Семь смертных грехов и последствия.
Необычный предмет, созданный голландским художником Иеронимом Босхом, есть не что иное, как иллюстрированная энциклопедия греховной жизни. В центре изображения круг или колесо, на каждом из сегментов которого изображены семь смертных грехов.
История семи смертных грехов восходит примерно к IV веку, когда христианский монах Евагрий Понтийский записал так называемые "восемь злых мыслей": чревоугодие, похоть, скупость, гнев, лень, печаль, тщеславие и гордость. Со временем они были сведены к знаменитым семи, которые стали основой католической конфессии.
В центре изображения находится большой круг, который, как считается, представляет собой Око Провидения (или всевидящее око Бога). Это буквально глаз. Из зрачка виден Христос, выходящий из своей гробницы. Надпись внизу предупреждает о вездесущей природе Бога - отсюда и око - и о том, почему мы все должны быть внимательны к своему поведению. Она гласит: "Берегись, берегись, Господь видит".
Смертные грехи, подобно спицам колеса, словно Божье око, охватывает их все. Давайте рассмотрим каждый из них по очереди.
Обжорство
Обжорство или Гула на латыни представлено в виде семьи, наслаждающейся пиром. Мужчина в центре, с тучным торсом и довольным выражением лица, доедает куриную кость, в то время как его жена приносит свежеприготовленную птицу, чтобы пополнить стол.
Сын мужчины в сапогах, слишком больших для его обуви, протягивает руки вверх в довольно отчаянной манере, прося присоединиться к пиршеству (в то время как его туалетными потребностями, похоже, пренебрегли).
Второй мужчина, который, возможно, представляет бедных и нуждающихся, жадно прихлебывает из кувшина. Опрокинутый табурет в левом нижнем углу усиливает ощущение нетерпения.
Лень
Для греха Лености или Акцидии Босх изобразил женщину, сидящую перед теплым камином (кот, похоже, нашел самое лучшее для себя место) с подушкой за головой. И кошка, и женщина уснули.
Лень определяется как отсутствие интереса к работе, а лентяйка предпочитает комфорт своего тела трудовой жизни. Позади нее подходит посетительница с Библией и четками. Намек ясен: как можно служить Богу, если весь день спать перед пылающим огнем?
Похоть
Похоть или Luxuria показана как праздник на открытом воздухе, где две пары флиртуют и красуются, в то время как пара шутов развлекает их.
Музыкальные инструменты на переднем плане - мотивы веселья, а розовый шатер наводит на мысль об интимности, поскольку мы можем представить, что портьера задергивается и закрывается, как занавес, за которым могут происходить всевозможные, так сказать, шалости.
Гордость
Гордость или Супербия представляет нам женщину в ее покоях. Присмотритесь, и вы увидите демона, выходящего из-за шкафа. Демон держит зеркало, в которое женщина смотрит на свое отражение.
Женщина поправляет головной убор и, возможно, думает о том, чтобы дотянуться до шкатулки на полу, в которой лежит ожерелье из бус, но тот факт, что она повернулась спиной, говорит о том, что ее больше интересует она сама, чем окружающий мир.
Гнев
Здесь изображены два крестьянина в драке. Таверна на заднем плане указывает на то, что они пьяны. Оба они отбросили свои шляпы и достали клинки.
Это один из моих любимых фрагментов, особенно крестьянин слева, который, похоже, решил надеть на голову трехногий табурет в качестве своего рода защитного доспеха.
Женщина пытается разнять драку, показывая нам, что ярость или гнев - это неправильный подход к жизни.
Зависть
Это особенно интересная часть. Зависть или Инвидия начинается с мужчины в центре, который держит ястреба на запястье. Его изысканный головной убор и хищная птица, а также слуга справа, несущий для него вещи, указывают на то, что этот человек олицетворяет богатство.
Между тем, пара, стоящая в дверях, с завистью смотрит на происходящее. В то же время их дочь капризничает с мужчиной, стоящим у окна, в то время как ее взгляд устремлен на кошелек на его талии.
Две собаки на переднем плане иллюстрируют мудрый фламандский афоризм: "Две собаки и только одна кость - никакого согласия".
Жадность
Наконец, Жадность или Авариция представлена судьей который сочувственно выслушивает дело, представленное одной из сторон в судебном процессе. Однако этот судья не так беспристрастен, как кажется: справа от него человек предлагает ему монету в качестве взятки, которую судья тайно принимает.
Два свитка
Над и под основным кругом грехов находятся два свитка. Они содержат латинский текст из Книги Второзакония (32: 28-29 и 20). Оба они изображают довольно пессимистический взгляд на поведение человека.
Первый гласит: "Ибо они - народ, лишенный совета, и нет в них разумения. О, если бы они были мудры, если бы они поняли это, если бы они подумали о своем конце".
Нижний свиток, расположенный между кругами Ада и Славы, гласит: "Я сокрою лицо Мое от них, Я увижу, каков будет конец их".
Четыре последние вещи
В дополнение к семи смертным грехам на столешнице находятся еще четыре изображения, которые в целом дают нам представление о конечных последствиях жизни, прожитой нравственно или греховно.
Эти четыре круга показывают, что ждет грешника (ад), доброго (рай), а также Страшный суд и "Смерть грешника", где ангел и дьявол взвешивают душу человека.
В левом верхнем углу "Смерть грешника" изображен человек на смертном одре. Его сопровождают ангел и демон, в то время как священник произносит последние обряды грешника.
На следующем круге история переходит в следующую стадию: Господь Христос восседает во Славе, а ангелы пробуждают души умерших для окончательного суда.
В правом нижнем углу мы видим пещеры ада, где демоны мучают грешников в соответствии с их проступками. На переднем плане - два первородных грешника, Адам и Ева, трусящиеся перед скачущим демоном.
Наконец, в "Небесах или славе" спасенные входят в рай вместе с Иисусом и святыми. Святой Петр изображен в роли привратника, следящего за тем, чтобы демону не было позволено войти.
***
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк. Если вы хотите помочь в развитии канала, воспользуйтесь формой ниже:
***
#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство