#AlumWiki в эфире! Сегодня вы узнаете о первой в мире статуи, отлитой из чистого алюминия!
Вопреки распространенному мнению — статуя Эроса на площади Пикадилли вовсе не Эрос. Изначально предполагалось, что это будет его брат Антерос.
Памятник Антерос на Пикадилли официально известен как Мемориальный фонтан Шефтсбери. Он был построен в память об Энтони Эшли-Купере, седьмом графе Шафтсбери (1801–1885).
Но кем именно был Эрос? Кем был Антерос? Кем был лорд Шефтсбери? Кто изваял скандальную статую на площади Пикадилли и почему она стала такой печально известной?
Эрос – греческий бог секса и любви
Эрос был греческим богом романтической любви и сексуальности. Его римским эквивалентом был Купидон, и он остался в христианстве и в наше время как тип вооруженного стрелами херувима, которого можно увидеть на валентинках.
В более поздних греческих источниках Эрос — сын богини любви Афродиты. Озорной характер, его вмешательство в дела богов и смертных заставляет их страстно влюбляться в часто неподходящих личностей. Однако, в отличие от пухлых Купидонов в искусстве эпохи Возрождения и современной иконографии, греки изображали Эроса в виде спортивного молодого мужчины, переполненного сексуальной энергией.
Так кем же был Антерос?
Брат Эроса, Антерос, был совсем другим существом. Он символизировал более спокойную ответную любовь, а не горячую и страстную любовь, представленную его братом и сестрой. Мать Эроса Афродита и отец Арес произвели Антероса в качестве товарища по играм для Эроса, который был одинок. Таким образом, он представляет идею о том, что для того, чтобы быть здоровым, любовь должна быть взаимной. Имя Антерос означает «возвращенная любовь» или «встречная любовь».
По внешнему виду Антерос похож на Эроса, будучи крылатым юношей, сжимающим лук и стрелы. Отсюда и путаница этих двоих на площади Пикадилли. Антероса, однако, обычно изображают с крыльями бабочки, в то время как у Эроса крылья пернатого типа, а волосы Антероса обычно длиннее.
Кем был лорд Шефтсбери?
Политик-консерватор, убежденный евангелический христианин и общественный деятель. На протяжении своей долгой карьеры Шефтсбери боролся за улучшение жизни работающих детей и воспитанников психиатрических больниц, а также выступал против участия Великобритании в торговле опиумом. Некоторые поклонники лорда Шефтсбери, не одобряя языческого происхождения Антероса, даже настаивали на том, чтобы скульптуру переименовали в «Ангела христианского милосердия» .
Эрос воздвигнут на площади Пикадилли – возмущение, воровство и бегство скульпторов от закона
Вскоре после смерти лорда Шефтсбери люди начали обсуждать возможность мемориала. Такова была популярность Шефтсбери, идея быстро прижилась, и менее чем через год после смерти графа скульптору Альфреду Гилберту было поручено придумать подходящую дань уважения.
Хотя мемориал был введен в эксплуатацию быстро, создание «Эроса» оказалось длительным процессом. Гилберт, кажется, считал долгом увековечить память великого человека настолько весомым, что ему потребовалось бы пять лет даже на то, чтобы придумать концепцию.
В конце концов ему пришла в голову идея бронзового фонтана, богато украшенного морской тематикой. Фонтан — без сомнения, отражающий заботу Шефтсбери об общественном благе — будет питьевым. Бронзовое основание будет поддерживать впечатляющий купол из воды, над которым величественно парит бог.
Гилберт объяснил, что этим величественным божеством будет Антерос, а фонтан будет называться «Бог бескорыстной любви», тем самым отдавая дань уважения филантропии Шефтсбери на протяжении всей жизни. Гилберт чувствовал, что Антерос символизирует «задумчивую и зрелую любовь, в отличие от Эроса или Купидона, легкомысленного тирана».
Моделью, которую Гилберт выбрал для роли крылатого юноши, был его собственный помощник в студии, 16-летний англо-итальянец по имени Анджело Коларосси.
Хотя сам фонтан бронзовый, Антерос был отлит из алюминия. Сегодня эти два металла образуют интересный контраст: водорослевая зелень выветрившейся бронзы соседствует с кажущимся бессмертным блеском прочного алюминия. «Эрос» был первой в мире статуей, отлитой из алюминия, которую Джордж Брод и сын исполнили на литейном заводе Хаммерсмита. Использование алюминия было жизненно важным фактором в реализации грандиозного плана Гилберта — его легкость позволяла «Эросу» балансировать в своей балетной позе.
Расположение «Эроса» также вызвало много критики, но не из-за пространственных и художественных проблем, на которые жаловался Гилберт. Пикадилли — в эпицентре Вест-Энда с его театрами и барами — сочли слишком легкомысленным местом для памятника такому серьезному человеку. Хуже того, район ассоциировался с распутным и хулиганским поведением и, что еще хуже, с проституцией.
Чтобы смягчить эти моральные возражения, статуя была переименована в Ангела христианского милосердия , что придало более христианский уклон идеалу любви, представленному Антеросом. Но новое название статуи так и не прижилось, и мало кто когда-либо называл произведение искусства Антеросом. Возможно, как мы увидим, из-за своего местоположения эта фигура всегда была известна лондонцам как Эрос.
Ранняя жизнь мемориала не удалась. Основание фонтана оказалось слишком маленьким, вода плескалась вокруг него, загрязняя пространство вокруг памятника. Гилберт — в духе великодушия лорда Шефтсбери — приковал к фонтану чашки, чтобы люди могли пить из них. Чашки вскоре были украдены. Мемориал стал объектом такого вандализма, что Совету графства Лондона пришлось платить смотрителю только за тем, чтобы он следил за ним.
Что касается Гилберта, то его работа над «Эросом» вместо того, чтобы приносить ему деньги, ввергла его в долги. Хотя он получил 3000 фунтов стерлингов за создание памятника, на самом деле его изготовление обошлось ему в 7000 фунтов стерлингов, при этом большая часть излишков приходится на сложное основание конструкции. Стремясь спастись от кредиторов, Гилберт бежал из страны и прожил в Бельгии 25 лет. Возможно, еще более травматично то, что он сомневался в своих собственных работах. Чувствуя, что его фонтан не является недостаточным памятником величию Шефтсбери, он утверждал, что все это следует переплавить, а металл продать, а деньги использовать для строительства приютов для бездомных.
Однако для истории Лондона важнее не идентификация героев греческой мифологии, а то, что Антэрос является первой статуей, полностью отлитой из алюминия.
Высотой почти в два с половиной метра она стала первой крупной работой из этого металла в сфере искусства – а ведь всего несколько десятков лет назад каминные часы или статуэтки в кабинетах считались роскошью, доступной только высшему обществу.
Как бы ни называли эту скульптуру, с технологической точки зрения она была поистине революционной, поскольку являлась первой в мире статуей, отлитой из чистого алюминия.