Сейчас (сею секунду, сей момент, в сее время) Россия шагнула за грань времени. Впервые за свою долгую историю Россия опередила время и нанесла удар за порогом обыденного настоящего. Причем этот удар был нанесен по давнему и смертельному русскому врагу - нацизму.
Не стоит уподобляться наивным простачкам и говорить, что нацизм это Германия середины двадцатого века. Нацизм это весьма давний спутник человечества. Его можно найти и в Китайской цивилизации, и в Индийской, разумеется он был и присутствует в цивилизации Европейской, и... Русской.
Нацизм это тот паразит (живущий за счет иного и не могущий существовать благодаря самому себе) с которым борется любая цивилизация. Когда побеждает нацизм это свидетельствует о подрыве здоровья цивилизации и приходят "белые варвары" неся опиум задыхающемуся от нацизма Китаю, приходят адепты "Чистоты арийской расы" и приносят Европе "Новый Порядок". Когда нацизм побеждается изнутри (Китай) или снаружи (Немецкий национал-социализм) мы видим всплеск культуры, экономики, философии... Но бывает так, что нацизм попросту съедает своих адептов не способных дать миру ничего кроме заунывной тоски по пре(о)данному величию, вероятно это и произошло с древними цивилизациями Центральной и Южной Америки.
Сейчас идет удар России по Европейскому нацизму, который максимально отчетливо проявляется на Украине. Пока что удар военный. Демилитаризация это первое условие денацификации. Без демилитаризации нет денацификации. Но демилитаризация это НЕ денацификация. Не стоит путать условия и саму работу. Но это удар и во внутренней политики по нашему, своему, родному, но не менее отвратному нацизму. Все те кто вдруг заявляет, что Россия это единственное правильное государство на планете Земля, все те кто решает за других к какому этносу они относятся, все те кто считает, что существует только русское это ли не нацисты?
Слава Богу Россия как государство (в отличии от той же Украины или Польши) официально запретила нацизм как идеологию, государство отказалось от нацизма как способа государственной и общественной жизни. Все те радикалы которыми полонилась Россия 90-ых, все те движения и организации нацистского толка в России либо ушли в глубокое подполье либо полностью разгромлены от фланга религиозных национал-радикалов до фланга светских групп вроде Эдуарда Лимонова и ежи с ним. Но есть нацизм бытовой. С ним сложнее. Причем говоря бытовой я имею ввиду в том числе и тот нацизм который прекрасно существует в комментариях журналистов, политиков, он попросту естественен и не заметен для говорящих, а порой и для слушающих. Он нечто вроде бытовой повседневности.
События на Украине позволяют приоткрыть и понять этот феномен, а значит и бороться с ним. Например, существует миллионы людей, которые считают себя русскими, а есть миллионы считающие себя украинцами. Как только идут заявления, что последние, только якобы украинцы, что это русские, которым "промыли" мозги и, которым надо объяснить что они русские вот он нацизм в своей бытовой простоте. Если есть заявления, что украинцы это не существующий народ, то вот уже второй шаг к переходу бытового нацизма в его более сложную и уже политически опасную форму. Объяснить миллионам, что они не те кто они о себе думают, что их язык это не язык? Можно ли удивляться, что миллионы не захотят принять эту версию? И будут готовы отстаивать себя и свои права осознавать себя украинцами?
Гораздо труднее бороться с украинским нацизмом чем с украинским языком, гораздо труднее выковыривать украинский нацизм и уважать украинский патриотизм чем запрещать украинцам чувствовать себя украинцем, гораздо труднее строить единое государство как братство Украинцев и Русских (да и других народов), чем приравнивать уничтожение военной техники Украины к денацификации. Труднее в конце концов создавать государственно-политическое единство в многообразии, чем монотонное (однотонное) государственное тело. Когда Россия шла по пути единой нации, но не слиянных народов, единого мира состоящих из бесконечного разнообразия этносов она был сильна. Нацизм предлагает обратное. Он предлагает серую монотонность и работает на слабость России.
И это не проблема генералов или Президента РФ. Это беда петляющих, изворачивающихся и мимикрирующих российских элит. Элиты Россия оказались НЕ СПОСОБНЫ шагнуть в будущее. Их напугал и размазал по исторической картине рывок Президента в Будущее. Элиты начали петлять в настоящем скуля и вереща от страха перед надвигающимся будущим, не чувствуя и не желая понять всю важность упредительного удара по нацизму. Ведь только элиты способны обеспечить денацификацию Украины (демилитаризацию проведут и без них).
Это не в первой. И это не только беда России. Это проходил Китай в девятнадцатом веке, это проходила Германия в веке двадцатом... Читаем Булгакова и вспоминаем, как обитатели русского Киева обсуждали высокую культуру немцев и их преимущества перед своим народом. Обсуждали элиты.
Нынешние элиты и прежде всего элиты интеллектуальные молчат. Нет массовой аналитической работы о НАШЕМ времени. Нет исследований о нацизме, бурной дискуссии о денацификации Украины, о выборе России в каком мире она будет жить завтра. Элиты приняли решение "Ни мира, ни войны". Все идет так как идет. Бурлят провинциальные дискуссионные площадки, взрываются фейерверком мыслей площадки в телеграм-каналах с немногочисленными подписчиками. Но молчит Академия наук, молчит министр образования, молчат ректора крупнейших вузов. Несколько унылых мероприятий, тошнотворный официоз в средней школе (строго по расписанию, раз в неделю!). И мертвая равнодушная тишина. очередная петля элиты. Третья. Первая была в 1917-ом, вторая в 1991-ом. сейчас все тоже самое: часть рванула за Рубеж, часть кивнула головой и активизировала молчание, часть выступила против России, но при этом осталась на государственных окладах (от министра до преподавателя). Впрочем провинциальная часть обеспокоилась Будущим, поддержала рывок в Будущее... но нехватка ресурсов в провинции создает имитацию всеобщности молчания в России целиком.
Петля как есть петля. Петля времени. Петляние интеллигенции. Рывок в будущее которому угрожает замкнуться в петле элит.
Слава Богу, что только угроза. Даст Бог распрямим петлю в спираль развития. А что еще нам, провинциальным частичкам, окраинам великих столичных элит остается?