Найти тему

В чём заключается работа репетитора?

Репетитор - это человек, который может сделать жизнь Вашего ребёнка легче и лучше.
Репетитор - это человек, который может сделать жизнь Вашего ребёнка легче и лучше.

Репетитор - это своего рода доктор, который "лечит" то, что у Вас или у Вашего ребёнка "болит" по тому или иному предмету. Если ничего не "болит", репетитор прописывает "витамины" в виде пособий, книг для чтения, аудио- и видеоматериалов для поддержания Вашего "здоровья", т. е. для Вашего дальнейшего развития.

Итак, в чём заключается работа репетитора?

1. Надо понимать, что репетитор - это не школьный учитель. То есть он не выполняет функции человека, который заинтересован в том, чтобы у ученика были отметки выше, чем есть. Поскольку цель репетитора - помочь с теми моментами в обучении, которые непонятны ученику, восполнить пробелы в том, что изучалось ранее, развить уже имеющиеся навыки и способности или открыть эти способности и уже дальше их развивать.

Например, у условного Пети по английскому языку в шестом классе отметка 4 (по десятибалльной системе). Эта отметка за все последующие четверти может не меняться даже в течение года. Или не поменяться никогда. Об этом я писала здесь и здесь. То есть цель репетитора - улучшить знания, а не исправить отметку в школе. Другое дело, что очень часто эти вещи взаимосвязаны. То есть при усердной работе (а изучение иностранных языков - это огромный регулярный труд) отметка может изменится в лучшую сторону.

2. Многие репетиторы занимаются только с мотивированными учениками: с теми, кто сам хочет заниматься. Лично я занимаюсь с детьми ровно столько, сколько они сами этого хотят. Как только ребёнок начинает противиться нашим занятиям, резко "ничего не понимать" и не пытаться разобраться в том, что не понятно, я сообщаю об этом его родителям. Если это происходит один раз, мы продолжаем занятия. Если нет - прекращаем. Как ни крути, занятия с репетитором носят дополнительный характер. И стоят достаточно дорого.

Хочу оговориться: если занятия больше нужны родителям, чем ребёнку, ребёнок не сильно выкладывается на занятиях. Но работа так или иначе присутствует. И видны её определённые результаты.

Например, я готовила как-то юношу по имени Максим к ЦТ по немецкому языку. О нём я писала здесь. Но Максим не слишком горел желанием поступать в вуз на экономиста, как этого хотели его родители. Поэтому и на занятиях он работал не на полную мощность. Но работал. Максим делал все упражнения, которые я задавала. И учил тот материал, который надо был для сдачи ЦТ. Но делал он это исключительно на наших занятиях. Я сообщила об этом его маме. На что мама заметила, что пусть лучше так, чем никак. Максим сдал ЦТ на 50 с чем-то баллов и поступил на платное отделение политехнического вуза на экономический факультет.

Другими словами, Вашему ребёнку и / или Вам должно быть надо больше, чем репетитору. Повторюсь, это не школа. У репетиторов, которые хорошо готовят к разному роду экзаменам или ученики которых в конце обучения (да, и на протяжении обучения тоже) показывают хорошие результаты, может быть меньше свободных мест, чем желающих заниматься. Это так называемая репутация.

3. Репетитор обычно применяет индивидуальный подход к каждому ученику. И соответствующие методы. Что это значит? Если ученик (его родители) хотят сделать упор на развитии устной речи, то репетитор делает упор на развитие устной речи. Если надо подготовить к ЦТ, значит, упор делается на грамматику и лексику разного уровня сложности. Если у ученика проблемы с конкретными темами в школьной программе - репетитор находит эти проблемы и решает, как их устранить. Иногда, чтобы решить конкретно поставленную задачу, приходится выполнять сразу несколько условий.

Например, ученица 11 класса Глаша решила сдавать ЦТ по немецкому языку. Но она, как оказалось, не знает много слов, которые учили в средней и старшей школе. А грамматику по иностранному языку в средней школе РБ знают единицы. То есть за год надо вложить в голову Глаши лексику 5-11 классов и всю грамматику. А для этого Глаше надо учить не меньше 200-300 слов в неделю. И буквально всё свободное время учить правила по грамматике и делать ОЧЕНЬ МНОГО УПРАЖНЕНИЙ ПО ГРАММАТИКЕ. И потом уже проработать всё это на материалах к ЦТ.

Ещё один пример. Восьмиклассник Федя учит английский язык и не понимает времена глаголов. Оказывается, что Петя не умеет читать на английском языке транскрипцию. И заучивает три формы глаголов неправильно. Вопрос, с чего начнёт работу репетитор?

И последний пример. Валя - отличница. И по английскому языку за девятый класс у неё крепкая девятка. Девушка хочет улучшить свой разговорный английский. Мы с ней выбираем книгу для чтения и на основе неё учимся говорить. Плюс берём специальную лексику разговорного типа по бытовым темам. Слушаем аудио на британском английском и американском английском (для сравнения произношения) и смотрим видео по темам. Заучиваем фразы и диалоги.

Как видите, подход к программе обучения каждого отдельно взятого ученика разный.

Лично я для решения каждой отдельно взятой задачи и для обучения каждого ученика использую разные пособия. Поэтому мне приходится часто покупать новые книги. И соответственно изучать новинки в книжных магазинах и интернет-магазинах. И я постоянно ищу разные аудио- и видеоматериалы. Иногда натыкаюсь на отличные вещи. (Поделюсь с Вами обязательно тем, что нашла.)

4. В моём понимании занятия у репетитора строятся по принципу: 80% - серьёзная работа, 20% - развлечение (это то, что позволяет ученику отдохнуть, переключиться на что-то новое и поддерживает интерес к изучению предмета). И в эти 20% только около половины времени (максимум) уходит на то, чтобы побеседовать о жизни. Это важно для установления контакта с учеником, поддержания благоприятной атмосферы на уроках. Все репетиторы работают с Вашими детьми ещё и как психологи. Иногда это позволяет в последствии родителям решить многие проблемы со своими детьми. Ну, а оставшиеся 10 % - это тот интересный грамматический, лингвистический и страноведческий материал, которой повышает мотивацию и поддерживает интерес при изучении предмета.

P. S. Дольше всех я работаю со своей дочерью - 8 лет. А так, дети приходят заниматься ко мне годами: от минимум года до семи лет. Занятия редко прекращаются по причине того, что ученику больше не хочется заниматься. Чаще всего - это сложности с финансами у родителей или ученику уже не нужна моя помощь (что абсолютно нормально).

А что думаете по этому поводу Вы?

Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!

#репетитор #английский язык #немецкий язык #Индивидуальный подход #обучение иностранным языкам