Найти тему
Журнал Кинжал

Проектный парадокс: чем больше людей, тем дольше работа

Чем больше людей, тем выше «транзакционный налог». И тем тяжелее идёт проект. Сейчас разложим.

Что за транзакционный налог

«Транзакционный налог» — это потери, связанные с тем, что люди передают друг другу информацию. Случаются они из-за того, что эффективность общения не стопроцентная. Например:

  • Один другому поставил задачу, тот неправильно понял, нужно переделывать.
  • Двое делали одну и ту же задачу, потому что не знали, что она уже делается. В итоге один делал ненужное.
  • Один другому поручил, тот выполнил с опозданием, потому что неверно оценил свои силы. Второй не предупредил, первый потерял время на ожидании.
  • Один решил собрать совещание, чтобы ввести всех в курс дела. Но половина людей на встрече не нуждались в этой информации и потратили время.
  • Один другого ненароком обидел в переписке, начался скандал на ровном месте.
  • Да просто передать мысль из одной головы в другую всегда дороже, чем подумать эту мысль внутри одной головы.
-2

Как он связан с эффективностью проекта

Связан напрямую: чем больше людей задействовано, тем больше транзакционный налог, тем ниже общая эффективность работы. Тем, что маленькая команда сделает за день, в корпорации будут елозить месяцами — пока согласуют с одним, другим, третьим, вынесут на комитет, получат бюджет и т. д. Это один из ужасов корпоративной работы: чтобы сделать дело на рубль, там нужно заплатить транзакционных налогов на тысячу рублей.

-3

Но есть и обратная сторона: один человек не может делать большие проекты самостоятельно — нужна команда. И чем больше команда, тем большие дела она может вершить.

Одна из задач менеджера — найти баланс между размером команды, бюджетом на эту команду и транзакционным налогом. В любой компании эффективность работы будет ниже 100%, но насколько ниже и какой ценой — вот это и есть вопрос менеджера.

Как добиваться правильного баланса, знает только менеджер, потому что он понимает продукт и знает специфику работы. Мы ж не бизнес-тренеры, чтобы раздавать советы в областях, в которых не разбираемся.

Но одно можно сказать точно:

Вбросить новых людей в горящий проект — не всегда хорошее решение 🗡