Итак, свершилось! Ваше усердие на рабочем месте было замечено руководством и наконец-то – повышение! Вы получили руководящую должность. Радость от этого вполне оправдана и понятна, но долго почивать на лаврах вам никто не даст.
Те, кто раньше были вашими коллегами, теперь – еще и подчиненные. Под вашим руководством им предстоит выполнять рабочие задачи, быть сплоченным и дружным коллективом. Именно от ваших подчиненных зависит эффективность рабочего процесса. Когда руководителем становится кто-то из работников отдела, а не приглашенный «варяг», есть риск столкнуться с некоторыми неприятными моментами.
Проблемы с коллегами при повышении
В идеале повышение по службе выглядит так – все за вас радуются, вы «проставляетесь», все поют и танцуют, как в финале индийского фильма. Но это в идеале… В реальности же все может выглядеть несколько иначе.
Рабочий коллектив – это механизм, который подчиняется законам социальной психологии. Если кто-то из сотрудников возвышается, а все остальные остаются при своем, поневоле возникает напряжение. Это как в семье, где вырос ребенок. Вырос, повзрослел и уехал. А у родителей начинается психологический кризис.
Вот примерные негативные реакции сотрудников на ваш карьерный рост:
- Зависть, обида. Особенно у тех сотрудников, которые пришли раньше вас, проработали дольше и, как им самим кажется, лучше вас.
- Недоверие. Как правило, проявляется у возрастных сотрудников.
- Настороженность. Коллеги не знают, чего от вас ожидать. А вдруг вы припомните все старые обиды? Кстати, настороженность может быть свойственна и тем коллегам, с которыми у вас были дружеские отношения.
- Саботаж. Скрытое вредительство инициируют «серые кардиналы» коллектива, чтобы вы не особо зазнавались на новой должности.
Ваша основная задача при вышеперечисленных явлениях – сохранять спокойствие и хладнокровие, строго по Штирлицу. Постарайтесь донести до своих коллег, что вы остаетесь одной командой, что основа ваших рабочих отношений – взаимовыручка и доверие, что вы открыты для диалога.
Что не нужно делать на новой должности
Говорят, если хочешь лучше узнать человека, дай ему власть. Бывает, что у новоиспеченных руководителей вдруг вылезает какая-то темная сторона личности – комплексы, обиды, злость, «звездная болезнь». Не надо так! Начальник – тоже человек, повышение не значит, что вы стали лучше других или получили безграничные возможности.
Постарайтесь не наделать ошибок, потому что в первые дни и недели вашего руководства закладывается фундамент на будущие отношения с коллегами, закладывается основа работы отдела. Давайте разберем типичные ошибки начинающего руководителя. Чего не стоит делать?
- Не провоцируйте «звездную болезнь» – заносчивость, общение свысока до добра не доведут. Не ждите понимания со стороны коллег. Не противопоставляйте себя им. Соблюдайте служебную субординацию и дистанцию, но не включайте высокомерие.
- Не пытайтесь дружить со всеми. Знаете, к чему приводят панибратские отношения с коллегами? Про работу просто забывают. «Да ладно, начальник – свой парень, потом сделаю!» – а сроки горят, эффективность работы падает. Вы начальник, и спрос будет с вас! Конечно, резко избавляться от дружеских отношений не стоит (вы ведь наверняка дружили с кем-то из коллег), но дайте понять, что соблюдать дистанцию все-таки нужно, иначе ваш авторитет пострадает.
- Не сводите личные счеты. У кого не было конфликтов на рабочем месте – поднимите руку! Везет кому-то! Конфликты – это нормально, мы же все живые люди: поссорились, разобрались, помирились. Тем более, работать же надо вместе, восемь часов в день бок о бок. А теперь вы стали начальником и решили поквитаться за старые обиды… Работать в такой обстановке будет неприятно. «Начальник, а такой мелочный!»
- Не спешите с нововведениями. Новая метла по-новому метет. Наверняка, у вас были идеи, как улучшить работу отдела. Не надо резко менять «политику партии» – люди тяжеловато относятся к новшествам. Лучше делать это постепенно.
- Учитесь делегировать, будучи ответственным за свои прямые обязанности. Нужно уметь грамотно распределять рабочую нагрузку. Если вы будете делать все сами – утонете в работе. Если будете все перекладывать на подчиненных – получите бунт на корабле. Ищите золотую середину.
- Контролируйте эмоции.
Как стать хорошим руководителем?
Мы можем дать несколько рекомендаций, которые помогут вам закрепиться на руководящей должности. Но есть еще один хороший вариант – вы можете обратиться за помощью к коучу, если не уверены в своих силах.
Что делать дальше, справлюсь ли я, хватит ли у меня способностей, как раскрыть свой потенциал – ответы на эти и многие другие вопросы вы сможете получить в кабинете коуча. Кстати, эта профессия сейчас популярна и востребована. Предлагаем пройти обучение на дистанционном курсе «Коучинг в индивидуальном психологическом консультировании».
А теперь – рекомендации:
- Всегда будьте на стороне своих подчиненных. Даже если они не правы. Вы потом с ними разберетесь, у себя в отделе, за закрытыми дверями...
- Берите на себя ответственность за свои «косяки». Не нужно жаловаться на коллег.
- Всегда хвалите работников. Не надо считать, что выдающиеся достижения – это нечто само собой разумеющееся…
- Ставьте четкие и понятные задачи.
- Не позиционируйте себя умнее других.
- Доверяйте своей команде, но контролируйте ответственные этапы работы.
- Поощряйте подчиненных к профессиональному росту.
- Не ставьте себя выше правил, которые сами установили. Не опаздывайте на работу, не уходите по личным делам без уважительной причины и т. д.
- Поощряйте активное обсуждение рабочих процессов. Мозговой штурм еще никогда никому не помешал.
Помните о том, что вам не будут доверять только потому, что вы – начальник. Доверие людей надо заслужить... Как выглядит идеальный руководитель? Умный, смелый, порядочный, ответственный, честный лидер, который может вдохновлять свою команду и вести за собой людей. Хотите стать хорошим начальником? Дерзайте, и у вас обязательно получится!