Найти в Дзене
Это Жизнь!!!

Сравнительная мифология. Подходы

Оглавление
Сравнительная мифология. Подходы
Сравнительная мифология. Подходы

Лингвистические

Некоторые ученые рассматривают языковые отношения между мифами разных культур. Например, сходство между именами богов в разных культурах. Одним из особенно успешных примеров такого подхода является изучение индоевропейской мифологии. Ученые обнаружили поразительное сходство между мифологическими и религиозными терминами, используемыми в разных культурах Европы и Индии. Например, греческий бог неба Зевс Патер, римский бог неба Юпитер и индийский (ведический) бог неба Дьяуш Питр имеют лингвистически идентичные имена.

Это говорит о том, что греки, римляне и индийцы произошли от общей культуры предков и что имена Зевс, Юпитер, Дьяус и германское Tiu (ср. английское Tues-day) произошли от более древнего имени *Dyēus phter, которое обозначало бога неба или, чтобы дать точный английский аналог, отца дня в протоиндоевропейской религии.

Структурные

Некоторые ученые ищут глубинные структуры, разделяемые различными мифами. Фольклорист Владимир Пропп предположил, что многие русские сказки имеют общую сюжетную структуру, в которой определенные события происходят предсказуемым образом. Антрополог Клод Леви-Стросс, напротив, рассматривал структуру мифа с точки зрения абстрактных отношений между его элементами, а не их порядка в сюжете. В частности, Леви-Стросс считал, что элементы мифа могут быть организованы в бинарные оппозиции (сырое против вареного, природа против культуры и т.д). Он считал, что цель мифа состоит в том, чтобы “опосредовать” эти оппозиции, тем самым разрешая основные напряжения или противоречия, обнаруженные в человеческой жизни или культуре.

Психологические

Некоторые ученые предполагают, что мифы разных культур раскрывают одни и те же или сходные психологические силы, действующие в этих культурах. Некоторые фрейдистские мыслители идентифицировали истории, похожие на греческую историю Эдипа , во многих разных культурах. Они утверждают, что эти истории отражают различные выражения эдипова комплекса в этих культурах. Точно так же юнгианцы идентифицировали образы, темы и паттерны, которые появляются в мифах многих различных культур. Они считают, что эти сходства являются результатом архетипов, присутствующих на бессознательных уровнях сознания каждого человека.

Историческая и сравнительная

Новый подход, который является как историческим, так и сравнительным, недавно был предложен Э. Дж. Майклом Витцелем. Он сравнивает коллекции мифологий различных культур, от Исландии и Египта до майя, и реконструирует все более древние уровни, параллельные, но не обязательно зависящие от языковых семей. Наиболее заметной общей чертой является сюжетная линия, которая простирается от сотворения мира и людей до их конца. Эта особенность встречается в северных мифологиях Евразии и Америки (“Лавразия”), в то время как она отсутствует в южных мифологиях Субсахарской Африки, Новой Гвинеи и Австралии (“Гондвана”). Последний вариант является более древним и восходит к расселению Homo sapiens из Африки около 65 000 лет назад. На основе этих двух реконструкций он высказывает некоторые предположения о преданиях (генетических) "африканской Евы". Пристальное внимание уделяется во многом параллельным разработкам в археологии, палеонтологии, генетике и лингвистике. Он также высказывает некоторые предположения о сохранении этих мифов каменного века в современных религиях.

Филогенетический

Предполагается, что, подобно генам, мифы развиваются в процессе нисхождения с модификацией. Поразительные параллели между биологической и мифологической эволюцией позволяют использовать вычислительную статистику для вывода об эволюционном родстве и построения наиболее вероятного филогенетического дерева для мифологической семьи. Мифологические филогении, построенные с помощью мифем, явно поддерживают низкий уровень горизонтальной передачи (заимствования), историческую (иногда доисторическую) диффузию и прерывистую эволюцию. Кроме того, протоверсия может быть статистически реконструирована. Мифологические филогении также являются потенциально мощным способом проверки гипотез о межкультурных отношениях между народными сказками.

Различные мифологические параллели

Яндекс.Картинка
Яндекс.Картинка

Всемирный потоп, фронтиспис к иллюстрированному изданию Библии Гюстава Доре. На этой гравюре, основанной на истории Ноева ковчега, изображены люди и тигр, обреченные потопом, тщетно пытающиеся спасти своих детей и детенышей.

Сравнительная мифология выявила ряд параллелей между мифами разных культур, включая некоторые очень распространенные повторяющиеся темы и сюжетные элементы. Вот несколько примеров.

Создание человека (человечества) из глины

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

Создание человека из глины - тема, которая повторяется во многих мировых религиях и мифологиях.

В эпосе о Гильгамеше Энкиду был создан богиней Аруру из глины. В греческой мифологии Прометей вылепил человека из воды и земли. Согласно еврейской Библии, (Бытие 2:7) "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни; и стал человек душою живою". В индуистской мифологии мать Ганеша, Парвати, слепила Ганеша из глины и превратила глину в плоть и кровь. И, наконец, в китайской мифологии (см. "Чу Си" и "Имперские чтения эпохи Тайпин") Нюва лепила фигуры из желтой земли, давая им жизнь и способность рожать детей.

Миф о наводнении

Культуры по всему миру рассказывают истории о великом потопе. Во многих случаях наводнение оставляет только одного выжившего или группу выживших. Например, как вавилонский эпос о Гильгамеше, так и еврейская Библия рассказывают о глобальном потопе, уничтожившем человечество, и о человеке, который спас Человечество, взяв его на борт лодки. Подобные истории об одном выжившем в наводнении появляются в индуистской мифологии, а также в греческой, скандинавской мифологии и мифологии ацтеков.

Людоедство

Людоедство фигурирует в мифах, фольклоре и легендах многих культур и чаще всего приписывается злым персонажам или как крайнее возмездие за какой-то проступок. В качестве примера можно привести Ламию из греческой мифологии - женщину, которая превратилась в чудовище, пожирающее детей, после того как ее детей уничтожила Гера, узнав о похождениях ее мужа Зевса. В мифологии и религии зуни, Атахсая - это гигантский демон-каннибал, питающийся как демонами, так и людьми. Он изображен с немигающими выпуклыми глазами, длинными когтями и желтыми клыками, которые торчали из его губ. Миф о Баксбаксвалануксиве, в обществе Хаматса коренного племени Кваквакавакв, рассказывает о гиганте-людоеде, который живет в странном доме с красным дымом, исходящим из его крыши.

Творческая жертва

Во многих культурах есть истории о божественных фигурах, чья смерть создает существенную часть реальности. Эти мифы кажутся особенно распространенными среди культур, которые выращивают зерновые культуры, особенно клубни. Один из таких мифов народа вемале с острова Серам, Индонезия, рассказывает о чудесно зачатой девушке по имени Хайнувеле, чей убитый труп прорастает в основные продовольственные культуры людей. Китайский миф о Пангу, индийский ведический миф о Пуруше и норвежский миф о Ймире рассказывают о космическом гиганте, который был убит, чтобы создать мир.

Умирающий бог

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

Оттиск печати древнешумерского цилиндра с изображением бога Думузида, которого в подземном мире пытают галладемоны.

Во многих мифах есть бог, который умирает и часто возвращается к жизни. Такие мифы особенно распространены в ближневосточных мифологиях. Антрополог сэр Джеймс Фрейзер в своем многотомном труде "Золотая ветвь" сравнил эти мифы об "умирающем боге". Египетский бог Осирис и месопотамский бог Таммуз являются примерами "умирающего бога", в то время как греческий миф об Адонисе (хотя и смертном) часто сравнивают с Осирисом, а в мифе о Дионисе также присутствует смерть и возрождение. Некоторые ученые отмечают сходство между политеистическими историями об “умирающих богах” и христианской историей Иисуса из Назарета.

Структура историй героев

Ряд ученых, в том числе Фицрой Сомерсет, 4-й барон Реглан и, совсем недавно, Джозеф Кэмпбелл, предположили, что истории героев из разных культур имеют одну и ту же базовую структуру. Такие фольклористы, как Антти Аарне (система классификации Аарне-Томпсона) и Жорж Польти ("Тридцать шесть драматических ситуаций"), создали структурированные справочные системы для выявления связей между мифами разных культур и регионов. Некоторые сравнительные мифологи ищут сходства только между историями героев в пределах определенного географического или этнического диапазона. Например, австрийский ученый Иоганн Георг фон Ган попытался выявить общую структуру, лежащую в основе “арийских” героических историй. Другие, такие как Кэмпбелл, предлагают теории о героических историях в целом. Согласно гипотезе "мономифа" Кэмпбелла, истории героев со всего мира имеют общую сюжетную структуру. Из-за своего чрезвычайно сравнительного характера гипотеза "мономифа" в настоящее время не в фаворе у некоторых религиоведов, таких как Лесли Нортап.

Гиганты

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

Гиганты (от латинского и древнегреческого: gigas, родственный giga -) - существа человеческой внешности, но огромного размера и силы, распространенные в мифологии и легендах многих разных культур.

В различных индоевропейских мифологиях гигантские народы представлены как первобытные существа, связанные с хаосом и дикой природой, и они часто конфликтуют с богами, будь то олимпийские, кельтские, индуистские или скандинавские. Гиганты также часто играют аналогичные роли в мифологии и фольклоре других, неиндоевропейских народов, таких как нартские традиции или асуры в индуистской мифологии.

Есть также рассказы о гигантах в Ветхом Завете. Некоторые из них называются нефилимами, слово часто переводится как гигант, хотя этот перевод не является общепринятым. Они включают Ога , царя Васана, нефилимов, Анакимов и гигантов Египта, упомянутых в 1 Паралипоменон 11:23. Первое упоминание о нефилимах встречается в Книге Бытия 6:4; им приписывается необычайная сила и физические пропорции

Ось мира

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

Во многих мифологиях упоминается место, которое находится в центре мира и действует как точка соприкосновения между различными уровнями вселенной. Эта “ось мира” часто отмечена священным деревом или другим мифическим объектом. Например, многие мифы описывают огромное дерево или столп, соединяющий небо, землю и подземный мир. В Ведической Индии, Древнем Китае, майя, инках и германских народах существовали мифы о “Космическом дереве”, ветви которого достигали небес, а корни - ада.

Кража огня на благо человечества

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

Похищение огня на благо человечества - тема, повторяющаяся во многих мировых мифологиях. Несколько примеров: в греческой мифологии, согласно Гесиоду, титан Прометей крадет небесный огонь для человечества, способствуя прогрессу цивилизации. В Книге Еноха падшие ангелы и Азазель учат раннее человечество использовать инструменты и огонь. Согласно древнеиндийскому собранию ведических санскритских гимнов, Ригведа (3:9.5) говорит о герое Матарисване, который восстановил огонь, который был скрыт от человечества.

Титаномахия

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

Во многих культурах существует миф о сотворении мира, в котором группа молодых, более цивилизованных богов побеждает и/или борется с группой старших богов, представляющих силы хаоса.

В индуистской мифологии младшие дэвы (боги) сражаются со старшими асурами (демонами), хотя оба они рождены от одного отца, Кашьяпа, внука Брахмы.

В греческом мифе о Титаномахии олимпийские боги побеждают титанов, более древнюю и примитивную божественную расу, и устанавливают космический порядок. Точно так же кельтские боги жизни и света борются против фоморов, древних богов смерти и тьмы.

Этот миф о богах, побеждающих демонов, и о порядке, побеждающем хаос, особенно распространен в индоевропейских мифологиях. Некоторые ученые предполагают, что миф отражает завоевание древних индоевропейцев коренными народами во время их экспансии в Европу и Индию.

Deus otiosus - Праздный бог

Многие культуры верят в небесное высшее существо, которое прекратило контакт с человечеством. Историк Мирча Элиаде называет это высшее существо deus otiosus (“праздный бог”), хотя этот термин также используется в более широком смысле, для обозначения любого бога, который не взаимодействует регулярно с людьми. Во многих мифах Высшее Существо уходит на небеса после сотворения мира. В мифологии балуба есть такая история, в которой верховный бог уходит с земли, оставляя человека искать его. Аналогичным образом, мифология хереро рассказывает о боге неба, который покинул человечество ради низших божеств. В мифологиях очень сложных культур высшее существо имеет тенденцию полностью исчезать, заменяясь сильной политеистической системой верований.

Основополагающие мифы

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

Древнеримский рельеф из собора Марии Зааль, изображающий младенцев - близнецов Ромула и Рема, вскормленных волчицей.

Во многих культурах существуют мифы, описывающие происхождение их обычаев, ритуалов и самобытности. На самом деле, древние и традиционные общества часто оправдывали свои обычаи, утверждая, что их боги или мифические герои установили эти обычаи. Например, согласно мифам австралийских караджарри, мифические братья Багаджимбири создали все обычаи караджарри, включая положение, в котором они стоят во время мочеиспускания.

СТАВЬТЕ ЛАЙК И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ.

И ПУСТЬ У ВАС ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО!!!

#Сравнительная мифология #Подходы #Лингвистические #Структурные #Deus otiosus - Праздный бог #Титаномахия #Кража огня на благо человечества #Ось мира #Гиганты