В Сербии на президентских выборах победил Александр Вучич, что стало приятной новостью для России. Это значит, что у нашей страны по-прежнему остается надежный союзник в Европе. Однако и тут все непросто. Подробнее о том, как результаты сербских выборов скажутся на России, в комментарии для «Слово и Дело» рассказал старший преподаватель кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ Евгений Колосков.
3 апреля в Сербии прошли президентские и парламентские выборы, которые принесли ожидаемый результат: нынешний президент Сербии Александр Вучич был переизбран на второй президентский срок с результатом 60%. Его Сербская прогрессивная партия получила 43% голосов в парламенте.
Для России победа Вучича на выборах означает сохранение европейского союзника – Сербия осталась единственной европейской страной, которая не присоединилась к антироссийским санкциям Запада на фоне украинских событий. Из-за дружественных отношений Сербия подвергается жесткому давлению со стороны остальных европейских стран. Они неоднократно призывали Белград присоединиться к санкциям в отношении России, да и сам Вучич не раз жаловался на это в медийном поле.
В своей политике Вучич действительно делает ставку на дружбу с Россией, что приносит стране экономические преимущества – в частности, выгодные условия на покупку газа, доступного теперь далеко не каждому европейцу. С другой стороны, Вучич не отказывается от стремлений в Евросоюз. В 2012 году Сербия получила статус кандидата на вступление в ЕС, однако это означает требование смены политического курса. Таким образом, Вучич вместе с сербским народом сегодня попал в ловушку, и с каждым днем лавировать между двумя гигантами оказывается все сложнее.
Еще сложнее – делать прогнозы о том, насколько дружественными сохранятся отношения между Россией и Сербией в условиях беспрецедентного давления Запада. Подробнее об этом в комментарии для «Слово и Дело» рассказал старший преподаватель кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ Евгений Колосков.
«Отношения между Сербией и Россией, так же как и отношения между Сербией и странами Евросоюза, будут развиваться в зависимости от отношений между Россией и Евросоюзом. Естественно, что нынешний украинский конфликт критически ухудшает отношения между Россией и так называемым коллективным Западом. Все-таки основа политики Вучича – это не ориентация на Россию, а именно некий нейтральный статус Сербии, который прописан в Конституции страны. На данный момент ему приходится усиленно лавировать между двумя сторонами, учитывая, что сейчас у него ситуация ухудшилась по сравнению с его прошлыми результатами выборов», — отмечает эксперт.
В связи с этим противостоянием Брюссель может принять решение максимально ускорить прием в Евросоюз балканских стран. Все-таки юго-восток Европы находится в весьма дружественных отношениях с Россией – это невыгодно таким европейским игрокам, как Германия и Австрия. Уже в скором времени они могут принять в ЕС Албанию, Северную Македонию, Черногорию и Сербию. Также может разрешиться вопрос с признанием Косово и Боснии и Герцеговины. Для Вучича такой исход событий будет крайне неблагоприятным: за вхождение в ЕС придется поплатиться собственной независимостью и возможностью беспрепятственной покупки газа и нефти у России.
Не менее сложно обстоят дела и с другой европейской победой – на парламентских выборах в Венгрии партии ФИДЕС во главе с Виктором Орбаном. Несмотря на то, что Орбан – давний друг Кремля, быть уверенным в его поддержке России сегодня не приходится.
«Венгрия уже давно является членом Евросоюза и НАТО. Позиция Орбана не столь приятна Москве, как позиция Белграда. Все-таки, Венгрия достаточно последовательно выступает в рамках политики Евросоюза и НАТО. Действительно, в какой-то степени можно говорить о диссидентстве. Но в целом, их линия соответствует общеевропейскому курсу, и я бы не стал сейчас настолько категорично записывать Орбана в друзья Москвы. Он выступает за улучшение отношений с Россией – впрочем, как и определенный ряд политиков. Но тем не менее, в отличие от Вучича, он делает вполне конкретные антироссийские шаги», – отмечает Евгений Колосков.
Одно можно сказать точно: Сербия и Венгрия, будучи друзьями Кремля, сегодня смотрят в будущее более уверенно, чем их европейские соседи, которые уже страдают от недостатка газа, нефти, дизельного топлива и продовольствия.