Найти тему
ВТБ Страна

Испанцы в Эрмитаже: уникальная картина Гойи и еще 4 знаменитые работы

Коллекция испанской живописи в Эрмитаже — наиболее значительная за пределами Пиренейского полуострова. Вспоминаем шедевры, которые стоит увидеть в музее.

Эль Греко: напряженный диалог апостолов Петра и Павла

Эль Греко. «Апостолы Петр и Павел», между 1587 и 1592 годами, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain
Эль Греко. «Апостолы Петр и Павел», между 1587 и 1592 годами, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain

Уроженец острова Крит и грек по происхождению, Доменикос Теотокопулос стал известен под именем Эль Греко. Его манера письма сочетает традиции византийской, итальянской и испанской живописи и отличается драматической экспрессивностью исполнения. Эль Греко часто пишет святых и апостолов.

В картине «Апостолы Петр и Павел» важен напряженный внутренний диалог страстного проповедника Павла и сомневающегося Петра. Павел изображен в момент проповеди, рука опирается на раскрытую книгу. Эль Греко колористически выделяет фигуру проповедника. Энергичные черты лица и горящий взор убежденного в своей вере Павла противопоставлены слабой и беспомощной фигуре Петра с умоляющим выражением лица и с мольбой протянутой рукой. Композиционный центр картины образуют жесты рук, сильные и волевые, с одной стороны, и слабые — с другой. Вся сила экспрессии заключается в них и в выражении лиц таких разных по характеру апостолов.

Мурильо: повседневная жизнь испанских Мадонн

Бартоломе Эстебан Мурильо. «Отдых святого семейства на пути в Египет», около 1655 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain
Бартоломе Эстебан Мурильо. «Отдых святого семейства на пути в Египет», около 1655 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain

Глава севильской школы живописи Бартоломе Эстебан Мурильо трактовал религиозные сюжеты как повседневные сценки из жизни Иисуса и святых. Среди стилевых особенностей его живописи — приземленная трактовка религиозных сюжетов, мягкий лиризм, ярко выраженный национальный характер, богатство красок и превосходно сработанные светотени.

Его герои — человечные святые, а многочисленные Мадонны — прелестные жительницы родной Севильи. Евангельские сцены он наполняет живыми подробностями и бытовыми деталями, подчас даже смущающими зрителей. Таков «Отдых на пути в Египет»: простота идеально выверенной композиции, теплый тон и несвятые святые — ласковая девочка-Богоматерь, бережно склонившаяся над младенцем, любопытные пухлые ангелочки и спокойный Иосиф. Нежные краски платья Марии и свет на фигурах высвечивают образ матери и ребенка. На переднем плане Мурильо пишет обыденные предметы: бутыль с водой, узлы и шляпу, словно подчеркивая человечность рассказанной им истории.

Скорбная Богоматерь и крест

Луис де Моралес. «Богоматерь с Младенцем», 1570-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain
Луис де Моралес. «Богоматерь с Младенцем», 1570-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain

Луиса де Моралеса прозвали «Божественным» за приверженность библейским сюжетам и темам. Основная тема живописи Моралеса — христианская жертвенность и покорность. Для него характерны удлиненные фигуры, застывшие в статичных скорбных позах, внутренне напряженные лица, скупые, словно оцепеневшие жесты, темные фоны и гаммы холодных тонов.

«Богоматерь с Младенцем» — одна из самых известных картин Моралеса, ее также называют «Мадонна с младенцем и прялкой в виде креста». Богородица со скорбным, удлиненным лицом смотрит на младенца, который внимательно рассматривает прялку, напоминающую формой христианский крест. В левой руке он держит веретено. Это метафора жизни и плетения человеческих судеб, знак ответственности, возложенной на Иисуса, и смиренного принятия им своей судьбы. В сумрачной цветовой палитре фигуры матери и ребенка словно светятся, рельефно выступая на темном фоне.

Сурбаран: сдержанная молитва юной Богоматери

Франсиско де Сурбаран. «Отрочество Богоматери», между 1658 и 1660 годами, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain
Франсиско де Сурбаран. «Отрочество Богоматери», между 1658 и 1660 годами, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain

«Испанский Караваджо» Франсиско де Сурбаран, прозванный так за подражание мастеру в колорите и светотени, сыграл большую роль в развитии испанского реализма. Для его творчества характерны монументальность и суровость, простота композиции, внимание к свету и тени наряду с тщательной проработкой переднего плана.

В поздний период творчества Сурбаран обращается к теме детства Девы Марии. На эрмитажной картине одетая в красное платье девочка сидит на стуле с рукоделием на коленях. Сложив руки и подняв к небу глаза, Мария молится — сдержанно и искренне. Никакие детали не отвлекают от устремленного ввысь одухотворенного лица и похожей на статуэтку фигуры юной Богоматери. Она вся — молитва, в ней соединились чистота и искренность религиозного чувства. Художник прекрасно драпирует ткани, смягчая контрасты света и тени на складках платья, а фон теплых оттенков кажется воздушным.

«Портрет души» кисти Франсиско Гойи

Франсиско Гойя. «Портрет актрисы Антонии Сарате», около 1810–1811 годов, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain
Франсиско Гойя. «Портрет актрисы Антонии Сарате», около 1810–1811 годов, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain

Это единственная живописная работа прославленного художника эпохи романтизма в Эрмитаже. Творчество Гойи во многом подготовило почву для романтизма и реализма, им вдохновлялись такие импрессионисты, как Моне и Ренуар. Будучи с 1780-х годов придворным портретистом испанских королей, Гойя продолжил писать портреты и в более поздние годы. Художник быстро переходит от традиционных комплиментарных произведений к передаче внутреннего мира и индивидуальных черт характера персонажа.

Известную актрису Антонию Сарате он пишет на черном фоне в сценическом костюме восточной девы: чалма с полумесяцем, роскошное атласное одеяние с горностаевым воротником и тончайший платок, прикрывающий шею. Выступающее из темноты лицо молодой женщины бледно и печально, большие черные глаза смотрят с затаенной горечью. Донья Антония словно предвидит скорую смерть, которая через несколько месяцев разлучит ее с миром. Гойе удалось создать скорее портрет души прекрасного и нежного человека, нежели просто изображение чарующей красавицы.

Полную версию этой статьи читайте на нашем сайте vtbrussia.ru/culture.

Для справки:

Подробно рассмотреть эти и другие картины испанских мастеров можно в Государственном Эрмитаже, давним партнером которого выступает банк ВТБ.