"Не унывай,
садись в трамвай,
Такой пустой,
Такой восьмой..." (О. Мандельштам)
Сегодня, 6 апреля, исполнилось 123 года первому московскому трамваю.
Торжественное открытие состоялось 25 марта (6 апреля по новому стилю) 1899 г. Регулярное движение трамвая открылось на следующий день. Первым трамвайным маршрутом был маршрут 6 от Бутырской заставы до Петровского парка.
Старые фильмы о Москве у нас прочно ассоциируются с звенящими трамваями. Почему? Дело в том, что трамваи были обязаны постоянно звенеть на остановках, сигнализируя об отправлении, и этими звуками была наполнена Москва.
Система была следующей. Главным в трамвае был, как ни странно, не вагоновожатый, а кондуктор. Кондуктор был обязан, проконтролировав, что все зашли и купили билеты, закрыть заднюю дверь (передняя закрывалась автоматически, соединенная механизмом) и дать команду вагоновожатому на отправление. Команда как раз подавалась с помощью звонка. Вдоль стены всего салона был протянут шнур, кондуктор дергал за него из любой части салона, и это и было сигналом для вагоновожатого к отправлению.
Про популярные московские маршруты лучше всех написал Паустовский, какое-то время работавший кондуктором:
"Руки у нас, кондукторов, всегда были зелеными от медных денег. Особенно если мы работали на «медной линии».«Медной линией» называлась линия «Б», проходившая по Садовому кольцу. Кондукторы не любили эту линию, хотя москвичи и называли ее с умилением «Букашкой». Мы предпочитали работать на «серебряной» линии «А»- на Бульварном кольце. Эту линию москвичи называли тоже ласково «Аннушкой». Против этого ничего возразить было нельзя, но называть «Букашкой» линию «Б» было просто нелепо.Проходила она около многолюдных вокзальных площадей, по пыльным обочинам Москвы. Вагоны на линии «Б» были с прицепами. В прицепы разрешалось садиться с тяжелыми вещами. Пассажир на этой линии был больше с окраин — ремесленники, огородники, молочницы. Расплачивался этот пассажир медяками, серебро же припрятывал и не очень охотно вытаскивал его из своих кошелей и карманов. Поэтому эта линия и называлась «медной».
Линия же «А» была нарядная, театральная и магазинная. По ней ходили только моторные вагоны, и пассажир был иной, чем на линии «Б»,- интеллигентный и чиновный. Расплачивался такой пассажир обыкновенно серебром и бумажками. За открытыми окнами вагона линии «А» шумели листвой бульвары. Вагон медленно кружился по Москве — мимо усталого Гоголя, спокойного Пушкина, мимо Трубного рынка, где никогда не умолкал птичий свист, мимо кремлевских башен, златоглавой громады храма Христа Спасителя и горбатых мостов через обмелевшую Москву-реку."
Двери на трамваях долгое время даже и после войны открывались и закрывались вручную, поэтому часто нерадивые пассажиры сходили не там, где остановка, а там где надо, а самые шустрые умудрялись запрыгивать в трамвай на ходу.
А уж катание на подножке было излюбленным делом. Подножки у трамваев были большими и были изначально предназначены для его обслуживания, но детвора и многие взрослые, нарушая правила, продолжали злоупотреблять.
Кроме подножки, можно было кататься на «колбасе». «Колбасой» называли скатку кабелей, которыми к моторному вагону прицеплялся второй вагон.
Удивительно сейчас, но когда-то трамвай ходил и по Красной площади
Трамвай сейчас это самый экологичный вид транспорта, у которого есть много поклонников
На этой неделе Департамент транспорта приготовил мероприятия к празднованию 123-летия московского трамвая