Ольга Пугач — основатель движения плоггинга в России, а еще — увлеченная спортсменка, которая пробегает ультрамарафоны, и сотрудник музея-заповедника «Царицыно», комьюнити-менеджер местного бегового сообщества. Перед летним сезоном поговорили с Ольгой о том, как она пришла в спорт, как правильно начать бегать, чтобы не бросить и как пробежки могут помочь природе.
Ольга, как вы пришли в спорт?
В студенчестве мы с друзьями ходили в походы, в этом была своя романтика. В 2012 году случился мой первый серьезный треккинговый поход до базового лагеря Аннапурны — одного из “восьмитысячников” в Гималаях. Мы должны были забраться настолько высоко, насколько это возможно без использования ледорубов, кошек и прочего альпинистского снаряжения. Перед этим походом я решила, что мне не хватает тренировок на выносливость. Ехать в зал, чтобы бегать на дорожке, мне показалось странным. Я посмотрела в окно — за окном был парк. И я поняла, что самое время выйти и побежать. Пробежала я ровно 300 метров, поняла, что умру прямо там и что бегать я не умею совершенно. Я очень расстроилась, потому что считала себя достаточно спортивным человеком, и не могла понять, в чем причина. Вернулась домой. Почитала, погуглила «как бегать», сделала выводы. Вышла на следующий день, пробежала метров 400, подумала — как хорошо! Уже лучше! Я вижу прогресс. И поставила себе задачу пробежать нон-стопом хотя бы 3 километра.
В общем, я сходила в свои первые Гималаи. Мне понравилось, я поняла, что тренировки на выносливость реально работают. Раз я уже бегаю, решила зарегистрироваться на марафон. Так постепенно я и втянулась, перешла от марафонов к ультрамарафонам и трейлам — забегам по бездорожью. В 2018 году занялась тяжелой атлетикой и пришла к тренеру с запросом «Хочу, чтобы после 100 километров не болела спина». Мой беговой рекорд пока — 164 километра. Это был Кубок России по суточному бегу, и я заняла 4 место.
Какой у вас режим тренировок?
Вторник — развивающая тренировка, ускорение, на маленьком стадиончике в Царицыне, здесь же, около входа. Среда — тяжелая атлетика и беговая заминка. Четверг — день отдыха. Пятница — поддерживающая беговая тренировка в Царицыно. Суббота — тяжелая атлетика и беговая заминка. Воскресенье — длительная пробежка, тоже, как правило, в Царицыне. Мне очень нравится Нижний Царицынский пруд тем, что длина дорожек вокруг него — почти 5 километров. Он как будто из палаты мер и весов, поэтому я просто считаю, сколько кругов я пробежала. Обычно это от 4 до 7 кругов за пробежку.
В музее-заповеднике «Царицыно» вы организовываете выставки, культурные мероприятия, но частично взяли на себя и обязанности по созданию спортивного комьюнити. Почему?
Когда я пришла в «Царицыно», я постаралась выступить как комьюнити-менеджер и вовлечь представителей многочисленных спортивных сообществ во что-то более глобальное, созидательное, потому что я сама бегунья, и это было мне очень интересно.
В парке есть беговой клуб Ananas Runners, ребята с очень четкой “привязкой к месту”. Им важно, что они — беговой клуб, что они сообщество и что они “царицынские”. Мы всегда на связи, поэтому они стали своеобразными представителями музея. Когда кто-то спрашивает их, что сейчас проходит в “Царицыне”, ребята очень бодро могу рассказать, какие выставки, какие концерты, где и что происходит. Если они видят, что в парке что-то случилось, они сразу же сообщают об этом мне, а мы с коллегами уже разбираемся с проблемой.
Еще у нас есть ребята, которые бегают 5 километров на время вокруг Нижнего Царицынского пруда. Раньше это был parkrun, теперь — «ЗабегИ в Царицыно». Они тоже всегда на связи!
В Царицыне есть не только бегуны, есть еще и сообщества лыжников, шахматистов (с 70-х годов), волейболистов (с 60-х годов). Есть сообщество скандинавских ходоков, проект «Московское долголетие». Есть замечательная площадка, где проходят танцы и ретро-дискотеки. Смотреть на дедушек и бабушек, которые танцуют фокстрот, мне очень приятно.
Почему вы продолжили бегать после того, как parkrun приостановили в России?
Во-первых, parkrun Царицыно — один из самых первый в Москве. Часть людей, которые запускали parkrun в России и Москве, до сих пор бегают и занимаются волонтерством, им все еще интересно.
Во-вторых, у нас здесь настоящее сообщество. Спортсмены понимают, что для Царицына интерес представляет не бренд, а люди.
С чего начать заниматься спортом?
Я недавно прошла несколько образовательных программ, в том числе в Стэнфорде. И лектор там говорила (мне очень нравится ее позиция), что большие изменения должны делаться маленькими шажочками. Самая главная проблема, которая мешает занятию спортом, — то, что человек пытается начать новую жизнь с понедельника. Проходит неделя, человек чувствует себя беспомощным, разбитым, ничего не понимает, решает, что все — как-нибудь в следующий раз. Так что главный совет — быть к себе добрее и простраивать реалистичный план, который вы точно сможете выдержать долгие годы, который не доставит неудобств и не потребует изменить свою жизнь сразу. Начинать с двух пробежек в неделю — нормально.
Если бегать пока сложно, но хочется, можно начать заниматься скандинавской ходьбой. Это максимально демократичный вид спорта, даже больше физкультура — для здоровья. Ходить могут абсолютно все. И, что самое главное, и скандинавская ходьба, и бег, и лыжи зимой — очень простая и доступная нагрузка.
Я бы рекомендовала установить любое бесплатное беговое приложение на свой смартфон, определить свою беговую цель и следовать рекомендациям приложения. Они основываются на классических принципах: методичность, постепенность, систематичность. В приложениях все подробно и доступно описано, так что тренировки будут безопасными и эффективными.
Уже четыре года в Москве проходят плоггинги — забеги, совмещенные со сбором мусора. Это понятие в Москве появилось благодаря вам?
В Москве точно да. Да и в целом получается так, что я мать российского плоггинга — в апреле 2018 года я стала первым человеком в России, который написал слово “плоггинг” по-русски в официальных документах и провел его как официально согласованное массовое мероприятия. В феврале 2018 года мой знакомый из Мосприроды отправил мне ссылку на сюжет на немецком телевидении, где бодрые мужчины и женщины из Швеции бегали и собирали мусор. Он предложил организовать что-нибудь такое у нас. Первый плоггинг прошел вокруг Люблинского пруда. После забега буквально каждый первый участник подошел ко мне и спросил «Когда бежим в следующий раз?». Вот тут-то я и поняла, что это очень интересно.
В музей-заповедник “Царицыно” я пришла работать в 2018 году. Когда встал вопрос о том, что сделать на общегородской субботник, у меня не было других вариантов. Коллеги очень удивились, потому что раньше с таким не встречались, но плоггинг прошел успешно. Состояние такого чистого, ухоженного, красивого парка в удаленных уголках, где, кажется, даже людей не бывает, очень удивило участников забега. Мусора было достаточно: выброшенные новогодние елки, старые мангалы, пластиковая посуда. С каждым следующим плоггингом мы видели, как меняется территория — становилось чище.
Я благодарна коллегам из “Царицына” за понимание и готовность экспериментировать. Естественно, для музея-заповедника, учреждения культуры, стать площадкой для нового вида спорта — смелое решение.
Зачем нужен плоггинг, если есть люди, которые и так убирают городские территории?
Одна из главных функций таких забегов — не заменить работу дворников, а включить в уборку территорий обычных людей. Одно дело, когда человек просто ходит и считает, что все очень чисто, другое дело — когда он начинает понимать, что кто-то не донес мусор до урны, что бывает с мусором спустя полгода, например. Он начинает задавать себе вопросы, и это очень хорошо. У нас есть несколько юных участников, мальчики и девочки 6-7 лет. У них вообще не возникает вопроса, зачем поднимать мусор на улице — для них немыслимо бросить бумажку. Они относятся к парку и улице как к продолжению своего дома. Они знают: чтобы здесь было чисто, здесь не нужно мусорить.
Было проведено масштабное исследование плоггинга, которое показало, что это не только бег, но еще и серьезные изменения в образе жизни — осознанность. Например, мы стараемся разделять мусор во время забега: отдельно пластиковые бутылки, жесть, крышечки, которые, обработав и отмыв, отдаем в экологические и благотворительные проекты.
Плоггинг — не просто бег, а пробежка, во время которой ты периодически останавливаешься, что-то подбираешь. Как это влияет на тренировку?
Это делает ее более разнообразной. Как говорят тренеры, за счет нагрузок на скручивания, на приседания человек развивает спину и мышцы корпуса, ничего специально для этого не делая.
Почему плоггинг в Царицыно стал культурным?
Проект «Культурный плоггинг» запустился в 2021 году. Культурным он стал тогда, когда мы с командой задумали проложить маршруты по важным для Москвы местам — музея-заповедникам, усадьбам, историческим паркам. Мне, как сотруднику учреждения культуры, очень хотелось, чтобы люди, пробегая по историческому месту, смотрели на здания дворцов, парково-усадебные комплексы, видели, чем отличается просто парк от английского пейзажного парка. Чтобы я или сотрудники учреждения выходили к участникам забегов и рассказывали что-то новое и интересное.
Ближайший плоггинг пройдет 9 апреля в музее-заповеднике «Царицыно». Старт — от главного входа. Маршрут проложен вокруг Нижнего Царицынского пруда, длина трассы - 6,5 километров. На финише участников ждет экологическая лекция о переработке мусора.