Найти тему
Любо

Присуд

Присуд – самое интересное понятие, с которым я столкнулся, изучая казачью повестку. Признаюсь, раньше я о нём вообще ничего не слышал, как и большинство тех, кто прочтет этот текст. Я даже не знаю, где правильно ставить в нём ударение, но если чувство языка меня не подводит, то должно быть на первом слоге.

Итак, что же это такое? На первый взгляд всё просто – “присужденное Богом, историческое право Казаков владеть Старым Полем, берегами рек Дона и Донца "сверху до низу", и "с низу до верху". Сначала я подумал, что речь об области Войска Донского. Ведь, нынешняя Ростовская область гораздо меньше прежней казачьей автономии, её земли отданы Кубани, Воронежу, Волгограду, Луганску. Но в самом деле, понятие «Старого Поля» может сильно варьироваться. Кто-то понимает его как вообще все степные земли от Днепра до Яика, от Воронежа до Кавказа. Видел я как-то карту, где в Присуд включают старую Засечную черту XVI века вместе с Пензой, Тамбовом и Волгоградом. Кто-то включает в понятие Присуд три казачьи реки – Дон, Кубань и Терек. А есть максималисты, которые видят под исконными казачьими землями – земли всех казачьих войск вплоть до Енисейского. Мне лично это очень напомнило концепт «Земли Обетованной» у евреев. Не просто исторические претензии, а ещё усиленные религиозным фактором. Насколько я понял, сам концепт активно развивался с обретением независимости во время Гражданской, и затем пестовался в среде эмигрантов.

Казачий Присуд как понятие. Понятие в чем-то сходное с имеющимися в русском языке понятиями «Родина» и «Отечество». Сходное, но более объемное по своей смысловой нагрузке. Так как оно означает не только место рождения нашего народа, историческое место, где жил наш народ, землю отцов, но и право казаков владеть и управлять своими землями. Богом данное право. И подтвержденное на протяжении веков силой казачьего оружия.

Так пишут о нём многие авторы. Это название произносят с придыханием и с большой буквы. Это опасная заноза, которая в случае если казачий проект состоится, может вести к постоянным претензиям к соседям и вооруженным конфликтам. Кстати, прецедент уже был. Когда в 2014-м началась война в Донбассе, вместе с ополченцами туда зашли казаки Водолацкого. Предлог был как раз в восстановлении Присуда, возвращении казакам их земель. Но тогда атаман получил свою порцию непонимания с обеих сторон – запорожские казаки назвали его предателем, а русские тоже испугались и в итоге проект этот быстро свернули.

Но украинская территория – малая часть Присуда. Большая часть прежних земель на территории России. Так что, в случае автономии Дона, не исключены приграничные проблемы. Вспомните, чем обернулось присоединение к Чечне территорий Ингушетии. Тогда были масштабные беспорядки, и возможно, когда центральная власть ослабнет, к возобновлению чечено-ингушского конфликта. Что уж говорить о гораздо более масштабных претензиях казаков к соседним регионам. Но это поправимо. Тем более, что если проект взлетит, то старые догматы будут пересматриваться в пользу realpolitik. Важно, чтобы общество было здоровым и в целом довольным собой. Тогда маргинальные людоедские проекты не будут иметь под собой никакой почвы.

Тем более, были случаи здравомыслия. Вот, например, в 1993-м году Конфедерация народов Кавказа и казаки подписали соглашение о мире и сотрудничестве. В том числе речь шла о:

"Недопущение использования КНК и казачества Юга России в качестве военной силы друг против друга; отказ от территориальных и других претензий между ними, а в случае их возникновения – разрешение всех вопросов исключительно политическими средствами за столом переговоров; создание гарантий коллективной безопасности в случае угрозы применения силы против КНК или казачества".

К сожалению, уже на рубеже 93 и 94-го началась Первая Чеченская, и казаки, нарушив этот договор, кинулись отвоевывать Терские земли. К чему это привело, мы сами видели.

Любой концепт подобен ножу. Им можно резать хлеб, а можно чье-то горло. Важно, чтобы нож не попал в руки сумасшедших и убийц.