Вы не поверите, но вся эта красота не выковывается, а отливается и во всех изделиях неизменно можно разглядеть даже самые мелкие детали.
Приветствую тебя дорогой читатель. Предлагаю сегодня нам с тобой отправиться в виртуальное путешествие в город Касли Челябинской области. В этом городе продолжают традиции знаменитого Каслинского чугунного литья. Мы все привыкли, что чугун это грубый материал, из которого только и делают, что трубы, батареи, да тяжелые ванны, ну или в крайнем случае сковородки - отличный вариант для решения семейных проблем.🙂
А вот в Каслях из грубого чугуна отливают ни ванны, ни сковороды, а такие шедевры художественного литья, где все детали проработаны с ювелирной точностью.
Как же зародилось это производство?
В 1746 году тульский купец Яков Коробков приобрел у башкир участок под строительство завода. До 1811 года на предприятии производилось только сортовое железо. Все изменилось с войны 1812 года, завод получил военный заказ и тогда работники освоили отлив ядер и гранат. С 1815 года эта потребность отпала, но научившись чугунному литью мастера стали изготавливать посуду. Со временем они начали добавлять к простым утилитарным изделиям рюшки и цветочки, что постепенно привело к отливке самых необычных форм и узоров.
В наши дни на заводе делают не только мелкие статуэтки.
Вы не поверите, но вся эта красота не выковывается, а отливается и во всех изделиях неизменно можно разглядеть даже самые мелкие детали.
Выверенность деталей и принесла промыслу славу. На Всемирной Парижской выставке 1900 года Каслинский чугунный павильон произвел триумф и взял "Гран-При". Президент Франции Эмиль Лубе решил выкупить его за баснословную сумму 2 000 000 рублей. Управляющий заводом согласился продать все, кроме скульптуры "Россия" и как бы французский президент не торговался, ответ был один «„Россия“ не продаётся!».
Как же Каслинским мастерам удается добиться такой тонкой чугунной отливки? Для того чтобы сделать статуэтку живого человека, Каслинским мастерам понадобятся фотографии, чем больше тем лучше. Чтобы получить финальную фигурку, мастерам понадобится 5 "клонов" человека, сделанных из разного материала.
1. По фотографиям скульптор делает рисунок, на нем человек будет в самой выигрышной позе.
2. Скульптор делает каркас из проволоки, который закреплен на кронштейне, кстати этот кронштейн называется "Глаголь", потому что по форме напоминает букву церковнославянской азбуки, современную "Г".
3. Скульптор облепляет каркас пластилином. Сначала тело, со всеми мышцами и изгибами, а потом уже мастер добавит одежду. Это нужно чтобы точно сохранить все пропорции. Пластилин в отличие от чугуна мягкий и податливый, из него легко вылеплять даже самые мелкие детали. А если вдруг ошибешься, то исправить ситуацию не составит труда. Именно поэтому черновик будущей статуэтки делают из пластилина. А в прошлые века для этих целей отлично подходила глина.
4. С пластилинового человека нужно снять копию, для этого фигурку закрепляют в пластилиновой форме. Теперь фигурка будет принимать силиконовую ванну, копию человека с ног до головы обмазывают жидким герметиком с добавлением силикона. Слой должен быть не большой, всего 1 сантиметр. Состав принимает форму изделия, а через сутки окончательно застывает. И тогда силиконовую заготовку можно заполнять жидким воском. Для этого его предварительно растапливают. Жидкий воск можно заливать через небольшое отверстие в центре застывшей формы. Воск затвердевает и уже через час можно вынимать готовые восковые фигурки. Но пока на них много неровностей, поэтому с фигурок удаляют мелкие дефекты. Фигурке предстоит пройти все круги производственного процесса, прежде чем сменить восковой облик на чугунный, в лучших традициях инквизиции. Для начала пытка паяльником, с его помощью фигурку припаивают к восковому столбу. Потом ее топят в огнеупорной массе. А затем опускают в зыбучий песок, который облепляет фигурку как панировка котлету, затем отправляют сушиться.
В окрестностях Каслей находятся месторождения уникальных песков, какие редко встречаются в природе. Каслинские пески способны в точности воспроизвести любой даже самый сложный рельеф поверхности и при этом хорошо пропускают газы от расплавленного чугуна.
Тем временем в плавильном цеху мастера уже готовятся к плавке чугуна для статуэтки. Формовщики кладут в электрические печи небольшие чугунные чушки. За один раз в ним можно расплавить до 150 кг. чугуна.
Чугун это сплав железа с углеродом, причем чем больше в нем углерода, тем ниже температура плавления и выше текучесть. Так же в состав чугуна входят кремний, марганец, фосфор и другие элементы которые улучшают его качество, а для Каслинского промысла важно, чтобы материал хорошо плавился и обладал высокой текучестью, т.е. быстро и легко заполнял литейную форму. Температура плавления чугуна около 1350 градусов. Вы удивитесь, но опытным формовщикам не нужны приборы, чтобы ее измерить, все определяется цветом каления, чем горячее тем светлее. Например, если материал довели до белого каления, значит температура достигла отметки 1500 градусов. А если только до оранжевого, то для литья он не годится. К тому же чугун тяжелый материал, его удельный все 7,5 грамм на 1 кубический сантиметр. А значит 1 кубический дециметр будет весить аж 7,5 килограммов. Для сравнения такой же объем воды весит в 7 раз меньше.
Пока чугун плавился из песочных корочек уже вытопили весь воск. Теперь этот скафандр опускают в формовочные ящики из металлического листа, их заполняют мелкодисперсным кварцевым песком с высоким содержанием глины. Это кстати один из секретов Каслинского литья.
5. Стадия заливки чугуна называется формовкой, именно сейчас изделие приобретает нужную форму. Чем больше изделие, тем больше нужно времени, чтобы оно затвердело. После того как статуэтка затвердела, с него удаляют песочную корочку с помощью расстрела потоком дроби, в этом поможет дробеструйное оборудование. В нем чугунная статуэтка обрабатывается дробью со всех сторон, так что от корочки не остается и следа. Но все же эта статуэтка до шедевра Каслинского литья пока не дотягивает. Придется ее как следует обстругать.
За дело берутся чеканщики - специалисты по обработке металла и сплавов. Для начала они помещают статуэтку в тиски со свинцовыми нагубниками, так она точно никуда не денется. В арсенале мастеров все возможные инструменты, чтобы отшлифовать места, которые должны быть гладкими и заострить мелкие моменты. Детали всех Каслинских изделий всегда ясно различимы и с большого расстояния и вблизи.
После этого статуэтка отправляется на покраску. Краску используют свежеприготовленную, покупная не сгодится. Рецептура не поменялась еще со времен царя Гороха - сажа смешивается с олифой и варится. Олифа - пленкообразующее вещество. Она защищает чугун от дождя, снега и солнца. Каслинские изделия часто украшают улицы, а там от непогоды не скрыться. Маляр наносит краску тонким слоем, потому что толстый слой может скрыть мелкие детали. Черный цвет дает и визуальный эффект, детали кажутся четче, и свет отражается интереснее, такие фигурки всегда покрыты световыми бликами. Изделие сушится в печи 20 минут при температуре 300 градусов, для надежной защиты покраска повторяется 3 раза. И вот наконец фигурка человека увековечена! И статуэтка по выразительности не уступает лучшим образцам знаменитого Каслинского литья.
Если данная статья Вам была интересна, поставьте пожалуйста лайк, подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации, тем самым Вы окажите мне поддержку 🙂