Найти тему

Сто лет с журналом «Сибирские огни»

Журнал «Сибирские огни» в наступившем году отметил вековой юбилей. Сто лет для толстого литературного журнала – грандиозный срок!

Целая эпоха отечественной истории со всеми ее трагическими и победными переломами отразилась в нем, как в зеркале: братоубийственная гражданская и победоносная Великая Отечественная; время жесткой цензуры, господства лубочного соцреализма и хлынувший, подобно свежему воздуху, поток возвращенной литературы.

И, если в первые десятилетия журнал существовал как орган Сибирской ассоциации пролетарских писателей, то уже с середины 20 века он превращается во флагман "деревенской прозы" и становится центром притяжения плеяды авторов, названных впоследствии «совестью» советской эпохи: А. Черкасова, В. Распутина, А. Иванова, В. Астафьева.

Подробнее об истории журнала читайте здесь

Лучшим гуманистическим традициям русской и советской классической литературы «Сибирские огни» верны и сегодня.

Традиционные основные разделы журнала в настоящее время: «Проза»; «Поэзия»; «Очерк и публицистика»; «Критика. Литературоведение»; «Картинная галерея». Ведущие темы: противостояние города и деревни, нравственные и политические константы современного общества, экология и этнография.

Предлагаем перелистать страницы последних номеров, познакомиться с самыми интересными публикациями и убедиться в том, что журнал всегда откликается на злободневные проблемы современности.

-2

М. Косарев «Двоюродная жена, или восемь понедельников Виктора Верижникова». Сибирские огни, 2021, N 10.

Ироническая киноповесть, она же обозначенная автором как «мужская мелодрама» раскрывает особенности национального маркетинга. По иронии судьбы, отставной редактор Верижников устраивается на работу к своей бывшей подчиненной, возглавившей крупное рекламное агентство. В компании своих коллег – молодых, острых на язык и амбициозных копирайтеров – журналист советской закалки с головой окунается в «синий туман» похожего на обман рекламного дела.

Одной из главных тем киноповести и становятся будни, или «понедельники» «офисного планктона». В целом, к задачам копирайтеров, помимо составления креативных текстов и привлечения заказчиков, относится еще и генерирование идей, направленных на «раскошеливание» и тех клиентов, которые в рекламе агентства не нуждаются – например, крупных ритэйлеров.

Диалоги, из которых состоят все восемь глав – сплошь каламбуры, афоризмы, шутки и анекдоты работников пера, креатива и мозгового штурма, обсуждающих очередной заказ, начальницу, или друг друга у кого-то за спиной. А финал вроде бы лишенной значительного действия повести – неожиданный и вполне в духе лучших советских комедий.

-3

А. Осокина. Там, где нет войны. Рассказ. Сибирские Огни, 2021, N12.

Что чувствует человек, внезапно вырванный из мирной жизни 21 века и очутившийся на войне, словно на машине времени перенесенный в роковой 41 год, в оккупированную нацистами Украину?

Жаркое лето 2014, начало войны на Донбассе – глазами девочки-подростка и неравнодушной журналистки. Марта, оставшаяся вместе с матерью и бабушкой в разоренном городе, вспоминает совсем недавнее мирное время: «Их водили по большому красивому музею, рассказывали про войну и молодогвардейцев. Казалось, что все это так далеко и никогда не повторится. Повторилось. Как будто война спала все эти годы, а теперь ее разбудили».

Яна, самовольно рванувшая в зону боевых действий без всякого «редакционного задания», оказавшись среди разрушенных домов и взрывных воронок чувствует, что «провалилась в кроличью нору и оказалась в Зазеркалье».

Война – страшное «Зазеркалье» еще и потому, что, полностью разрушая сложившийся бытовой уклад, наповал выбивает человека из привычной жизненной колеи. Когда нет работы и денег, еды и питьевой воды, не работают магазины и больницы – жизнь сама по себе уже превращается в квест на выживание. Пути Яны и семьи Марты пересекутся, и станет ясно, что лозунг «русские своих не бросают» - не пустые слова, а важная составляющая исконного народного самосознания.

В. Злобин «Люцефирин и ковидла: инактивированный вирус российской архаики». Очерк. Сибирские огни, 2021, N 12.

В чем сходство между эпидемиями холеры, бушевавшими в России в 80-90-е годы 19 века и современной пандемией коронавируса?

Оказывается, помимо зловредных вирусов и микробов, эти явления объединяет … парадоксальное отрицание некоторой частью общества очевидного блага – достижений официальной медицины. Как не пытались врачи в 19 веке, уже тогда немало знавшие о смертельной заразе, донести до населения простые истины о гигиене, лечении и профилактике, крестьяне встречали их буквально «в штыки»: «От заезжих врачей прятались, портили им лекарства и избегали госпитализации».

Народ предпочитал «выгонять холеру» древними испытанными средствами: баней, водкой и уксусом, а также всевозможными языческими заговорами и ритуалами.

Базовая установка «холера выдумана, народ умирает от докторов», облетевшая всю Царскую Россию, звучит на удивление как-то знакомо и «по-современному». Подобными постулатами оперируют в своей риторике и антиваксеры 21 века.

С суеверными и неграмотными крестьянами все понятно, но как объяснить мракобесие в обществе поголовной грамотности и массового образования?

Ответ автор находит весьма неожиданный – все дело в архаичном сознании, просыпающемся в период кризиса от неизвестности и страха перед будущим. Вот только когда просвещенный человек полагает, что правительство, дабы разбогатеть, решило уничтожить налогоплательщиков с помощью вакцин, а кандидат филологических наук на полном серьезе сочиняет заговор от «коронушки» - тут уж не в хитросплетениях подсознания дело, а в реальном расхождении с банальным здравым смыслом.

В. Копников. Вперед, к классике! » Очерк. Сибирские огни, 2021, N12.

Казалось бы, кого сегодня можно удивить живописными полотнами, созданными в традициях старой доброй классики – банальными натюрмортами, портретами и пейзажами. Барнаульская художница Наталья Акимова удивляет! Валерий Копников утверждает, и с ним трудно не согласиться – все дело в энергетике: «Энергетика и есть тот самый негасимый свет, что заставляет нас часами простаивать у полотна, испытывая живые эмоции…».

Самой доброй и светлой энергетикой наполнены пленэрные пейзажи и натюрморты Натальи Акимовой, они пронизаны по-детски незамутненной радостью жизни: «Художник, способный различить сиюминутность жизни, переводит ее в разряд вечности».

Кургина Ольга Борисовна, отдел периодических изданий