Прежде чем снять свой первый фильм "Сломленные", режиссёр Руфус Норрис довольно долго работал в театре - и это явно наложило свой отпечаток на его кинодебют. По крайней мере довольно заметно, что съёмки идут преимущественно в трёх-четырёх локациях, да и просто по сюжету герои живут на довольно узком участке, постоянно пересекаясь друг с другом. Впрочем, при этом фильм не обретает черты киноспектакля: камера не статична и периодически даёт какие-то неожиданные ракурсы, а сам Норрис использует довольно интересный и совершенно киношный приём с нелинейным повествованием, когда после некоторых эпизодов даются несколько импрессионистские, но многое объясняющие флэшбэки.
Но внимание зрителя всё равно приковано к актёрам - сюжет держится в первую очередь на взаимодействии главной героини, 11-летней девочки Сканк, с окружающими. И в этом плане удивительно органичная в этой роли юная Элоиз Лоуренс никак не теряется ни на фоне Тима Рота (довольно трогательная роль отца Сканк), ни на фоне Киллиана Мерфи, которые тоже играют явно не вполсилы.
Сама же история поначалу кажется то ли осовремененной версией "Убить пересмешника" (отсюда старший брат, отец-адвокат и няня у главной героини), то ли очередным исследованием на тему "эффекта домино", когда зло порождает зло и в итоге ломает судьбы случайных людей (ложь одной девушки об изнасиловании привела к избиению невиновного парня, которое, в свою очередь, аукнулось главной героине и т.д.). Но к финалу "Сломленные" вырастают во вполне самостоятельное высказывание, которое, вопреки всем довольно трагическим событиям, происходящим на экране, умудряется сохранить светлую атмосферу, взятую словно бы из книги Харпер Ли.
В одном из интервью режиссёр обозначил тему фильма так: "Меня очень заинтересовала возможность показать весьма неблагополучное окружение, не прибегая к упрощению никого из героев. Действия любого человека будут оправданы, если вы встанете на его место. Я не оправдываю их ужасное поведение, но у меня также нет времени, чтобы с легкостью их очернять, ведь именно это нам диктует современное общество. Сострадание - сильное чувство, это то, что делает нас людьми, и это неотъемлемый инструмент трехмерного повествования". И надо заметить, что повествование действительно оказывается трёхмерным: многие поступки, выглядящие поначалу глупыми, уже через пару минут раскрывают героя с новой стороны, а персонаж, имеющий явно негативную окраску, в финале может оказаться спасителем.
И даже главный вопрос фильма, звучащий из уст Сканк: "Почему происходит только плохое?", в итоге неявно получает свой ответ - происходит и хорошее, просто это не всегда заметно сразу.
#кино #рецензия на фильм #киллиан мерфи #тим рот