Найти тему
Читает Шафферт

Как современный фантаст подмигивает братьям Стругацким

В сборнике Эдуарда Веркина "Звездолёт с перебитым крылом" две повести для подростков, которые объединяются общими героями. В первой, "Звездолёт с перебитым крылом", действие происходит в 80-е годы, во второй, "Каникулы что надо", в мире далёкого будущего. Третью автор, видимо, еще не написал, но она напрашивается: у произведения открытый финал.

Обложка книги, издательство "Эксмо", 2021
Обложка книги, издательство "Эксмо", 2021

Два текста сборника симметричны друг другу: в обоих дело происходит в летние каникулы, главные герои - трое приятелей, а объединяют обе истории странные "попаданцы", брат и сестра.

В первом, который из 80-х годов, дело происходит в провинциальном городке, погруженном в длинное скучное лето. Главные герои, подростки Вадим, Дюшка и Котов, слоняются туда-сюда, скучают, то идут в магазин, то в лес, то в кино (чтобы посмотреть там фильм, который видели уже несколько раз), то покататься на велосипедах, то к соседу в гости, если у него работает на телевизоре вторая программа. На этом список доступных развлечений обрывается, а герои уже в таком возрасте, когда просто лета, улицы и свободы не хватает для счастья. Сами они вряд ли смогли бы сформулировать, что такого могло бы произойти, чтобы они стали счастливыми и воодушевленными, начали ждать чего-то прекрасного, но оно происходит само по себе. В их городке появляются двое странных подростков: Анна и Марк, сестра и брат. Они живут в палатке в лесу, одеты бог знает во что, странно ведут себя, зато поют удивительные песни под гитару и варят вкусный обед на костре. Вадим, Дюшка и Котов с ними встретятся, и каждый поймет что-то свое. И ждать каждый из них будет своего.

- Я с ней поговорю, - сказал он. - Она должна понять, мне тут плохо...
- Да так все считают, - перебил я. - Что они не в своем времени, каждый дурак думает, что он достоин большего!
- Но это ведь так, - спокойно ответил Дюшка. - И каждый на самом деле достоин большего. Человек, может, и нормальный родился, а время ему досталось плохое...
- Время всегда хорошее, - перебил я. - Надо лишь уметь в нем правильно устроиться. Вот и все.

Во второй повести, в которой читатель переносится в мир будущего, мы тоже встречаемся с тремя героями: Максом, Лютером и Ярославом. Сначала они проходят летнюю практику в космосе, а затем прилетают в старинную крепость, чтобы провести в ней каникулы. Лютер и Ярослав учатся в космической академии, они будущие механик и штурман, а вот Макс, от лица которого идет рассказ, только ищет себя. Чем-то он весьма напоминает Вадима из первой книги. А потом опять появляются Анна и Марк, и в мире будущего они выглядят так же необычно и неуместно, как они выглядели в мире Советского Союза 80-х годов. История обрывается резко и трагично, после чего мы понимаем: автор так и не разъяснил ничего толком про брата и сестру. Мы не узнали, почему они такие, откуда они взялись, как так получилось, что двое глубоко травмированных детей мотаются по пространству и времени, и какая же у них была цель.

Все люди разные. Не потому, что одни рыжие, а другие длинные, и не потому, что одни тупые, а другие в шахматы играют. Не. Все по-разному с миром стыкуются. Некоторые видят его слишком уж подробно и выпукло, со всеми своими выступами и ямами, и таким людям с миром тяжело, они каждым своим шагом за него цепляются. И он их тоже жалует и при каждом удобном случае подставляет острое плечо и коварную ногу. Дюшка вот такой, как раз из тех, кто цепляется, запинается, и слишком много об этом размышляет, и все надеется, что мир рано или поздно за все царапины и набитые шишки откроет ему заветную зеленую дверь.

В этом сборнике перед нами предстает очень узнаваемый Веркин. Его главный герой всегда - неравнодушный, немного скучающий наблюдатель-скептик. Он всегда очень интересно рассуждает и точно описывает детали (порой даже может показаться, будто "контекста" в книге слишком много). С ним происходит что-то головокружительно интересное, даже если сам он это не слишком осознает. При этом финал истории, от которой было не оторваться, оказывается оборванным, недосказанным или "открытым". А еще в книге поднимается важная социальная и (или) общечеловеческая проблематика. Кем стали Вадим, Дюшка и Котов, когда выросли? Помогли ли они появиться тому беспечному и благополучному будущему, которое мы видим во второй повести? Автор не дает прямых ответов, но очень активно на них намекает.

Будущее, которое рисует автор во второй повести - это время, в котором добро победило окончательно и бесповоротно. Именно тут читателю вспомнятся братья Стругацкие. Сначала всплывет повесть "Жук в муравейнике". Потом вспомнится Мир Полудня в целом. В самом конце, когда станет совсем уж понятна некоторая искусственность и нарочитость такого исключительно положительного мира, в голову придёт эпизод о путешествии Александра Привалова в мир описываемого будущего в третьей главе повести "Понедельник начинается в субботу". Всерьёз ли Веркин ожидает будущего, в котором совершенно нет мерзавцев, или это просто оммаж любимым советским писателям, главным проповедникам гуманитарной фантастики для юношества (и в данном случае хочется помянуть не только Стругацких, но и Кира Булычева с его Алисой Селезнёвой).

Что касается прошлого, то есть 1980-х годов, то здесь тоже все не просто. Во-первых, прошлое выглядит у автора очень узнаваемым, достоверным (в отличие от "плакатного" будущего). Во-вторых, Веркин здесь неожиданно оказался в тренде: кажется все наши хорошие фантасты, и не фантасты тоже, взялись за осмысление эпохи 1980-х и московской олимпиады как их знакового события. С олимпиадой 1980-го связано действие ностальгического "Пищеблока" Алексея Иванова и трагического "Бюро проверки" Александра Архангельского. В 1980-й год перемещается персонаж в повести Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского "Время всегда хорошее", а герои повести Шамиля Идиатуллина "Возвращение Пионера" наоборот, летят из 1980-х годов в наши 2010-е. Вадим, герой повести Веркина тоже произносит фразу "Время всегда хорошее", то ли подмигивает белорусским коллегам, то ли просто констатирует очевидный факт. Ясно одно: русская словесность активно взялась за осмысление конца советской эпохи, более того, современным российским авторам, которые пишут для подростков, почему-то важно поговорить с детьми именно об этой эпохе.

Обложка повести Эдуарда Веркина "Пепел Анны". Издательство "Эксмо", 2019.
Обложка повести Эдуарда Веркина "Пепел Анны". Издательство "Эксмо", 2019.

Сборник Эдуарда Веркина "Звездолёт с перебитым крылом" мы обсуждали на собрании книжного клуба, а это значит, что мои впечатления о книге были существенно уточнены и дополнены другими участниками клуба. Например, именно в совместной беседе всплыло предположение о том, что книги Эдуарда Веркина отчасти образуют метавселенную, герои которой объединяют разные миры, созданные писателем. Может статься, что Анна, с которой встретились персонажи двух произведений сборника "Звездолёт с перебитым крылом", это та же самая Анна, с которой персонаж гулял по Кубе в повести "Пепел Анны". А может быть и нет. Так или иначе, "Звездолёт с перебитым крылом" - это современная интересная фантастика для подростков, которая поднимает важные темы - в первую очередь тему влияния исторической обстановки на личность - и наследует лучшим традициям советской гуманитарной фантастики.

***

Другая фантастика для подростков в этом блоге:

***

#книги для подростков #российская фантастика #эдуард веркин #современная русская литература #читает_шафферт