей свыше ста миллионов человек. Эти миллионы оставались единой силой дореволюционной России. Широко применяемый кровавый террор не ослабил эту силу, а напротив -морально укрепил её. Вера в жесточайших гонениях усилилась, народ встрепенулся. Проснулись многие из тех, кто спал сном безразличия. Масса народная поняла, что болшевистская власть действует против народа и веры. И случилось так, что на место каждого, встал не один, а готовы были стать многие... Антинародная, богоборная власть поняла, что ей грозит опасность народного единства. И применила испытанный с древности метод завоевателей "разделяй и властвуй"- раскалывай народное единство и управляй. Таким образов, кроме прямого гонения, террора и убийств, большевистская власть воспользовалась и методом провокационных расколов Церкви.