Неделю назад наконец состоялось заседание суда. Ждала я его долго.
Осенью я составила иск. С шапкой и финальной частью помогал Алексей. Иск предъявила Отделу социальной защиты населения района (по месту регистрации моей и детей) г. Санкт-Петербурга.
Вот мои основные тезисы и доводы:
- я действую в интересах моих детей (свидетельства о рождении), которым противоправно отказали в пособиях и тем самым нарушили их права (все отказы и ответы от разных инстанций на мои попытки добиться пособий)
- Я воспитываю (справки о том, что мы прописаны вместе) их одна, разведена (документ), алименты не получаю (документ), а местонахождение отца неизвестно (документ)
- На расчетный период младшему не было ещё трех лет, и не было садика (справка из сада с датой поступления). Возможности полноценно работать у меня не было, так как сидеть с ребенком более некому (но, собственно, по закону более никого и не могут обязать, ни бабушку, ни тётушку; так что это для полноты картины, не более)
Далее в иске я указывала на разницу в формулировках (об этом подробнее в прошлой части) в Постановлении Правительства РФ и Постановлении Правительства СПб. И описывала своими словами все обстоятельства, подчеркивая, что моя семья попала в трудную жизненную ситуацию.
Потом, выступая уже в суде, я подчеркнула, что именно для таких семей и были введены пособия. Что ждала я второго ребенка, уже осуществляя уход за первым (у них разница два года), и что до рождения первого ребенка я работала, являясь индивидуальным предпринимателем. Соответственно, мне начислялся стаж, я отчисляла все положенные по закону выплаты, в том числе в Фонд Социального Страхования, в ФФОМС и в Пенсионный Фонд. И что я сама брала справку в ФСС для начисления мне пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.
И особенно я подчеркнула, что если в правовом вопросе есть несоответствие между федеральным законом и региональным, следует придерживаться федерального закона, как главенствующего. Спасибо Лёше! Это он так ответил мне на вопрос, что делать с этой разницей. Ведь они уперлись в свой вариант, и твердят "Таков закон!" Лёша мне рассказал об этом правиле из юридической практики, и я уверенно это озвучила на суде.
Алексей, кстати, верил больше, чем я. Я всё время пыталась придумать, какие бы ещё справки раздобыть.
— Может, из садика взять выписку, как они его посещают, ведь неделю там, потом месяц дома..?
— Оленька, ну чего ты всё хочешь доказать? У тебя и так всё очевидно: ребёнок есть, трёх лет нет, необходимость ухода за ним несомненна, осуществлять уход более некому. Всё!! А ты пытаешься что-то ещё доказать, что ты не верблюд.
— Так у меня такое впечатление, что мне приходится именно это и доказывать, Лёш...
Вот как-то так проходила подготовка к суду. До заседания прошло почти пять месяцев.
Сначала я сама допустила оплошность. Я приложила копию иска для ответчика в пачку документов, высылаемых в суд (всё работало через почту России из-за ковида). Именно так я делала, подавая на развод.
Но сейчас мне пришло письмо, что иск был подан с ошибкой — нет документа, подтверждающего отправку экземпляра для ответчика — и необходимо исправить её в установленный срок. Я отослала копию иска и все прилагаемые документы (копии, понятно) ответчику, и еще раз послала комплект документов в суд (оригинал иска и стопку копий разных документов), приложив в этот раз копию описи и чек с почты об отправке комплекта документов ответчику.
Вскоре пришло по почте извещение о назначенной явке, через месяц. Я шла и волновалась. Но оказалось, это только предварительное слушание, на котором проверили все документы, объявили, что к делу привлечен Комитет по социальной политике, так как "дело касается интересов детей". И назначили заседание на конец марта, ещё через полтора месяца.
На самом заседании был представитель ответчика и представитель Комитета по социальной политике СПб. Оба они выступали против меня. Оба основывали свое решение на том, что я должна "находиться в отпуске по уходу за ребенком", а таковой регулируется Трудовым Кодексом, гарантируя мне сохранение рабочего места. В их представлении всё выглядело железно: нет рабочего места — нет пособия.
Судья спросила у меня, настаиваю ли я на своём иске. И уточнила несколько моментов: сколько было ребенку на расчетный период, и что за справку я брала в ФСС, и ещё что-то.
Ожидание, когда судья удалилась, было очень долгим. Оппонентки мои не сомневались в вердикте. А я, признаться, пришла совершенно спокойной на этот раз. "Будь что будет!", — думала я тем утром. Так устала от нервотрепки и ожиданий. "Прожили самое трудное время, проживем и дальше."
К тому же, я не сильно волновалась, потому что была уверена, что это только первое заседание. Что будет второе. А мне, возможно, придется ехать в ФСС или ещё куда за какими-то справками. Я по-прежнему не разделяла оптимизма моего друга и заочного "адвоката" Алексея.
Во время ожидания успела и помолиться, и разговориться с женщинами напротив. Не хочу передавать разговор, он для меня был эмоционально трудным, конечно.
Наконец вышла судья. Мы встали. Я выслушала приговор суда, совершенно ошеломлённая.
СУД ПРИЗНАЛ ОТКАЗ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПОСОБИЙ МОИМ ДЕТЯМ ПРОТИВОПРАВНЫМ !
Поскольку наличие уважительной причины — цитирую — очевидно.
А что касается разницы в постановлениях — опять цитирую — следует руководствоваться вышестоящим документом, то есть постановлением Правительства РФ, в котором ничего не сказано о регулировании вопроса ТК.
Суд обязал ответчика исполнить все пункты моего прошения. А именно:
- назначить и перечислить пособие на старшего ребенка,
- назначить и перечислить пособие на младшего ребенка,
- осуществить перерасчет пособия на старшего ребенка с 01 января 2021г. и выплатить разницу (дело в том, что ведь получала это пособие на старшего первый год, до введения изменений; а по закону, если сумма потом меняется, то с января должны компенсировать разницу)
А ещё я просила освободить меня от оплаты госпошлины. Не забудьте про этот пункт, если будете подавать иск подобного рода.
_______________
В общем, я слушала и не верила ушам своим. Дамы напротив меня поздравили, представительница соцзащиты извиняющимся тоном обратилась:
— Но нас обяжут подать апелляцию...
— Да я знаю! — ответила я уже почти радостно.
Лёша меня давно предупредил, чтобы я сильно не рассчитывала на то, что сразу всё получу, если суд признает мою правоту. Он сказал, что любой госорган подаёт на апелляцию. Прав-не прав, всё равно; такова процедура.
Так что это ещё не конец. Но уже большая победа!
Теперь жду письменного решения суда; на руки его ж не выдают сразу. Потом будет ещё горсуд. И потом, может, наконец справедливость восторжествует. Ещё через полгодика.
А я тем временем сейчас буду подавать на эти же пособия снова. Ведь почти год прошёл. Причём в новом расчетном периоде несколько месяцев приходятся на те же обстоятельства. Поэтому в заявлениях приложу-ка я копию решения суда. На всякий случай. Согласны, что не помешает?
Первые части рассказа:
PS: а ещё меня накрыло такой волной отходняка... Несколько дней после волновалась, приходила в себя, и — заболела.