Древне русские храмы в плане вписывались в квадрат или прямоугольник с соотношением сторон 1:2. В архитектуре храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Владимира, построенном в 1165г. применена пропорция производная от диагонали прямоугольника с соотношением сторон 1:2. По исследованиям Шевелева И. Ш. в архитектуре храма господствует числовое соотношение 2:. При исследовании это проявляется в целом и в частях сооружения. При расчетах образуется числовой ряд: 0,528; 0,472; 0,326; 0,292. Эти числа связаны так же «Золотой пропорцией». Например: 0,528 : 0,326 и 0,472 : 0,292. Таким образом, основные элементы церкви Покрова на Нерли взаимосвязаны пропорциями, которые определяют геометрическую гармонию и красоту. В основу пропорций положен прямоугольник 1:2, его диагональ и его производная – «Золотая пропорция». Рис. 32.
В строении храма Вознесения Господня в Коломенском (1532г.) обнаружена «Золотая пропорция» связывающая все элементы строения. Части строения имеют соотношения 1:1 или 1: - 1) = 0,809 = 0,447 : 0,553.
Основной строительной единицей измерения в Древней Руси была сажень. Слово происходит от «досягать». Сажени были разных мер: «Большая сажень» - 216 см. – расстояние от земли до конца пальцев поднятой вверх руки. «Маховая или Мерная сажень» - 176 см. – средний рост человека и расстояние распростертых по сторонам рук. «Прямая сажень» - 152,7 см. – расстояние от земли до пальцев руки простертой вперед.
Вообще, по исследованиям Б. А. Рыбакова 1949 г. на Руси в период с XI по XVII века применялось примерно 7 видов саженей.
Простая или Прямая – 152,76 см.
Мерная или Маховая – 176,4 см.
Морская (заморская) – 183 см.
Трубная – 187 см.
Сажень без чети – 197,2 см.
Косая или Казенная – 216 см.
Великая косая – 249,46 см.
Во многих случаях измерение одного храма могло производиться одновременно разными видами саженей. И это было не случайно, потому что между саженями были пропорциональные соотношения. В итоге была разработана система мер названная «Вавилоны». Система представляла собой схему геометрической взаимосвязи квадратов и прямоугольников и по виду напоминала вавилонский Зиккурат вид сверху. Наименование «Вавилоны» найдено в литературных источниках XVII в.
Для реконструкции системы «Вавилоны», исследователь Б. А. Рыбаков берет за основу мерную сажень, равную 176,4 см. (по разным источникам 176 – 176,8 см.). На основе Мерной сажени строится квадрат и в нем прямоугольник с шириной равной 2/3 квадрата. Рис. 33.
Б. А. Рыбаков впервые представил древнерусские меры длины как единую систему. Основой системы служит квадрат и связанная с ним система диагоналей. Сопряженность русских мер была основой создания гармоничных пропорций архитектурных сооружений. В основу метрической системы положены пропорции человеческого тела. В системе присутствует «Египетский треугольник» с соотношением сторон 3 – 4 – 5. Таким образом, система русских мер вмещает в себя древнейшие принципы пропорционирования.
Исследователь И. Ш. Шевелев, продолжая изучать древнерусские меры, предложил свою систему их построения. Рис. 34.
По его данным, сажень в 197,2 см., не имевшая собственной пары по «Золотой пропорции», была названа саженью без пары, то есть «Без чети». Ее считали искусственно созданной мерой, диагональю половины квадрата, сторона которого равна мерной сажени.
Пропорция церкви Покрова на Нерли осуществлена связью 2:, путем применения сажени «Без чети» и «Мерной». Пропорции шатровых храмов в селе Красном близ Костромы и в Коломенском под Москвой построены на основе пропорции 1:(-1), применением «Малой» и «Мерной» саженей.
Шевелев определил, что «Малая» сажень 142,7 см. относится к сажени «Без чети» как 1:(-1), таким образом, эти сажени стали парой.
По мнению Шевелева множество архитектурных сооружений с древних времен построено на взаимосвязи трех чисел: 1; 2 и , то есть на соотношении сторон и диагонали двух квадратов.
Шевелев вывел теорию систематизирования саженей по парам, которые связаны отношениями 1:; 1:(-1) и . Получилась стройная система парных мер, причем в каждой паре присутствует либо «Мерная» либо «Большая» сажень соответствующие размерам человеческого тела.
Однако, в архитектуре Руси применялись и другие принципы пропорциональности и другие меры саженей, о чем свидетельствуют исследования в области метрологии и архитектуры ученого А. Пилецкого. Особое внимание он уделил изучению архитектурных сооружений XVII – XVIII веков. По его данным, Рождественская церковь в Нижнем Новгороде имеет на фасаде три яруса белокаменного декора. Высота первого: 441 см.; второго: 498 см.; третьего: 468 см. При пересчете размеров в сажени получилось: 1 ярус = 2,5 сажени по 176,4 см., 2 ярус = 2,5 сажени по 197,4 см. и 3 ярус = 2,5 сажени по 186,4 см.
Разные сажени применялись и в других сооружениях. А. Пилецкий установил, что в архитектуре русских храмов XVII – XVIII веков применялись различные меры саженей в общей сложности около 10 видов.
217,6 см. – Казенная.
176 см. – Народная.
142,4 см. – Малая.
230,4 см. – Греческая.
186,4 см. – Церковная.
150,8 см. – Простая.
244 см. – Великая.
197,4 см. – Царская.
258,4 см. – без названия.
159,7 см. – без названия.
Из них несколько пар саженей связаны отношением: 1:(-1), (два квадрата) – половина «Золотой» пропорции.
Три пары связаны «Золотой пропорцией». Особенно две сажени без названия 258,4 см и 159,7 см. точно соответствуют соотношению «Золотой пропорции». 258,4 : 159,7 = 1,618.
Если сравнить системы саженей древнерусского периода и времен XVII-XVIII веков, то станет видно, что от древних мер остались только три сажени: «Малая» - 142,4 см., «Народная» - 176 см. и «Царская» - 197,4 см., остальные существенно отличаются.
Очевидно, что система стала более точной и сложной. Если десять саженей выстроить в порядке по нарастающей, то будет видно, что отношения расстояний высот между ними одинаковы за исключением двух пар. Таким образом появляется модуль выраженный числом 1, 059. Рис. 35.
Модуль – это особо важный коэффициент создающий соразмерность величин. В данном случае соразмерность величин архитектурного сооружения и размеров человека.
Отказавшись от использования саженей в зодчестве и приняв метрическую систему, архитекторы отошли от принципов создания сооружений гармоничных с природой и человеком.
Текст составил: Виктор Юрьевич Трускалов 2005 г.