Египетская мифология - это собрание мифов древнего Египта, которые описывают действия египетских богов как средство понимания окружающего мира. Верования, которые выражают эти мифы, являются важной частью древнеегипетской религии. Мифы часто появляются в египетской письменности и искусстве, особенно в коротких рассказах и в религиозных материалах, таких как гимны, ритуальные тексты, погребальные тексты и украшения храмов. Эти источники редко содержат полный рассказ о мифе, часто описывают лишь краткие фрагменты.
Вдохновленные природными циклами, египтяне рассматривали время в настоящем как серию повторяющихся закономерностей, в то время как самые ранние периоды времени были линейными. Действие мифов происходит в эти самые ранние времена, и миф задает схему циклов настоящего времени. Современные события повторяют события мифа и тем самым обновляют маат, фундаментальный порядок вселенной. Среди наиболее важных эпизодов мифического прошлого - мифы о сотворении мира, в которых боги создают вселенную из первозданного хаоса; истории о правлении бога солнца Ра на земле; миф об Осирисе, рассказывающий о борьбе богов Осириса, Исиды и Гора против разрушительного бога Сета. События из настоящего, которые можно считать мифами, включают ежедневное путешествие Ра по миру и его потусторонний аналог, Дуат. Повторяющиеся темы в этих мифических эпизодах включают конфликт между хранителями маат и силами беспорядка, важность фараона в поддержании маат, а также постоянную смерть и возрождение богов.
Детали этих священных событий сильно различаются в разных текстах и часто кажутся противоречивыми. Египетские мифы в основном метафоричны, они переводят сущность и поведение божеств в понятные людям термины. Каждый вариант мифа представляет собой другую символическую перспективу, обогащая понимание египтянами богов и мира.
Мифология оказала глубокое влияние на египетскую культуру. Она вдохновила или повлияла на многие религиозные ритуалы и обеспечила идеологическую основу царской власти. Сцены и символы из мифов появлялись в искусстве в гробницах, храмах и амулетах. В литературе мифы или их элементы использовались в историях, которые варьировались от юмора до аллегории, демонстрируя, что египтяне приспосабливали мифологию для самых разных целей.
Развитие египетского мифа трудно проследить. Египтологам приходится делать обоснованные предположения о его ранних стадиях, основываясь на письменных источниках, появившихся гораздо позже. Одно из очевидных влияний на миф - это природное окружение египтян. Каждый день солнце всходило и заходило, освещая землю и регулируя человеческую деятельность; каждый год разливался Нил, возобновляя плодородие почвы и позволяя вести высокопродуктивное сельское хозяйство, которое поддерживало египетскую цивилизацию. Таким образом, египтяне воспринимали воду и солнце как символы жизни и думали о времени как о серии природных циклов. Эта упорядоченная картина постоянно подвергалась риску нарушения: необычно низкие паводки приводили к голоду, а высокие наводнения уничтожали посевы и здания. Гостеприимная долина Нила была окружена суровой пустыней, населенной народами, которых египтяне считали нецивилизованными врагами порядка. По этим причинам египтяне воспринимали свою землю как изолированное место стабильности, или маат, окруженное хаосом и находящееся под угрозой. Эти темы - порядок, хаос и обновление - неоднократно появляются в египетской религиозной мысли.
Другим возможным источником мифологии является ритуал. Многие ритуалы ссылаются на мифы, а иногда основываются непосредственно на них. Однако трудно определить, развивались ли мифы в той или иной культуре раньше ритуалов или наоборот. Вопросы о взаимоотношениях между мифом и ритуалом вызвали много дискуссий среди египтологов и исследователей сравнительной религии в целом. В Древнем Египте самые ранние свидетельства религиозных практик предшествовали письменным мифам. Ритуалы на ранних этапах истории Египта включали лишь некоторые мотивы из мифов. По этим причинам некоторые ученые утверждают, что в Египте ритуалы возникли раньше мифов. Но поскольку ранние свидетельства столь скудны, этот вопрос, возможно, никогда не будет решен окончательно.
В частных ритуалах, которые часто называют "магическими", миф и ритуал особенно тесно связаны. Многие из мифоподобных историй, которые появляются в текстах ритуалов, не встречаются в других источниках. Даже широко распространенный мотив спасения богиней Исидой своего отравленного сына Гора появляется только в текстах этого типа. Египтолог Дэвид Франкфуртер утверждает, что эти ритуалы адаптируют основные мифические традиции к конкретному ритуалу, создавая тщательно продуманные новые истории (называемые историолас), основанные на мифе. В отличие от него, Дж. Ф. Боргхаутс говорит о магических текстах, что "нет ни малейших доказательств того, что для этого жанра был придуман особый вид "неортодоксальной" мифологии".
Большая часть египетской мифологии состоит из мифов о происхождении, объясняющих зарождение различных элементов мира, включая человеческие институты и природные явления. Царская власть возникает среди богов в начале времен и позже переходит к человеческим фараонам; война возникает, когда люди начинают воевать друг с другом после ухода бога солнца на небо. Мифы также описывают предполагаемое зарождение менее фундаментальных традиций. В одном из незначительных мифических эпизодов Хорус разгневался на свою мать Исиду и отрубил ей голову. Исида заменяет потерянную голову коровьей. Это событие объясняет, почему Исида иногда изображалась с рогами коровы в качестве части головного убора.
Некоторые мифы могли быть вдохновлены историческими событиями. Объединение Египта под властью фараонов в конце преддинастического периода, около 3100 года до н.э., сделало царя центром египетской религии, и поэтому идеология царской власти стала важной частью мифологии. После объединения боги, которые когда-то были местными божествами-покровителями, приобрели национальное значение, сформировав новые отношения, которые связали местные божества в единую национальную традицию. Джеральдин Пинч предполагает, что ранние мифы могли сформироваться на основе этих отношений. Египетские источники связывают мифическую борьбу между богами Гором и Сетом с конфликтом между регионами Верхнего и Нижнего Египта, который мог произойти в конце преддинастической эпохи или в раннединастический период.
После этих ранних времен большинство изменений в мифологии развивали и адаптировали ранее существовавшие концепции, а не создавали новые, хотя были и исключения. Многие ученые предполагают, что миф об уходе бога солнца на небо, оставив людей воевать между собой, был навеян распадом царской власти и национального единства в конце Старого царства (ок. 2686 г. до н. э. - 2181 г. до н. э.). В Новом царстве (ок. 1550-1070 гг. до н.э.) незначительные мифы развивались вокруг таких божеств, как Ям и Анат, которые были заимствованы из ханаанейской религии. Напротив, в греческую и римскую эпохи (332 г. до н. э. - 641 г. н. э.) греко-римская культура оказала незначительное влияние на египетскую мифологию.
Ученые затрудняются определить, какие древнеегипетские верования являются мифами. Основное определение мифа, предложенное египтологом Джоном Бейнсом, - это "священное или культурно центральное повествование". В Египте повествования, занимающие центральное место в культуре и религии, почти полностью посвящены событиям между богами. Фактические повествования о действиях богов редки в египетских текстах, особенно ранних периодов, и большинство ссылок на такие события являются простыми упоминаниями или аллюзиями. Некоторые египтологи, например, Бейнс, утверждают, что достаточно полные повествования, чтобы называться "мифами", существовали во все периоды, но египетская традиция не способствовала их записи. Другие, как Ян Ассманн, говорят, что настоящие мифы были редкостью в Египте и, возможно, появились только на середине его истории, развиваясь из фрагментов повествования, которые появляются в самых ранних письменах. Однако недавно Винсент Арье Тобин и Сюзанна Бикель предположили, что в египетской мифологии не было необходимости в длительном повествовании из-за ее сложной и гибкой природы. Тобин утверждает, что повествование даже чуждо мифу, поскольку повествования имеют тенденцию формировать простую и фиксированную перспективу описываемых ими событий. Если повествование не нужно для мифа, то любое высказывание, передающее идею о природе или действиях бога, можно назвать "мифическим".
Как и мифы во многих других культурах, египетские мифы служат для оправдания человеческих традиций и для решения фундаментальных вопросов о мире, таких как природа беспорядка и конечная судьба Вселенной. Египтяне объясняли эти глубокие вопросы через высказывания о богах.
Египетские божества представляют природные явления, от физических объектов, таких как земля или солнце, до абстрактных сил, таких как знание и творчество. Действия и взаимодействия богов, считали египтяне, управляют поведением всех этих сил и элементов. По большей части египтяне не описывали эти таинственные процессы в явных теологических трудах. Вместо этого отношения и взаимодействия богов иллюстрировали эти процессы в неявной форме.
Большинство египетских богов, включая многих главных, не играют значительных ролей в мифических повествованиях, хотя их природа и отношения с другими божествами часто устанавливаются в списках или просто утверждениях без повествования. Для богов, которые глубоко вовлечены в повествования, мифические события являются очень важным выражением их роли в космосе. Поэтому, если мифами являются только повествования, мифология является важным элементом египетского религиозного понимания, но не столь существенным, как во многих других культурах.
Небо изображено в виде богини-коровы, которую поддерживают другие божества. В этом изображении сочетаются несколько сосуществующих представлений о небе: как о крыше, как о поверхности моря, как о корове и как о богине в человеческом облике.
Истинное царство богов таинственно и недоступно для людей. Мифологические истории используют символизм, чтобы сделать события в этом царстве понятными. Не каждая деталь мифического рассказа имеет символическое значение. Некоторые образы и происшествия, даже в религиозных текстах, служат просто визуальным или драматическим украшением более широких, более значимых мифов.
В египетских мифологических источниках мало полных историй. Эти источники часто содержат не более чем намеки на события, о которых они рассказывают, а тексты, содержащие реальные повествования, рассказывают лишь часть более крупной истории. Таким образом, для любого конкретного мифа у египтян могли быть только общие контуры истории, из которых были взяты фрагменты, описывающие конкретные происшествия. Более того, боги не являются четко определенными персонажами, и мотивы их иногда непоследовательных действий редко указываются. Поэтому египетские мифы не являются полностью разработанными сказками. Их важность заключается в их глубинном смысле, а не в их характеристиках как историй. Вместо того чтобы складываться в длинные, фиксированные повествования, они оставались очень гибкими и недогматичными.
Египетские мифы были настолько гибкими, что, казалось, могли противоречить друг другу. В египетских текстах встречается множество описаний сотворения мира и движения солнца, причем некоторые из них сильно отличаются друг от друга. Отношения между богами были изменчивы, так что, например, богиня Хатор могла называться матерью, женой или дочерью бога солнца Ра. Отдельные божества могли даже синкретизироваться, или соединяться в единое существо. Так, бог-создатель Атум был объединен с Ра, чтобы образовать Ра-Атума.
Одна из часто предлагаемых причин несоответствий в мифах заключается в том, что религиозные идеи различались с течением времени и в разных регионах. Местные культы различных божеств развивали теологии, сосредоточенные на своих собственных богах-покровителях. По мере того, как влияние различных культов менялось, некоторые мифологические системы достигли национального господства. В Старом царстве (ок. 2686-2181 гг. до н.э.) наиболее важной из этих систем были культы Ра и Атума, сосредоточенные в Гелиополе. Они образовали мифическую семью, Эннеаду, которая, как считалось, сотворила мир. В нее входили самые важные божества того времени, но первенство отдавалось Атуму и Ра. Египтяне также накладывали старые религиозные идеи на новые. Например, бог Птах, культ которого был сосредоточен в Мемфисе, также считался создателем мира. Миф о сотворении Птаха включает в себя более древние мифы, говоря, что именно Эннеада исполняет творческие повеления Птаха. Таким образом, миф делает Птаха более древним и великим, чем Эннеада. Многие ученые рассматривают этот миф как политическую попытку утвердить превосходство мемфисского бога над гелиопольским. Объединив таким образом понятия, египтяне создали чрезвычайно сложный набор божеств и мифов.
Египтологи начала ХХ века считали, что подобные политически мотивированные изменения являются основной причиной противоречивости образов в египетском мифе. Однако в 1940-х годах Анри Франкфорт, понимая символическую природу египетской мифологии, утверждал, что противоречивые на первый взгляд идеи являются частью "множественности подходов", которые египтяне использовали для понимания божественного царства. Аргументы Франкфорта лежат в основе большей части недавнего анализа египетских верований. Политические изменения повлияли на египетские верования, но идеи, возникшие благодаря этим изменениям, также имеют более глубокий смысл. Несколько версий одного и того же мифа выражают различные аспекты одного и того же явления; разные боги, которые ведут себя одинаково, отражают тесную связь между природными силами. Различные символы египетской мифологии выражают идеи, слишком сложные, чтобы их можно было увидеть через одну линзу.
СТАВЬТЕ ЛАЙК И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ.
И ПУСТЬ У ВАС ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО!!!