Найти тему
Диалог Камышин

Как начался путь к известности одного из сотен тысяч солдат Великой Отечественной войны - камышанина Алексея Маресьева

Оглавление

В эти непростые для нашей страны дни исполняется 80 лет с тех пор, как 5 апреля 1942 года при сопровождении штурмовиков на аэродром Истомино был сбит советский одномоторный самолёт-истребитель Як-1.

За штурвалом первого и одного из основных представителей поколения «Яков» был младший лейтенант 580-го истребительного авиационного полка Алексей Маресьев, ведущий группы.

…Так начался путь к известности одного из сотен тысяч солдат Великой Отечественной. За несгибаемую волю к жизни его назвали Человеком Мира, Национальным героем России. Настоящим Человеком. Эти звания превыше генеральских и даже маршальских звёзд.

За несколько последних десятилетий люди умудрились настолько переориентировать свои ценности, что всё настоящее стало блекнуть на глазах. Обеспеченность, сытость и комфорт затмили такие понятия, как совесть, доброта, благородство, преданность Родине, семье, лучшим традициям…

Мощь духа стала чем-то «лишним», старомодным… Плачевный результат не замедлил сказаться. На планете участились локальные вооружённые конфликты, военные операции. Поднял голову «обыкновенный фашизм», с которым, казалось, в победном 1945-м было покончено раз и навсегда.

-2

► Требовались солдаты

Все, кто интересуется всемирной историей и историей Отечества, знают: более восьми десятилетий назад Вторая мировая война охватила 62 государства из 74 существовавших на тот момент. С 1941 по 1945 гг. на бескрайних просторах великого и могучего Союза советских социалистических республик полыхала Великая Отечественная война.

Первый её день, 22 июня, уроженец Камышина Алексей Петрович Маресьев встретил в Батайской школе военных пилотов. Немало трудностей он преодолел на пути к мечте стать лётчиком. Но главные испытания советскому обществу в целом и его отдельно взятому представителю в частности лишь предстояло превозмочь.

Фронтам требовались солдаты. Один за другим формировались боевые полки, дивизии, батальоны. По авиашколе был издан приказ о формировании боевой эскадрильи. В её состав вошёл и «наш Маресьев». В январе 1942 года в районе города Демянска, что на юго-востоке Новгородской области, советскими войсками были обнаружены шесть вражеских дивизий.

В ходе Демянской наступательной операции советские войска окружили основные силы 2-го армейского корпуса 16-й немецкой армии группы армий «Север» («Демянский котёл»). Ожесточённые бои велись несколько месяцев. В апреле 1942-го окружение было прорвано, немцы заняли Демянск.

► Удар по «воздушному мосту»

Успех немецкой обороны обеспечивался за счёт «воздушного моста», который нужно было уничтожить во что бы то ни стало. За пять апрельских дней только Алексей Маресьев сбил три вражеских «юнкерса» (тяжёлые транспортные самолёты Ю-52).

-3

Командованием 580-го авиационного полка Северо-Западного фронта лётчик был представлен к ордену Боевого Красного Знамени и очередному воинскому званию «лейтенант». Историком-краеведом В.М. Шамаевым в хранилищах Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации был обнаружен важный документ, датированный 6 апреля 1942 года.

В рапорте командиру полка майору В.С. Мухину адъютант 2-й авиационной эскадрильи младший лейтенант А.Т. Карасев сообщал следующее: «Довожу, что 5.04.42 г. мл. лейтенант, командир звена Маресьев А.П. был ведущим группы истребителей при сопровождении штурмовиков на аэродром Истомино.

Около аэродрома встретили группу транспортных самолётов противника Ю-52. Завязался воздушный бой, в результате которого Маресьев сбил 2 самолёта Ю-52, на что имеются подтверждения лётчиков 74 штурмового авиационного полка (ШАП)».

► В окрестностях Валдая

Указывалось также, что 5 апреля лейтенант Маресьев не вернулся с задания и была изложена просьба зачислить сбитые самолёты на счёт героя. К рапорту прилагалось подтверждение – донесение командира звена 74-го ШАП лейтенанта Олейника от 7 апреля 1942 года.

Последний взлёт в этот день А.П. Маресьев, как известно, сделал с аэродрома, который находился в городе Бологое Тверской области (в этих местах базировался 580-й авиационный полк). В 1999 году на карте «Окрестности Валдая» Алексей Петрович отметил место падения самолёта Як-1.

-4

Крылатая машина рухнула на землю под Новгородчиной, в лесистой местности близ озера Шлино. Лётчик выжил, но повредил ноги. Невзирая на боль, ориентируясь по солнцу, он 18 суток пробирался по лесу к людям. В апреле в этих краях ещё белым-бело. Продвигаясь по заснеженной местности, где до него не ступала нога человека, Алексей Петрович делал зарубки на деревьях. По окончании Великой Отечественной этот путь назвали «Тропой Маресьева».

Жители деревни Плав, председатель колхоза Михаил Алексеевич Вихров с сыном Александром и соседским парнем Сергеем Малиным, на телеге доставили найденного ими пилота в Плав. Раненый лётчик был размещён в избе Вихровых.

► Не только ходить, но и летать

Задачи по выхаживанию смельчака легли на плечи Ольги Вихровой. Через три дня пребывания в деревне Алексея Петровича доставили в село Красилово, оттуда – самолётом в Москву, в филиал военного госпиталя им. Н.Н. Бурденко, расположенного в Бабушкинском переулке столицы.

Ранение оказалось тяжёлым. Были раздроблены кости обеих стоп. Обморожение ног привело к тому, что началась гангрена. Потребовалась срочная ампутация. Операция проводилась в седьмом Московском Центральном военном госпитале хирургом Николаем Наумовичем Теребинским.

Были ампутированы обе ноги (до 1/3 голеней). Когда послеоперационные раны зажили, Маресьев стал усиленно осваивать протезы. Он мечтал не только научиться ходить, но и вернуться в боевой строй авиаторов. О присвоении звания лейтенанта он узнал 20 июля 1942 года, находясь в госпитале.

Тогда же за 20 штурмовок и три сбитых в ходе боёв на Северо-Западном фронте самолёта ему вручили орден Боевого Красного Знамени. В октябре 1942 года А.П. Маресьев был направлен в авиационную школу «Подмосковье» (посёлок Ибреси, Чувашия). Здесь лётчики, вышедшие из госпиталей, производили тренировочные полёты, велась переподготовка «гражданских асов» в военные.

► На Брянском фронте

Выпускные экзамены в авиашколе в Ибреси Маресьев сдал на отлично и был командирован в Московский военный округ, в 65-ю отдельную авиаэскадрилью в городе Люберцы (ноябрь 1942 – март 1943 гг.). Затем – в 14-й запасной авиационный полк (март – июнь 1943 г.).

Этот авиаполк дислоцировался в Иваново. Там Алексей Петрович освоил современные машины и скоростную технику пилотирования. После получил направление на Брянский фронт, в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк. Боевое крещение на протезах А.П. Маресьев прошёл с лётчиками А.М. Числовым и С.Ф. Петровым.

Вместе они участвовали в Орловско-Курской операции, которая началась 12 июля 1943 года. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками гвардии старшему лейтенанту А.П. Маресьеву и гвардии капитану А.М. Числову (в приказе от 24 августа 1943 года значатся 66 человек) присвоили звание Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда».

Примечательно, что в ходе боёв Орловско-Курской операции 63-й авиационный полк посетил маршал авиации А.А. Новиков. Среди журналистов, сопровождающих высокое лицо, был полковник Борис Полевой, который впоследствии, впечатлённый встречей с лётчиком-истребителем, написал всемирно известную книгу «Повесть о настоящем человеке», сделав прототипом главного героя нашего земляка Алексея Маресьева.

Марина КАРАВАЕВА