Найти тему

НАУКА И ЕЁ ВИДЫ. СОЦАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ. УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ | ЕГЭ/ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ | Онлайн-школа New Level School

Диега Ривера, Человек на распутье, 1932-1934 (фрагмент)
Диега Ривера, Человек на распутье, 1932-1934 (фрагмент)

Наука – творческая деятельность людей, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний о природе, обществе, человеке (учебник п/р Боголюбова, 10 класс, стр. 124).

Функции науки:
1) культурно-мировоззренческая (научное знание – важная часть нашей картины мира)
2) познавательно-объяснительная
3) прогностическая (наука дает нам новые знания об окружающем мире и о нас самих, объясняет происходящее, позволяет прогнозировать развития событий)
4) социально-производственная (наука – важная составляющая современного инновационного производства, способ решения социальных, экологических и пр. проблем)
5) образовательная (наука является основой современного образования; эту функцию выделяет только учебник Котовой и Лисковой)

Основные особенности научного познания:
1) объективность получаемого знания (независимость от субъекта)
2) системность (наука дает целостную картину мира, элементы которой увязаны между собой) и
3) универсальность (высокий уровень обобщения знаний, поиск наиболее общих закономерностей; цель науки познание фундаментальных законов, а не накопление конкретных фактов)
4) исследование изучаемого предмета со стороны закономерностей и причин (основной вопрос «почему», а не «как»)
5) рациональность (эмпирические данные приобретают научный характер только при их включении в систему теоретических положений)
6) доказательность (любое теоретическое положение должно быть обосновано)
7) проверяемость и воспроизводимость (результат может быть воспроизведен другими исследователями)
8) развитость понятийного аппарата (в тестовых задания экзамена этот признак может быть выражен как «использование профессионального языка», «сложность для самостоятельного изучения неспециалистами»)

Илья Ефимович Репин, Портрет Д. И. Менделеева в мантии профессора Эдинбургского университета, 1885
Илья Ефимович Репин, Портрет Д. И. Менделеева в мантии профессора Эдинбургского университета, 1885

Классификации наук:

1) По объекту изучения:
- точные или абстрактные (математика и логика)
- естественные (физика, химия, биология, геология, география, астрономия и др.)
- инженерные и технические (например, робототехника, космонавтика)
- социально-гуманитарные, которые могут быть разделены на а) собственно гуманитарные (о человеке – психология, педагогика и др.) и б) социальные (об обществе – социология, экономика, политология, история, культурология и др.)

2) По отношению к практике: фундаментальные и прикладные

3) Иногда в отдельную группу выделяют науки о мышлении, познании: логика, гносеология как изучающий познание раздел философии, когнитивная психология и пр

Особенности социального познания:
1) Совпадение субъекта и объекта познания - общество изучает само себя или человек изучает общество, часть которого является
2) Субъективные оценки (ценностей, убеждений, социальные интересы) исследователя влияют на результаты исследования (например, ограничение политических прав женщин, их права на образование в свое время обосновывали данными об ограниченности их умственных возможностей, которые выглядели для современников вполне научными). Принципиальная неустранимость этого влияния заставляет многих сомневаться в возможности достижения объективных результатов в социальных науках
3) Объект имеет сложную структуру и постоянно изменяется, что затрудняет процесс познания и делает относительными его результаты. Природа тоже изменчива, но многие процессы там цикличны или повторяются без изменения принципиальной схемы. А число социальных революций или мировых войн, доступных изучению, к счастью очень ограничено
4) Возможности эксперимента (а иногда и наблюдения) крайне ограничены. Экономисты и политологи проводят эксперименты гораздо реже, чем химики или физики, но могут наблюдать изучаемые явления. Историки лишены даже этой возможности - они восстанавливают события прошлого по сохранившимся письменным свидетельствам и объектам материальной культуры

Ян Матейко, Коперник. Разговор с Богом, 1873
Ян Матейко, Коперник. Разговор с Богом, 1873

На эмпирическом уровне научного познания целью является выявление и фиксация конкретных свойств (наблюдаемых непосредственно или с помощью приборов) определенных объектов познания, объективно существующих в реальности.

Теоретическое познание имеет дело с логической моделью изучаемого объекта, выраженной специальным научным языком. Здесь обобщение выходит за рамки непосредственно наблюдаемого, требует создания идеальных образов в нашем сознании.

Эмпирическое познание невозможно без обобщений (иногда – очень сложных), но это обобщения более частного уровня. Акцент на поиск общих закономерностей делается в теоретическом познании. Например, законы Кеплера (эмпирический уровень) говорят о том, как двигаются тела Солнечной системы, а закон всемирного тяготения Ньютона (теоретический уровень) говорит о силах, действующих на любые массы вообще (в том числе, объясняя движение планет Солнечной системы).

Тестовые задания экзамена абсолютизируют эти различия. Если мы видим в задании «выявление и объяснение закономерностей», «объяснение сущности», «формулирование выводов», «объяснение существующих взаимосвязей», «прогнозирование ожидаемых результатов», то должны выбрать теоретический уровень научного познания.

Единого перечня форм эмпирического и теоретического знания не сложилось. Для эмпирического уровня школьные учебники называют научный факт и эмпирический закон (если в задании нужна третья форма, можно взять единичное эмпирическое высказывание). Для теоретического познания выбираем проблему, гипотезу и теорию.

Методы эмпирического уровня: наблюдение, эксперимент, измерение, описание, систематизация, классификация, сравнение (в тестах выбираем также опрос, анкетирование, фиксацию результатов).

Методы теоретического уровня даже школьные учебники дают совершенно по-разному. Например, методы конкретных наук (единство исторического и логического в истории), общенаучные (анализ, синтез), общефилософские (диалектика) - учебник Котовой и Лисковой, 10 класс, стр.19.

Тестовые задания концентрируются на методах эмпирического уровня, требуя различать (1) формы и методы научного познания, (2) методы научного познания и приемы мышления.

__________

ПРАКТИКА ПО ТЕМЕ

1. Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Науке, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность.
2) Наука нацелена на исследование объективных законов, действующих в природе и обществе.
3) Наука допускает применение художественного вымысла в исследованиях.
4) Научные знания влияют на формирование мировоззрения человека.
5) Доказательность в науке означает, что любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы.

2. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к отличительным признакам научного знания.

1) объективность; 2) проверяемость знаний; 3) образность; 4) системность; 5) логичность; 6) опора на религиозные верования.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

3. Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наука осуществляет поиск путей преодоления глобальных проблем современного человечества.
2) Наука способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нем.
3) Основная функция науки связана с регулированием социального поведения людей.
4) Наука помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии.
5) Наука в отличие от других форм (областей) духовной культуры оказывает эмоциональное воздействие на человека.

4. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам понятия «наука».

1) творчество, 2) образность, 3) системность, 4) обоснованность, 5) эмоциональность, 6) доказательность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

5. Ольга и Татьяна написали книгу о современном обществе. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Все выводы теоретически обоснованы.
2) Книга сложна для самостоятельного изучения непрофессионалом.
3) Содержание книги изложено специальным языком.
4) Для подтверждения истинности гипотез приведены доказательства.
5) Книга была напечатана в крупном издательстве.
6) Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца.

6. Группа астрономов-любителей разработала свою теорию происхождения Вселенной. Профессиональные астрономы не признали эту теорию научной. Какие из приведенных ниже оснований могли стать причиной такой профессиональной оценки? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) теорию разработали любители
2) теория не подтверждается практикой
3) выводы разработчиков нелогичны
4) теория опровергает принятые в науке представления
5) основные положения теории не обоснованы
6) разработчики теории рассматривают участие сверхъестественных сил

7. Ученые исследуют социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономического кризиса,
2) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов,
3) теоретическое обоснование полученных данных,
4) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей,
5) описание случаев социальной дифференциации населения,
6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости.

8. Установите соответствие между характеристиками и функциями науки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ (первый столбец):
А) показывает возможные опасные тенденции развития общества
Б) предлагает рекомендации по преодолению угрожающих человечеству проблем
В) способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нем
Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии
Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира.
ФУНКЦИИ НАУКИ (второй столбец):
1) мировоззренческая
2) прогностическая

9. Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наука вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о природе, обществе, человеке.
2) Компонентом научного знания являются этические оценки социальных явлений.
3) Наука представлена совокупностью отраслей и исследовательских организаций.
4) Наука способна прогнозировать последствия преобразовательной деятельности человека.
5) Наука, в отличие от других форм духовной культуры, способна оказывать эмоциональное воздействие на человека.

10. Установите соответствие между примерами и видами наук: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ (первый столбец):
A) логика
Б) математика
В) история
Г) политология
Д) физика
ВИДЫ НАУК (второй столбец):
1) социально-гуманитарные
2) точные и технические
3) естественные
4) науки о познании и мышлении

11. Выберите верные суждения о социальном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В социальном познании невозможно применение научных методов.
2) В социальном познании, в отличие от познания в области естественных наук для обозначения явлений, процессов, объектов, используются специальные термины.
3) Субъект и объект познания совпадают.
4) Объект познания находится в постоянном развитии, что затрудняет процесс познания и делает весьма относительными результаты познания.
5) Возможности научного эксперимента в социальном познании крайне ограничены.

12. В структуре наук учёные выделяют социально-гуманитарные науки. Выберите в приведённом ниже списке социально-гуманитарные науки, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) биология
2) математика
3) культурология
4) политология
5) физика
6) история

13. Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Познание». Один из слайдов называется «Особенности социального познания». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.
1) Результат познания — знания.
2) Источником знаний о мире, его красках и звуках, величинах и расстояниях, вкусах и запахах являются органы чувств.
3) Субъект и объект познания совпадают.
4) Получаемое знание всегда связано с интересами людей, групп, организаций.
5) Объект познания имеет сложную структуру и находится в постоянном развитии, что затрудняет процесс познания и делает весьма относительными результаты познания.
6) Возможности научного эксперимента крайне ограничены.

14. Группа астрономов-любителей разработала свою теорию происхождения Вселенной. Профессиональные астрономы не признали эту теорию научной. Какие из приведенных ниже оснований могли стать причиной такой профессиональной оценки? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) теорию разработали любители
2) теория не подтверждается практикой
3) выводы разработчиков нелогичны
4) теория опровергает принятые в науке представления
5) основные положения теории не обоснованы
6) разработчики теории рассматривают участие сверхъестественных сил

15. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира.

1) непосредственное наблюдение, 2) распространение мнения, 3) социальная стратификация, 4) мысленное моделирование, 5) проведение эксперимента, 6) эмпирическое описание.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

16. Экспедиция медленно продвигалась в джунглях. Учёные описывали растения, насекомых, животных и птиц, встречавшихся на пути, брали пробы воды и грунта. Так они прибыли в индейскую деревню, где сняли фильм об обычаях аборигенов. Какие из перечисленных ниже методов использовали учёные в приведённой ситуации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) наблюдение
2) эксперимент
3) моделирование
4) конкретизация
5) эмпирическое описание
6) абстрагирование

17. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют операции (приёмы) мышления.

1) описание; 2) синтез; 3) наблюдение; 4) абстрагирование; 5) анализ; 6) обобщение.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

18. Установите соответствие между характеристиками и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ (первый столбец):
А) создание логической модели изучаемого объекта
Б) описание изучаемых явлений
В) проведение научного эксперимента
Г) объяснение существующих взаимосвязей
Д) наблюдение явлений окружающего мира
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (второй столбец):
1) эмпирическое познание
2) теоретическое познание

19. Группа школьников под руководством учителя проводила социологическое исследование. Какие из приведенных фактов свидетельствуют о том, что в исследовании были использованы теоретические методы познания? Запишите цифры, под которыми указаны эти факты.
1) Школьники сформулировали и обосновали выводы.
2) Промежуточные результаты исследования фиксировались в журнале наблюдений.
3) Школьники выдвинули гипотезу исследования.
4) Перед началом исследования были сформулированы прогнозируемые результаты.
5) Школьники описывали наблюдаемые явления.
6) В ходе исследования был проведен опрос учащихся школы.

20. Установите соответствие между характеристиками и методами научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ (первый столбец):
A) многократное воспроизведение изучаемого процесса в целях его исследования
Б) создание контролируемых и управляемых условий протекания процесса
B) фиксация собранных данных и сведений
Г) преднамеренное и целенаправленное восприятие процесса без прямого вмешательства в его течение
Д) варьирование (изменение) условий протекания процесса для изучения его особенностей
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (второй столбец):
1) наблюдение
2) описание
3) эксперимент

21. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

МЕТОДЫ (первый столбец):
A) наблюдение
Б) выдвижение гипотез
B) эксперимент
Г) описание
Д) измерение
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (второй столбец):
1) эмпирический уровень
2) теоретический уровень

22. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания.

1) представление; 2) измерение; 3) выдвижение гипотез; 4) эксперимент; 5) восприятие; 6) эмпирическое описание.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

23. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют формы научного знания.

1) теория; 2) наблюдение; 3) абстрагирование; 4) закономерность; 5) научный факт; 6) концепция.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответы к практике см. в комментариях

__________

Если было полезно, ставь 👍🏻, делай репост и делись своими мыслями в комментариях :)

Записывайся на курсы подготовки к ЕГЭ/ОГЭ 2023 и переходи на New Level! 💪🏻😉

Ссылки для записи на занятия:
▪️ Сайт —
http://newlevelege.ru
▪️ Vk —
https://vk.com/new_level_ege
▪️ YouTube —
https://www.youtube.com/channel/UCoZD5A90TG-pakM-8JTQpTA
▪️ Telegram —
https://t.me/new_level_ege

__________

🎓 Онлайн-школа New Level School — это:
— занятия онлайн и в записи
— отдельная онлайн-платформа
— актуальная теория по всем темам
— тематическая практика в формате ЕГЭ/ОГЭ
— домашние задания для системного изучения тем
— поддержка от преподавателя и оперативная обратная связь
— профессиональные преподаватели из МГУ и других топовых вузов
— качественные конспекты на базе материалов, рекомендованных ФИПИ

Предметы:
▪️Обществознание (ЕГЭ, ОГЭ, ДВИ в МГУ, олимпиады)
▪️История (ЕГЭ, ОГЭ)
▪️Биология (ЕГЭ, ОГЭ)
📊 Основы финансовой грамотности
📈 Инвестиции на фондовом рынке