5 апреля 1943 года, 79 лет назад, состоялось боевое крещение прославленной авиаэскадрильи «Нормандия», ставшей затем авиаполком и символом советско-французского боевого братства в период Второй мировой войны.
Еще в марте 1942 года Национальный комитет «Свободная Франция» обратился к Правительству СССР с предложением направить на советско-германский фронт группу своих летчиков и авиамехаников и получил согласие. Из лучших пилотов 1-й истребительной авиагруппы ВВС «Свободной Франции» была сформирована авиационная группа № 3. Вскоре она была преобразована в эскадрилью, получившую по желанию личного состава название «Нормандия».
Приказом командующего Военно-воздушными силами Красной Армии генерал-лейтенанта А.А. Новикова 4 декабря 1942 г. истребительная эскадрилья «Нормандия» была включена в состав ВВС СССР. 25 марта 1943 года на 12-ти боевых самолетах она убыла на фронт, сражаться в составе 18-го гвардейского Витебского Краснознаменного ордена Суворова III степени истребительного авиационного полка под командованием гвардии подполковника А.Е. Голубова (его советские и французские государственные награды представлены в тематической витрине зала №16 #ЦМВС #cmaf). Французские летчики буквально рвались в бой. Они считали день потерянным, если провели его без вылетов. Советским командирам приходилось сдерживать их пыл, так как «нормандцы» еще не в полной мере освоили тактику современного воздушного боя, и это могло погубить эскадрилью.
Впоследствии на базе эскадрильи в 1943 году был сформирован отдельный авиаполк «Нормандия - Неман». Пилоты французские, а авиамеханики русские.
Во время пребывания на советско-германском фронте с 25 марта 1943 по 9 мая 1945 гг. эскадрилья «Нормандия», а впоследствии полк «Нормандия – Неман» прошли славный боевой путь от Курской дуги до Кенигсберга. Французские лётчики совершили более 5200 боевых вылетов, провели 869 воздушных боёв, сбили 273 и повредили 50 фашистских самолётов.
Героические дела полка указами Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля и 5 июня 1945 г. были отмечены награждением его советскими орденами Красного Знамени и Александра Невского. 96 лётчиков, проходивших службу в полку, были награждены боевыми орденами, а четверо французов удостоены звания Героя Советского Союза. В свою очередь, французское правительство наградило полк орденом Почётного легиона, орденом Освобождения, Военным крестом 1939–1945 гг., а также Военной медалью.
После окончания Великой Отечественной войны 20 июня 1945 г. французские лётчики на 41 боевом самолёте Як-3, переданном Советским Союзом в дар Франции, вылетели на родину.
Знаете ли вы, что:
- Учебные тренировки французских летчиков проходили на аэродроме «Северный» города Иваново
- Самолеты, на которых воевали французские летчики, украшали красные звезды, но между винтом и кабиной с обеих сторон каждой машины было нанесено по три вертикальные цветные полосы: синяя, белая и красная – цвета государственного флага Французской Республики.
- В нашем музее в зале № 16 посетители могут увидеть подлинный французский мундир и другие предметы из формы одежды летчиков, фотографии и документы об этой легендарной авиачасти, а также материалами о боевом содружестве стран Антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны.
#ЦМВС #cmaf #военная история #ВОВ #великая отечественная война #История Франции #Вторая Мировая #Нормандия Неман