Маркетплейс за короткое время столкнулся с резким увеличением числа сейлеров, объема товаров, а также востребованности у покупателей – показатели скакнули в разы. Его площадки судорожно пытаются сделать все, чтобы стабилизировать работу, которая оказалась не готова к цифровой революции.
Продавцы на татарстанском маркетплейсе KazanExpress жалуются на проблемы в работе площадки. Самые важные из них – это сложности с выводом денег (они зависают почти на месяц), а также на затрудненную и пока малопредсказуемую логистическую систему. Журналист KazanFirst изучил чат партнеров маркетплейса, где в последние дни появились тысячи сообщений от недовольных сейлеров.
Особенно часто люди пишут про так называемые таймслоты. Речь о методе организации доставки грузов, который позволяет устранить очереди транспорта возле складов и на пунктах приема грузов в магазинах. Суть его сводится к разделению времени работы складов и торговых сетей на отрезки времени – слоты. Сейчас на площадке, в период отладки этой системы, ограниченное количество подобных отрезков времени, и многим продавцам они просто не достаются. Некоторые даже воспринимают слотирование как своего рода лотерею.
– Это издевательство какое-то. Груз лежит месяц! И месяц я не могу эту долбаную 1 коробку поставить на отгрузку. Кроме как издевательство не назвать это, про деньги, которые 3 месяца не выводятся тут и говорить нечего, – негодует Елена.
Первую «партию» таймслотов расхватали практически мгновенно.
– Это не мы стремительны, а вы не предупредительны, надо же понимать сколько будет желающих получить таймслоты, столько зря потраченного времени, – возмущается Katrin.
Впрочем, немало и тех, кто вникает в текущую ситуацию и пытается образумить коллег.
– На складе нет места! У вас есть решение проблемы? А у компании есть. Мы все ждём новый склад, – пишет Лилия Деревенская.
– Так идите к другим маркетплейсам, в чем проблема? Зачем постоянно тут устраивать негатив? Я думаю всем понятно, что данные решения происходят не потому что «так хочется», на то есть свои причины, как минимум забитость склада! Как вам дать больше таймслотов, если места на складе просто нет? Учтите нынешнюю ситуацию в стране, сейчас всем нелегко и давайте не будем нагнетать ещё больше, – призывает Константин Гавриленко.
Некоторые пользователи высказались за платное хранение на складе, чтобы освободить его от «зависших» товаров.
– Ну, на счёт платного хранения я как раз и не против, это освободит склад от лежака, который многие продавцы загоняют на склад и сидят в ладоши хлопают довольные. Тем самым вешая свои затраты по хранению на KazanExpress, – пишет Анзор.
Сооснователь маркетплейса Линар Хуснуллин по мере сил отвечает коллегам в чате.
– Мы делаем все возможное. Как и со слотами. Мы можем через 1,5 года начать принимать 1 млн заказов в день, потому что у нас правильная стратегия и конкурентные преимущества по продукту. И ещё через год 1,5 млн заказов в день. Но для этого нужен склад, стоимостью 32 млрд рублей. Я ищу их с 2017 года, почти каждый день что-то делаю для этого. Это непростая задача, в России сейчас практически нет инвестиций и нет кредитов. 25% годовых – сами посчитайте на кредитном калькуляторе, какой будет ежемесячный платёж. Сейчас мы смогли построить первый корпус, что даст рост до 350 тысяч заказов в день и закроет вопрос с таймслотами. Такие цифры заказов в том числе помогут получать нам хорошую прибыль, чтобы тратить их на развитие новых регионов и площадки в целом. Пока не переедем, время у нас непростое. На складе все занято. Приходится дурацкие решения придумывать, потому что других нет. Таковы условия на рынке капитала, к сожалению, в стране, даже для инвестиций в капитальные строения. Делаем все, что возможно в тех условиях, которые по факту есть, – заявляет Хуснуллин.
Также сообщается, что большой склад уже достроен, решается вопрос с максимально быстрой установкой на нем мезонина – стеллажей с перекрытиями высотой в 6 этажей. Это закроет вопрос таймслотов, вскоре их больше не будет, заверяют на площадке. До этого момента временно прекращают активировать кабинеты новым продавцам.
Еще один из болезненных вопросов – вывод денег. Судя по сообщениям продавцов, выплаты приходят с опозданием в месяц.
– Подскажите, только у нас такая проблема сохраняется? Отгрузки были 26 февраля, денег до сих пор нет, все выводы висят в обработке, – интересуется Анастасия.
– Такая же ситуация, все планы к черту, – сетует Ильнур.
– Я уверен, что у 90% то же самое, – заявляет Ильдус.
На это у сотрудников площадки тоже есть ответ.
– По выводам. До понедельника будет большое количество выводов. В ближайшее время вернёмся с датой возврата к установленным срокам. Перестраиваем сейчас планы исходя из новых обстоятельств. Мы все видим и все знаем. Этот наш не самый простой период подходит к решению, – заверяют продавцов.
Также наблюдаются проблемы с техподдержкой, личным кабинетом, отображением товаров на сайте и прочие технические моменты.
На этом фоне многие начинают обсуждать саму пригодность площадки как таковую.
– Весь бизнес на вашей площадке рухнул. С начала февраля смогла отправить 6 мешков корма. Смешно? Да! Зачем возобновлять бизнес? Не спать, ловить мифические слоты. Россия. Страна идиотизма. А люди пишут и требуют, но вот не понимают, что сначала посадили на площадку, а теперь ограничили работу. Ушла на доставку транспортной компанией. Ловить секундные таймслоты нет желания. Вернусь через полгода, – пишет пользовательница под ником «Сто кормов».
– Ну не знаю, мы же не в найме у KazanExpress за зарплату. Они предлагают огромную возможность всем желающим открыть бизнес. Предоставляют склад, доставку, хранение. Торгуй не хочу. Сложности всегда бывают, кто-то остаётся в такой момент с площадкой, кому не нравится – уходит. Никто никого не держит, – напоминает Регина Мухаметова.
Неизбежны сравнения и с другими площадками – например, Ozon.
– И тут и там хорошо продаётся. На Ozon ещё платно можно рекламу настраивать. И они сами иногда хорошо продвигают. Сюда пришли потому что площадка новая, думали будет интересно попробовать. А по факту сплошной геморрой. То денег нет, то слотов, то товар потерян, – делится Ксения Наумова.
Следует отметить, что в 2021 году число предпринимателей Татарстана на маркетплейсах увеличилось в 5,5 раз. Оборот KazanExpress по итогам минувшего года достиг 9 миллиардов рублей (рост на 542%). На декабрь пришлось 2 миллиарда из них. Количество заказов достигло 14 миллионов (рост на 470%). На площадке представлено больше 12,5 тысяч продавцов (их число увеличилось за год на 169%).
По последним данным, KazanExpress работает в 115 городах (было 23). Маркетплейс претендует на общероссийский статус. Собственная сеть пунктов выдачи заказов выросла за истекший год с 73 до 450 точек.
Сейчас в KazanExpress работает 5 тысяч человек, но в планах увеличить штат до 10 тысяч работников.
– Мы бизнесмены, а не политики, для нас главное, чтобы наши сотрудники сохранили свои рабочие места, – сказал Линар Хуснуллин, комментируя ситуацию с западными санкциями. – Задача нашего интернет-магазина – доставить заказы до покупателя вовремя. Сейчас на нашем складе 22 млн единиц товара и 12 тысяч продавцов. 55% из них – из Татарстана.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов рассказал, что развитие рынка сейчас во многом определяют запросы потребителей.
– Так, например, сегодня клиенты хотят очень быстро получать заказы – и вот уже экспресс-доставка распространяется не только на продукты, а практически на любой товар, включая бытовую технику и обручальные кольца. Клиенты также хотят выбирать все это и заказывать сразу в одном месте – и этому запросу больше всего соответствуют маркетплейсы, где ассортиментный ряд включает десятки миллионов позиций всех товарных категорий, – отметил Соколов.
По его словам, кроме очевидного покупательского спроса, потенциал развития подтверждает и мировая статистика.
– Если в России сейчас на долю топ-3 маркетплейсов приходится около четверти объемов продаж в e-coomerce, в других странах – уже больше половины. Конечно, в сегодняшней ситуации прогнозировать, каким будет рост довольно сложно, но определенно, у такого формата электронной коммерции, как маркетплейсы, он будет, – резюмировал собеседник.