Найти тему
Христианские мысли

Участвую ли я в своём спасении?

источник фото: яндекс-картинки
источник фото: яндекс-картинки

«Я, Я Господь, и нет Спасителя, кроме Меня» (Ис.43:11)

Чрезвычайно широко распространено мнение о том, что человек является обязательным участником собственного спасения. Считается, что в деле спасения Бог выполняет "Свою часть", а человек должен выполнить свою часть. В разных церквах, в разных вероучениях верующие по-разному оценивают соотношение "вклада" Бога и человека, но в том, что спасение является совместным действием или процессом - сходятся практически все, во всяком случае, исключений я не могу припомнить.

Однако, такое мнение вызывает целый ряд проблем.

1. Если Бог для нашего спасения сделал всё, но без неких наших действий этот дар не «сработает», то есть без них мы не будем спасены, то наши действия становятся решающими в вопросе нашего спасения, так как в конечном счёте именно от них зависит, будем ли мы спасены. Спасение в такой интерпретации не может мыслиться иначе, как длительный процесс на протяжении всей нашей жизни с совершенно непредсказуемыми последствиями, ведь быть уверенными в себе совершенно невозможно. Таким образом, не находится место какому-либо однократному событию, радикальным образом меняющему ситуацию в вопросе нашего спасения, не находится место Евангелию, ведь Евангелие (в переводе с греческого - Радостная весть) - это весть именно о событии.

2. Если Бог нас спас, но к этому нужно ещё что-то добавить для завершения (принятия) спасения, то Он нас не спас. Зачем говорить о том, что нечто выполнено, если оно не выполнено до конца? Однако Писание неоднократно говорит о том, что Бог спас верующих (как уже свершившийся факт), например: «Он спас (!) нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили (!!!), а по Своей милости» (Тит.3:5).

3. На кого мне следует надеяться в своём спасении? Очевидно, на того, от кого оно зависит. Если без моего участия моё спасение не состоится, то это означает, что спасение существенно зависит от меня самого (пусть даже в частичной, а не в полной мере). Следовательно, в своём спасении мне следует надеяться на самого себя, то есть пребывать в самонадеянности. Как говорят в этом мире (в мире, а не в Писании), спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Писание же говорит прямо противоположное: «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою» (Иер.17:5), «а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся» (Ис.40:31).

4. Кого мне следует благодарить за своё спасение? Очевидно, того, кто ради него постарался. Если постарался сам я, то благодарить мне по справедливости следует самого себя. Однако, Писание заповедует благодарить Бога абсолютно за всё: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фесс.5:18). Это означает, что именно Бог делает всё, в противном случае Писание призывало бы нас к лукавству.

5. Предположение о том, что мы участвуем в своём спасении, делает нас своими собственными спасителями, по крайней мере частично. Однако, Бог говорит через пророка: «Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня» (Ис.43:11).

6. Предположение о том, что мы участвуем в своём спасении, также означает, что мы сами по себе принципиально можем делать что-либо угодное Богу независимо от Бога. Так кажется с человеческой точки зрения, но нас должно интересовать то, что думает об этом Бог, а Он думает иначе. Даже Сам Христос говорил о Себе: «Я ничего не могу творить Сам от Себя» (Иоан.5:30), ученикам же Он сказал: «без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:5). Слово "ничего" отрицает любое предполагаемое действие (для спасения), которое было бы моим собственным.

7. Если Бог с целью спасения людей пожертвовал бесценной жизнью Своего Единородного Сына, но цели Своей не достиг (ещё осталось что-то доделать), то это означает, что безмерной жертвы Бога для достижения цели не хватило, Всемогущий Вседержитель не справился с задачей и потому оказался вынужденным понадеяться на немощных грешников, то есть подпасть под собственное проклятие (см. выше Иер.17:5). Но такого быть не могло, сила и величие Божии бесконечны, Ему нет необходимости надеяться на нас. Если для окончательного спасения требуется принятие Его дара с нашей стороны (то есть человеку необходимо уверовать) - Бог сделает так, чтобы дар был принят, чтобы человек уверовал, и в итоге Бог достигнет Своей цели. Именно поэтому Писание неоднократно говорит о том, что вера имеет не человеческое происхождение, но даётся человеку Богом, например: "как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его" (Еф.1:19).

8. Если я считаю себя творцом своего спасения, то это означает, что я не отверг себя, как то заповедал Христос: "если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Лук.9:23). Тот, кто отвергнут - не может быть творцом своего спасения.

Вывод: считать Вседержителя не справившимся и надеющимся на нас, не только не отвергать себя, но продолжать надеяться на себя, благодарить себя, считая себя своим спасителем - всё это есть проявления зацикленности на себе, проявления гордыни, отсутствие смирения. Однако именно это следует из мнения об обязательном участии человека в собственном спасении. Как говорил В.С.Черномырдин, "хотели как лучше, а получилось как всегда". Истинное же смирение заключается в том, чтобы признать свою абсолютную неспособность и прославить Бога абсолютно за всё, в том числе - за своё признание своей неспособности.