1. Семья Аргуновых
Изначально род Аргуновых принадлежал князьям Черкасским, а в середине XVIII века перешёл в распоряжение Шереметьевых.
Иван Аргунов прославился как писатель камерных и парадных портретов. Он писал многих знатных персон и даже саму Екатерину II. Однако несмотря на свою известность, он так и не освободился от крепостной зависимости. Чуть позже Шереметьев назначил его управляющим. Эта работа отнимала много времени и Иван перестал заниматься живописью.
Двоюродный брат Ивана Фёдор Семенович Аргунов был выдающимся архитектором. Им были созданы парковые павильоны усадьбы Шереметьевых в Кусково, а также он принимал участие в строительстве усадьбы Шереметьевых на Фонтанке.
2. Савва Морозов
Династия Морозовых являлась одной из самых богатейших семей в Российской Империи. Ими были основаны не только мануфактуры, но и школы, больницы, театры, детские приюты и библиотеки.
Савва Морозов прошел путь от обычного крепостного крестьянина до купца первой гильдии. В юношестве он устроился ткачом на мануфактуру и внимательно изучал работу предприятия, мечтая когда-то открыть свое. Однако планы могла прервать служба в армии, которая длилась 25 лет. Тогда Савва решился занять огромную сумму у своего помещика, чтобы откупиться от рекрутского набора. Удивительно, но за два года ему удалось вернуть долг.
Чуть позже он стал изготавливать ткань на дому, а потом шел пешком до Москвы и продавал ее. В 27 лет ему удалось открыть собственную небольшую фабрику. В 1821 году Морозов выкупил себя и свою семью из крепостной зависимости, а через два года он приобрел земли у своего уже бывшего хозяина. На них он построит Никольскую мануфактуру, которая позволит Морозовым больше не беспокоиться о деньгах. Ими также будут открыты еще множество предприятий, которые после революции национализируют большевики.
3. Павел Овчинников
История успеха будущего ювелира началась благодаря князьям Волконским, у которых Овчинников был крепостным. Именно они разглядели еще в восьмилетним ребенке способности к рисованию и отдали на учебу московскому ювелиру. Стоит сказать, что его старший брат на тот момент уже был вольным и также работал ювелиром в своей мастерской. Поэтому долгое время Павел Овчинников был его подмастерьем.
В 20 лет он женился. У невесты было богатое приданное в 1000 рублей и Павел решился вложить все деньги в собственное предприятие. Через 2 года после открытия мастерской, ее годовой оборот составлял 250 тысяч, а еще через год уже 1,5 миллиона. Также Овчинников создал целых 600 рабочих мест. Причем это были не просто рабочие места, а полноценное жилище. При фабрике построили и больницу.
Павел специализировался на русских мотивах, также им была восстановлена утерянная техника перегородчатой эмали. Иностранцы, приезжающие в Россию, считали своим долгом приобрести изделия Овчинникова, а в 1872 году его удостоили звания "поставщика двора Его Императорского Величества".
Мои другие статьи: