Церковь Пятницы в Барабанове, пожалуй, является самой известной деревянной церковью Красноярского края.
В 2022 году храм XIX века, который также называют Сибирскими Кижами, ждет полная реставрация.
«Город Онлайн» рассказывает об истории появления известной церкви, о её настоятелях и прихожанах, а также о современном состоянии храма.
Народная инициатива
Первые упоминания о деревне Барабановской появляются в 1722 году. Краеведы считают, что название связано с владельцем деревни — возможно, неким Барабановым.
К концу XIX века название «Барабановская» сократили до «Барабаново», под которым деревня известна сегодня.
Население деревни, как полагают исследователи, формировалось из числа вольных переселенцев. Согласно одной из версий, здесь жили выходцы с русского Поморья, которые приезжали сюда на промысел. Эту версию подкрепляет схожесть в архитектуре барабановской церкви и карельских деревянных храмов.
На протяжении первой четверти XIX века в деревне Барабановской и окрестных поселениях (Карымская, Шиверская, Додоново) возводились часовни, чтобы крестьяне могли там молиться. Однако в часовне запрещено было совершать главное христианское богослужение — Божественную литургию: там не причащали, не крестили и не венчали крестьян. Именно поэтому жители деревень отправлялись в храмы ближайших поселений. Крестьяне жаловались, что у многих из них нет возможности посетить храм даже по большим праздникам. Привезти священника также было затруднительно. Так появилась необходимость возведения своей церкви.
24 февраля 1852 года представители четырёх поселений написали епископу Томскому и Енисейскому Афанасию (Соколову) прошение, в котором просили разрешить строительство в Барабановском селении деревянной однопрестольной церкви на каменном фундаменте во имя святой мученицы Параскевы Пятницы и образовать новый приход.
Епископы удовлетворили просьбу крестьян. Ответственным за строительство новой церкви был выбран житель Барабановской деревни Николай Стефанович Черкашин, который сам участвовал в строительных работах.
Известно, что в 1800 году император Павел I запретил строительство деревянных храмов. Запрет был снят только через 35 лет, когда по всей России каменные храмы стали заменять деревянные. В Сибири деревянное зодчество оставалось востребованным: в XIX веке возводить деревянные постройки было дешевле и отапливать суровыми сибирскими зимами было проще.
Строительство
Церковь возводилась на пожертвования. Расходы на содержание будущего церковного причта, то есть священника и псаломщиков, пропорционально делились на все домохозяйства, составляющие новый приход.
На строительство церкви Параскевы Пятницы было собрано 7200 рублей. Жители прихода пожертвовали около 700 рублей из этой суммы несмотря на то, что деревни, включённые в приход, были совсем не богаты. Большие суммы на строительство выделяли представители фамилии Черкашиных: они вносили по 14, 20 и даже 50 рублей (серебром или хлебом), когда среднее пожертвование составляло от 1 до 6 рублей.
Еще одну крупную сумму — 1500 рублей — на строительство храма внёс купец Иван Иванович Токарев, который был главой Красноярска с 1882 по 1884 год. Токарев также финансировал Частоостровскую церковь, где был церковным старостой. Купец всю жизнь жертвовал большие деньги на строительство храмов, училищ и приютов.
Окончательно определились с местом строительства храма 13 июля 1853 года. Главное требование к строительству церкви в то время — она должна была возводиться на возвышении, в красивом месте и вдали от жилых домов и построек, чтобы обезопасить храм на случай пожара.
15 августа 1856 года была совершена закладка храма. Архитектором пригласили Якова Михайловича Набалова. Подрядчиком в строительных работах выступал Матвей Сажин, который способствовал появлению в Красноярске начального образования для сирот и бедного сословия. В 1863 году он на собственные средства построил в Сибири первую школу высшего образования.
Параллельно со строительством церкви велось служение настоятеля и диакона на новом приходе. Настоятелем барабановской церкви назначили 24-летнего священника Евфимия Ситникова, диаконом — 26-летнего Дмитрия Мухачева.
В 1857 году строительство церкви, а также отделочные работы были полностью завершены. 2 мая следующего года была проведена приёмка готового к богослужениям барабановского храма. В августе церковь освятил Василий Касьянов — протоиерей кафедрального собора Красноярска. У священника сложились дружеские отношения с настоятелем Евфимием Ситниковым, позднее он не раз приезжал в храм.
Барабановская часовня, возведенная еще до постройки церкви Параскевы Пятницы, после завершения строительства храма простояла совсем недолго: она полностью сгорела 19 мая 1858 года из-за пожара в соседнем с ней доме.
До революции
В 1860-е годы церковь в Барабановской деревне процветала: епископ Никодим (Казанцев) и благочинный Алексей Угрюмов отмечали, что храм построен на совесть, а прихожане религиозны и «нравственности доброй».
Отец Евфимий Ситников — первый настоятель барабановской церкви — возглавлял приход на протяжение 37 лет. После него пост занимали священники Михаил Покровский, Никифор Миронов, Александр Аристархов и Павел Виноградов. Последний застал на приходе советскую власть.
Дом настоятеля прихода церкви Параскевы Пятницы был скромным: «весьма неудобен, ветхий, холодный» — как про него писали. Вместе со священником в доме проживала его семья.
При барабановской церкви была открыта одноклассная церковно-приходская школа. В учебниках встречаются разные даты открытия: ноябрь 1863-го или январь 1864 года. Несмотря на то, что Ситиков был малообеспечен, он пожертвовал на учреждение школы личные сбережения. Главное внимание на школьных занятиях отводилось Закону Божию и изучению русского языка. Ещё были такие предметы, как церковное пение, чистописание и церковнославянский язык. Количество учеников в разные годы варьировалось от 11 до 31.
На приходе всегда отмечали церковные праздники. У каждой деревни были свои любимые даты. Жители Барабановской деревни особо любили Девятую пятницу после Пасхи, Преображение Господне и день Михаила Архангела.
В конце XIX века в отчётах священников и благочинных чаще начали попадаться замечания о падении нравственности в народе. Духовенство пыталось выяснить причину. Среди них были увеличение ссыльных поселенцев, рост количества питейных заведений и золотых приисков, которые отвлекали народ от земледелия, отдаляли их от семей и Церкви. Кроме того, стремительное развитие промышленности и торговли в России на рубеже XIX и XX веков постепенно разрушали традиционный уклад жизни и ценности. Приближалась революция.
После революции
Информации о постреволюционной жизни церкви Пятницы в Барабанове сохранилось не так много.
В 1922–1923 годах проводилось изъятие ценного (с точки зрения властей) имущества церкви под благотворительным предлогом — помощи голодающим. Барабановская церковь не стала исключением. Изымались чаши, лжицы (ложечки для причастия), дискосы (специальные блюда, используемые во время литургии), ризы с икон, кресты, кадила и многие другие предметы. Всего у Барабановской церкви было изъято около 13 килограммов ценностей.
23 июля 1935 года Красноярский краевой исполкомом выпустил постановление о ликвидации Барабановского храма. А за ним закрыли ещё четыре церкви — Худоноговскую, Дрокинскую, Овсянскую и Бархатовскую. Текст решений отличается только номером и названии храма. В качестве причины закрытия указаны распад религиозной общины и то, что в течение двух лет «никаких религиозных обрядов не исполняется и молитвенных собраний не проводится». Позже советская власть устроила в Барабановской церкви склад с зерном.
После закрытий храмов судьба изъятого имущества зачастую была неизвестна. Прихожанам даже не было позволено забирать в свои дома иконы, которые были ими пожертвованы церкви. Конкретно про имущество Барабановской церкви сведений не сохранилось.
Встречается информация, что службы в Барабановской церкви окончательно прекратились лишь в 1950-е годы, то есть спустя 20 лет после официального закрытия. Возможно, люди просто приходили в храм помолиться.
В 1980 году церковь Пятницы в Барабанове признали объектом культурного наследия регионального значения. Ещё спустя шесть лет состоялась первая экспедиция в Барабаново красноярской летней школы. Это положило начало восстановлению Барабановской церкви силами энтузиастов. Они оттирали надписи вандалов со стен, ремонтировали крышу, переложили пол.
В 2003 году церковь освятили. В 2016 году настоятелем в Параскевской церкви стал священник Алексей Язев.
Барабановская церковь сегодня: реставрация и большие планы
В октябре 2021 года губернатор Красноярского края Александр Усс сообщил, что государство выделит деньги на реставрацию церкви Параскевы Пятницы в Барабанове.
Многие работы по ремонту уже проводились ранее: силами и средствами неравнодушных людей. Были заменены подпорные балки, укреплены ветхие стены, обновлена кровля, куплены новые колокола. Но полноценная реставрация, которая требовала, по расчетам активистов, около 60–80 миллионов рублей, не проводилась. Наконец этот процесс запущен.
Так как церковь является объектом культурного наследия, любые действия по реставрации необходимо подтверждать огромным количеством разрешительной документации — в этом заключается сложность проведения работ на объекте. Подготовка всех документов по всем регламентам занимает большое количество времени. Возможно, в ближайшем будущем начнутся торги, на которых в течение 90 дней будет выбран подрядчик. На начало самих строительных работ отец Алексей надеется к осени.
Алексей Язев, настоятель церкви Параскевы Пятницы в Барабанове:
«Подобного проекта в истории красноярской реставрации ещё не было. Да, реставрировали каменные храмы в Енисейске, есть опыт восстановления и исторического квартала, и архиерейского дома в Успенском монастыре. Но храм в Барабанове — совершенно отдельная история, и здесь очень важно провести подготовку должным образом. Работа ведётся, хоть её и не видно».
Помимо реставрации самой церкви, также планируют облагородить территорию вокруг храма — сделать прокладку асфальта, организовать парковки, создать причал.
Церковь Параскевы Пятницы в Барабанове уже сегодня привлекает людей со всего мира своей особой духовной атмосферой.
Фото обложки: @mike_bazhenov
Источник статьи: https://krasnoyarsk.city.online/news/2022-03-20-sibirskie-kizhi-proshloe-i-nastoyashee-cerkvi-paraskevy-pyatnicy-v-barabanove