Найти тему
Это Жизнь!!!

ЧТО ТАКОЕ МИФОЛОГИЯ

Оглавление
Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

Слово миф происходит от древнегреческого μῦθος [mȳthos], означающего "речь, повествование, вымысел, миф, сюжет". В англизированной форме это греческое слово стало использоваться в английском языке (и было адаптировано в другие европейские языки) в начале XIX века в гораздо более узком смысле, как научный термин, обозначающий "традиционную историю, обычно с участием сверхъестественных существ или силы, которая воплощает и обеспечивает объяснение, этиологию или оправдание чего-либо, например, ранней истории общества, религиозной веры или ритуала, или природного явления".

В свою очередь, древнегреческое μυθολογία [mythología] (“история”, “знание”, “легенды”, “рассказывание историй”) сочетает слово mȳthos с суффиксом –λογία [-logia] (“исследование”) и означало ‘романтика, фантастика, рассказывание историй’. Соответственно,Платон использовал mythología как общий термин для обозначения “вымысла” или “рассказывания историй” любого рода.

В свою очередь, древнегреческое μυθολογία [mythología] ("история", "предания", "легенды", "рассказывание историй") объединяет слово mȳthos с суффиксом -λογία [-logia] ("изучение") и означает "роман, вымысел, рассказ". Соответственно, Платон назвал mythología общим термином для "вымысла" или "рассказывания историй" любого рода.

Греческий термин mythología был затем заимствован в латынь. Позднелатинское mythologia, которое встречается в названии "Мифологий" латинского автора Фульгенция пятого века, обозначало изложение греческих и римских историй об их богах, которые мы сегодня называем классической мифологией. В "Mythologiæ" Фульгенция предмет изложения явно рассматривался как аллегория, требующая интерпретации, а не как подлинные события.

Латинский термин был затем принят в среднефранцузском языке как mythologie. В английском языке слово "мифология" появилось в пятнадцатом веке то ли из французского, то ли из латинского языка, сначала в значении "изложение мифа или мифов; толкование басен; книга таких изложений". Впервые слово засвидетельствовано в "Тройской книге" Джона Лидгейта.

Начиная с Лидгейта и вплоть до семнадцатого или восемнадцатого века, мифология использовалась для обозначения морали, басни, аллегории или притчи, или собрания традиционных историй, понимаемых как ложные. Со временем это слово стало применяться к аналогичным собраниям традиционных историй в других политеистических культурах по всему миру.

Таким образом, слово mythology вошло в английский язык раньше слова "миф"; в словаре Джонсона, например, есть статья о мифологии, но не о мифе. Действительно, греческое заимствованное словоmythos (pl. mythoi) и латинское atemythus (pl.mythi) появились в английском языке раньше первого примера мифа в 1830 году.

Значения в Древней Греции

Термин μῦθος (mythos) встречается в произведениях Гомера и других поэтов гомеровской эпохи. В этих произведениях он имел несколько значений: беседа, повествование, речь, рассказ, повесть и слово.

Как и родственный термин λόγος (логос), mythos выражает все, что может быть передано в форме слов; его можно противопоставить ἔργον (эргон), греческому термину, обозначающему действие, поступок, работу. В термине mythos отсутствует четкое различие между истинными и ложными повествованиями.

В контексте театра Древней Греции термин mythos обозначал миф, повествование, сюжет и историю пьесы. Согласно Дэвиду Уайлсу, греческий термин mythos в эту эпоху охватывал целый спектр различных значений, от неоспоримой неправды до историй с религиозным и символическим значением.

Согласно философу Аристотелю (384-322 гг. до н.э.), дух театральной пьесы - это ее мифос. Термин мифос также использовался для обозначения исходного материала греческой трагедии. Трагики той эпохи могли черпать вдохновение из греческой мифологии - свода "традиционных сюжетных линий", которые касались богов и героев. Дэвид Уайлс отмечает, что современные представления о греческой трагедии могут вводить в заблуждение. Принято считать, что древние зрители уже были знакомы с мифологией, лежащей в основе пьесы, и могли предсказать ее исход. Однако от греческих драматургов не ожидали точного воспроизведения традиционных мифов при их адаптации для сцены. Вместо этого они воссоздавали мифы и создавали новые версии. Такие сказочники, как Еврипид (ок. 480-406 гг. до н.э.), полагались на саспенс, чтобы возбудить свою аудиторию. В одном из его произведений Меропа пытается убить убийцу своего сына топором, не зная, что этот человек на самом деле ее сын. Согласно древнему описанию реакции аудитории на это произведение, зрители искренне не знали, совершит ли она филиокве или ее вовремя остановят. Они в ужасе поднялись на ноги и подняли шум".

Дэвид Уайлс отмечает, что традиционный мифос Древней Греции был в первую очередь частью ее устной традиции. Греки этой эпохи были грамотной культурой, но не создавали священных текстов. Не существовало окончательных или авторитетных версий мифов, записанных в текстах и сохраненных навечно в неизменной форме. Эти варианты были адаптированы в песни, танцы, поэзию и изобразительное искусство. Исполнители мифов могли свободно переделывать исходный материал для нового произведения, адаптируя его к потребностям новой аудитории или в ответ на новую ситуацию.

Дети в Древней Греции были знакомы с традиционными мифами с раннего возраста. Согласно философу Платону (ок. 428-347 гг. до н.э.), матери и няни рассказывали мифы и истории детям, которые находились под их опекой: Дэвид Уайлс описывает их как хранилище мифологических преданий.

Брюс Линкольн обратил внимание на очевидное значение терминов мифос и логос в произведениях Гесиода. В "Теогонии" Гесиод приписывает Музам способность как провозглашать истины, так и рассказывать правдоподобные неправды (неправды, которые кажутся реальными вещами). Глагол, используемый для повествования неправд в тексте, - legein, который этимологически связан с logos. В рукописной традиции существует два варианта глагола, используемого для провозглашения истин. В одном варианте используется gerusasthai, в другом - mythesasthai. Последний является формой глагола mytheomai (говорить, рассказывать), который этимологически связан с mythos. В "Трудах и днях" Гесиод описывает свой спор с братом Персом. Он также объявляет читателям о своем намерении рассказать брату правду. Глагол, который он использует для обозначения правды, - mythesaimen, другая форма mytheomai.

Линкольн делает вывод, что Гесиод ассоциировал "речь мифоса" (как называет ее Линкольн) с тем, чтобы говорить правду. В то время как "речь логоса" он ассоциировал со лживостью и сокрытием своих истинных мыслей (диссимуляция). Этот вывод подкрепляется использованием множественного числа термина logoi (множественная форма logos) в других произведениях Гесиода. Трижды этот термин ассоциируется с термином "соблазн" и трижды - с термином "ложь". В своей генеалогии богов Гесиод перечисляет логосы среди детей Эрис, богини, олицетворяющей раздор. Дети Эрис - зловещие фигуры, олицетворяющие различные физические и вербальные формы конфликта.

Миф - это жанр фольклора, состоящий из повествований или историй, которые играют фундаментальную роль в обществе, например, основополагающие сказки или мифы о происхождении. Главными героями мифов обычно являются боги, полубоги или сверхъестественные люди. Истории о повседневных людях, хотя часто и о лидерах того или иного типа, обычно содержатся в легендах, в отличие от мифов.

Мифы часто утверждаются правителями и жрецами или жрицами и тесно связаны с религией или духовностью. На самом деле, многие общества объединяют свои мифы, легенды и историю, считая мифы и легенды правдивыми рассказами об их далеком прошлом. В частности, мифы о сотворении мира относятся к первобытной эпохе, когда мир еще не приобрел своей позднейшей формы. Были созданы и освящены обычаи, институты и табу. Существует сложная взаимосвязь между чтением мифов и исполнением ритуалов.

Изучение мифа началось в древней истории. Соперничающие классы греческих мифов Эвгемера, Платона и Саллюстия были разработаны неоплатониками и позже возрождены мифографами эпохи Возрождения. Сегодня изучение мифа продолжается в самых разных научных областях, включая фольклористику, филологию, психологию и антропологию. Термин "мифология " может относиться либо к изучению мифов в целом, либо к совокупности мифов, касающихся конкретной темы. Академическое сравнение совокупностей мифов известно как сравнительная мифология.

Поскольку термин "миф" широко используется для обозначения того, что история не является объективно истинной, определение повествования как мифа может быть весьма политизированным: многие приверженцы религий считают истории своей религии истинными и поэтому возражают против того, чтобы эти истории характеризовались как мифы. Тем не менее, сегодня ученые регулярно говорят о христианской мифологии, еврейской мифологии, исламской мифологии, индуистской мифологии и так далее. Традиционно западная наука с ее иудео-христианским наследием рассматривала повествования авраамических религий как область теологии, а не мифологии; между тем, определение религиозных историй колониальных культур, таких как истории индуизма, в качестве мифов позволяло западным ученым подразумевать, что они имеют меньшую истинную ценность, чем истории христианства. Обозначение всех религиозных повествований как мифов можно рассматривать как паритетное отношение к различным традициям.

Миф

Определения мифа в некоторой степени варьируются в зависимости от ученого. Финский фольклорист Лаури Хонко предлагает широко цитируемое определение: Миф - рассказ богов, религиозное повествование о начале мира, сотворении, основных событиях, образцовых деяниях богов, в результате которых мир, природа и культура были созданы вместе со всеми их частями и получили свой порядок, который сохраняется до сих пор. Миф выражает и подтверждает религиозные ценности и нормы общества, дает образец поведения для подражания, свидетельствует о действенности ритуала с его практическими целями и устанавливает святость культа.

Ученые в других областях используют термин "миф" по-разному. В широком смысле это слово может относиться к любой традиционной истории, популярному заблуждению или воображаемому существу.

Однако, хотя миф и другие жанры фольклора могут пересекаться, часто считается, что миф отличается от таких жанров, как легенда и народная сказка тем, что ни один из них не считается священным повествованием. Некоторые виды народных сказок, например, никто не считает правдивыми, и по этой причине их можно считать отличными от мифов. Главными героями мифов обычно являются боги, полубоги или сверхъестественные люди, в то время как в легендах главными героями обычно являются люди. Однако существует множество исключений или комбинаций, как, например, в "Илиаде", "Одиссее" и "Энеиде". Более того, по мере распространения историй между культурами или смены верований мифы могут считаться народными сказками, а их божественные персонажи - людьми или полулюдьми, такими как великаны, эльфы и феи. И наоборот, исторические и литературные материалы со временем могут приобретать мифологические качества. Например, "Материя Британии" (легендарная история Великобритании, особенно та, что посвящена королю Артуру и рыцарям Круглого стола) и "Французский материализм", по-видимому, имеют отдаленное происхождение от исторических событий пятого и восьмого веков соответственно и стали мифологизированными в последующие века.

В разговорном языке слово "миф" также может использоваться для обозначения коллективно поддерживаемого убеждения, не имеющего под собой оснований, или любой ложной истории. Это употребление, часто уничижительное, возникло в результате обозначения религиозных мифов и верований других культур как неправильных, но оно распространилось и на нерелигиозные верования. Однако, как обычно используется фольклористами и учеными в других соответствующих областях, таких как антропология, термин "миф" не имеет никакого отношения к тому, может ли рассказ пониматься как правдивый или нет.

Мифология

В современном употреблении мифология обычно относится к собранным мифам группы людей, но может также означать изучение таких мифов. Например, греческая мифология, римская мифология и хеттская мифология описывают совокупность мифов, пересказанных в этих культурах. Фольклорист Алан Дандес определяет миф как священное повествование, которое объясняет, как мир и человечество эволюционировали к своей нынешней форме. Дандес классифицировал священное повествование как "историю, которая служит для определения фундаментального мировоззрения культуры, объясняя аспекты природного мира и очерчивая психологические и социальные практики и идеалы общества". Антрополог Брюс Линкольн определяет миф как "идеологию в повествовательной форме"".

Мифография

Составление или описание мифов иногда называют мифографией - термин, который также может использоваться для обозначения научной антологии мифов (или, что не совсем понятно, для изучения мифов в целом). К ключевым мифографам классической традиции относятся Овидий (43 г. до н. э. - 17/18 г. н. э.), чьи рассказы о мифах оказали глубокое влияние; Фабий Планциадес Фульгенций, латинский писатель конца V - начала VI веков, чьи "Мифологии" ("Mitologiarum libri III") собрали и дали моралистические интерпретации широкого круга мифов; анонимные средневековые ватиканские мифографы, разработавшие антологии классических мифов, которые оставались влиятельными до конца Средневековья; и ученый эпохи Возрождения Наталис Комес, чья десятикнижная "Мифология" стала стандартным источником по классической мифологии в Европе позднего Возрождения. Среди других известных мифографий - "Прозаическая Эдда" тринадцатого века, приписываемая исландцу Снорри Стурлусону, которая является основным сохранившимся исследованием норвежской мифологии Средневековья.

Мифос

Поскольку миф иногда используется в уничижительном смысле, некоторые ученые предпочитают использовать вместо него термин мифос. Однако в настоящее время мифос чаще всего обозначает аристотелевский смысл "сюжетной точки" или совокупность взаимосвязанных мифов или историй, особенно принадлежащих к определенной религиозной или культурной традиции. Иногда он используется специально для обозначения современных вымышленных мифологий, таких как построение мира Г.П. Лавкрафта.

СТАВЬТЕ ЛАЙК И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ.

И ПУСТЬ У ВАС ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО!!!

#Мифос #Мифография #Миф #ЧТО ТАКОЕ МИФОЛОГИЯ #мифология