Добрый день! Сегодня мы начинаем цикл статей посвященных парниковым газам, в данной статье мы рассмотрим законодательные аспекты и с чего всё начиналось. В следующих статья мы рассмотрим климатические проекты и расчеты углеродного следа от продукции.
Не секрет что в последнее время обострилось обсуждение изменения климата на планете, связанное с выбросами (эмиссией) парниковых газов в атмосферный воздух.
Изменения климата все более заметны и носят системных характер и несмотря на острые дискуссии о причинах климатических изменений, отрицать изменение климата, вызванное деятельностью человека невозможно. Антропогенное изменение климата, связанное с выбросами (эмиссией) парниковых газов определено как один из самых значительных вызовов к современной цивилизации, обращенных как к странам, правительствам, бизнесу и отдельным гражданам. Изменения климата вызванное деятельностью человека влечет собой масштабные последствия как для гуманитарной системы, так и для природной экосистемы, континентов и планеты в целом.
Вся жизнедеятельность человека так или иначе связана с Углеродным следом(англ. carbon footprint) — совокупность всех выбросов (эмиссией) парниковых газов, произведённых прямо и косвенно отдельным человеком, организацией, мероприятием или продуктом. Парниковые Газы, включая диоксид углерода (CO2) и метан (CH4), могут выбрасываться при расчистке земель, производстве и потреблении продуктов питания, топлива, производстве и использовании промышленных товаров, материалов, древесины, дорог, зданий, транспорта и различных услуг.
На международном уровне с целью сокращения выбросов (эмиссией) парниковых газов было заключено международное соглашение Кио́тский протоко́л. Соглашение для противодействия глобальному потеплению. Являясь дополнительным документом к Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 года (РКИК ООН). Ему на смену в ходе Конференции по климату в Париже, принято консенсусом 12 декабря 2015 года – Парижское соглашение.
В Российской Федерация после ратификации Парижского соглашения, разработана и утверждена Климатическая доктрина РФ, на основании которой был утвержден план о сокращении выбросов парниковых газов ( Указ Президента РФ от 30 сентября 2013 г. N 752)
Учитывая обширность территории и экономическое развитие России, данные инициативы оставались лишь на законодательном уровне и носили рекомендательный характер, так как параметры сокращения выбросов парниковых газов в целом соблюдались и не превышали установленного в распоряжении уровня в 75 процентов от указанных выбросов в 1990 году.
На конец в 2021 году вышел в свет Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов»
Данный нормативный документ определил основы правого регулирования в отношении любой хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации, сопровождающейся выбросами парниковых газов.
Цель нового закона - создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики России при снижении уровня выбросов парниковых газов.
Меры по ограничению, предусмотренные законом, включают в себя
- государственный учет выбросов парниковых газов
- установление целевых показателей их сокращения
- поддержку деятельности по сокращению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов
Государственное управление в данной области будет осуществляться Правительством РФ непосредственно или через уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Таким образом, согласно Федерльного законодательства РФ парниковые газы это - газообразные вещества природного или антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение.
Перечень парниковых газов определен Распоряжением Правительства РФ от 22 октября 2021 г. N 2979-р «Об утверждении перечня парниковых газов, в отношении которых осуществляется государственный учет выбросов парниковых газов и ведение кадастра парниковых газов»
Перечень содержит основные парниковые газы:
диоксид углерода
метан
закись азота
гексафторид серы
трифторид азота
ряд гидрофторуглеродов:
а также вещества, относящиеся к перфторуглеродам
Так же правительством определены критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям в части выбросов парниковых газов (ознакомиться с критериями можно в Постановление Правительства РФ от 14 марта 2022 г. № 355 "О критериях отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям").
Регулируемые организации будут ежегодно представлять в уполномоченный орган отчеты о выбросах парниковых газов до 1 июля года, следующего за отчетным. Отнесение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям будет осуществляться на основании критериев, устанавливаемых Правительством РФ в отношении хозяйственной и иной деятельности, сопровождаемой выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тысячам тонн углекислого газа в год за период до 1 января 2024 года или 50 и более тысячам тонн углекислого газа в год за период с 1 января 2024 года. Целевой показатель сокращения выбросов для экономики России будет устанавливаться Правительством РФ в соответствии с указами Президента РФ и документами стратегического планирования.
И если до 2021 года отчетность по выбросам парниковых газов носила добровольный характер и была не обязательна, то со вступлением в силу федерального закона об ограничении выбросов парниковых газов, можно утверждать, что в настоящее время парниковые газы в выбросах учитывать нужно.
Таким образом организациям деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов необходимо провести инвентаризацию выбросов парниковых газов. С предоставлением соответствующей отчетности.
Для проведения инвентаризации выбросов парниковых газов разработаны и утверждены методические рекомендации (методические рекомендации по проведению добровольной инвентаризации объёма выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации от 16 апреля 2015 N-15) по проведению добровольной инвентаризации объёма выбросов парниковых газов.
Кроме того, разработаны методические указания (приказ 300 от 30 июня 2015 г.) по порядку количественного определения выбросов парниковых газов.
Косвенные энергетические выбросы учитываются на основании Приказа Минприроды России от 29 июня 2017 года N 330 “Об утверждении методических указаний по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов”. Так же методические рекомендации содержат информацию по оформлению отчета о выбросах парниковых газов за отчетный период.
Данные методические рекомендации позволяют провести расчет эмиссии парниковых газов в целом по предприятию, структурным подразделениям, в плоть до отдельных технологических установок.
Стоит отметить, что данные руководства не предназначены для рядовых природопользователей. Работы по учету и расчету выбросов (эмиссии) парниковых газов подразумевают, обширную работу с глобальным охватом производственной деятельности предприятия, включающую в себя сбор исходных данных по всем источникам парниковых газов, дополнительный детальный анализ технологических процессов, так как парниковые газы не все относятся к нормируемым загрязняющим веществам и для их качественного учета необходим глубокий анализ деятельности предприятия. В обработке и анализе полученных данных применяются специальные математические и статистические методы.
Наша компания имеет компетенции опыт по расчетам выбросов (эмиссии) парниковых газов, наши менеджеры с радостью помогут Вам рассчитать стоимость данной услуги для вашего производства. Если у Вас остались ВОПРОСЫ пишите в личные сообщения или комментарии мы с радостью на них ответим ٩(๑・ิᴗ・ิ)۶٩(・ิᴗ・ิ๑)۶