Найти тему
Мозаика Гродно

КАК РАЗГОВОРИТЬ «МОЛЧУНА»?

Автор Людмила Филиппович - педагог раннего развития, педагог по подготовке к школе, логопед

В нынешнее время очень актуальна для большинства родителей тема развития речи ребенка. Все родители хотят, чтобы их ребенок начал говорить как можно раньше, чтобы его речь была понятной и правильной. С большим нетерпением ждут близкие появления первых слов малыша!

Речь ребенка 1-3 лет – важный показатель его общего развития, ведь речь не только помогает малышу в общении, но является средством получения новой интересной информации об окружающем мире. Задержка развития речи негативно влияет на все стороны личности ребенка, и часто тормозит его общее развитие. Поэтому не стоит ждать, когда малыш разговорится сам, лучше создать оптимальные условия – такую развивающую среду, которая будет максимально стимулировать появление новых слов в речи малыша.

Не стоит проявлять излишнюю настойчивость и приставать к ребенку с бесконечными просьбами повторить слово. Ведь даже самый маленький ребенок способен почувствовать по реакции родителей, что с ним «что-то не так…», и начать переживать по этому поводу.

Поэтому, прежде всего надо научиться создавать во время речевых занятий добрую и непринужденную атмосферу, не напрягаться самим и не напрягать малыша, а напротив, заражать его своими положительными эмоциями. Для этого научитесь проводить веселые эмоциональные игры, чтобы малыш видел в вас партнера по игре, а не строгого учителя.

Разговаривайте с ребенком «глаза в глаза». Когда вы общаетесь или играете с ребенком, то обращайтесь персонально к нему. Опуститесь на уровень глаз ребенка, чтобы он мог видеть вашу артикуляцию – так можно «видеть» артикуляцию и слышать одновременно.

Носите в кармане игрушку, издающую негромкий звук. Для привлечения внимания, обращаясь к ребенку, поднесите ее к своему лицу (особенно к губам) и «попищите».

Используйте в речи звукоподражания и звукокомплексы (бах, тук-тук, чик, цок, кап, ням, ду-ду).

Сокращайте длину слов до 2 слогов (утка – «у-тя», медведь- «ми-ша», Матвей – «Мо-тя»).

Говорите короткими фразами: Это каша. Мой руки. Иди спать.

Сопровождайте речь жестами (звонок – «дзинь-дзинь» - показ нажатия на кнопку; кукла спит – «а-а-а» - качательные движения). Оречевляйте любой жест-просьбу.

Создавайте речевые ситуации: «Что будешь есть? Вот суп и каша», «Кто звонит: баба или деда?»

Читайте ритмизированные стихотворения (народные, А.Барто, К.Чуковского: «а за ними клоп-клоп, сапогами топ-топ»)

Разучивайте короткие стихотворения с сопровождением жестами («Мишка косолапый», «Большие ноги шли по дороге»)

Побуждайте договаривать последнее слово в стихотворении: «Маму просит…. «пи-пи-пи!» Сыра мне еще…. «купи!»

-2

Очень эффективными являются ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЛАГОЛА (предиката):

«Кати!» Сядьте с ребенком напротив друг друга. Катите мяч с названным словом, побуждая ребенка сделать аналогичное действие и произнести такое же слово.

«Лови!» Стойте напротив друг друга и бросайте мяч со словом «Лови», стимулируя ребенка кидать мяч обратно с этим же словом (если у ребенка плохо получается ловить, то необходимо буквально перекладывать мяч в его руки).

«Беги!» Догоняйте друг друга по очереди, произнося «беги» (также можно со словом «иди»).

«На!» Передавайте ребенку игрушку и говорите «на» (можно посадить кукол и им «давать» игрушки и произносить «на»).

«Дай!» Разложите перед ребенком несколько игрушек и, протягивая руку к игрушке, говорите «дай» (можно рукой ребенка).

«Плыви!» Налейте воду в таз (можно играть в ванной, когда купаетесь), возьмите лодочку, в которую можно сажать маленькие игрушки и подгоняйте лодочку по воде, произнося «плыви».

«Сиди!» Просите ребенка сажать на игрушечный стульчик игрушки, произнося «сиди»; большие игрушки (самого ребенка, членов семьи) – сажать на большой стул.

«Лежи!» Аналогичная игра, но с кроваткой.

«Лети!» То же, но с использованием игрушки самолет.

«Лечи!» Подобная игра с набором детских медицинских инструментов.

-3

Придумывайте игры сами по аналогии!

Далее пробуйте к глаголам добавлять существительные: «Маша,беги/иди/сиди», «На, Катя»

ХВАЛИТЕ РЕБЕНКА ЗА ЛЮБУЮ ПОПЫТКУ СКАЗАТЬ!