Про психолога.
У меня тут есть немного времени, так что, попробую написать.
В первый раз, когда мы к нему ходили, я вылетела от него злая до невозможности.
Во-первых, я его выбесила. И это чувствовалось. А если психолог позволяет себе такие эмоции, закрадывается сомнение в его профессионализме и сомнения в возможности доверять его методикам и советам.
Во-вторых, он обвинял в состоянии дочери меня. Не школу, не её какие-то сложности, а именно и только меня. Как это? Я? Человек, который изо всех старается ей помочь, виновата в том, что ей так плохо?!
В общем, вылетела на оппной тяге.
Но часть его слов, например, о тревожности моей, крепко в моей голове засела. Ну, той частью засела, в которой моя тревожность влияет на окружающих и на домашних.
И потом, в статьях других людей и людей-психологов, я находила косвенные подтверждения его правоте. "Косвенные" - в смысле, он не совсем прав, но в целом - прав))
Уровень тревожности в доме зависит от всех его домочадцев. Эта мысль и раньше приходила мне в голову, в виде, например, "атмосфера в доме зависит от настроения и поведения каждого", а теперь я приняла эту мысль и в части про тревожность.
Как-то так.
То есть, проблем у детей бывает меньше, если дома их любят и дома у них место покоя.
То есть, что я поняла для себя?
Сделать так, чтобы ребёнок понял, что дома её любят. Я её люблю, но нужно, чтобы она это увидела. То есть, несмотря на всю мою не(на)любовь к этой аналогии: дать ей тех яблок, которых она хочет. Показать ей любовь и принятие в тех символах, в которых она понимает эту любовь.
Ну, то есть, если человек видит проявление любви в оберегании его сна, то то, что близкие не шумят, когда он спит, станет для него признанием в любви. Если человек видит проявлением любви объятия, то объятия станут для него признанием в любви. Как-то так.
Сделать так, чтобы дома детям было не тревожно. Снизить уровень тревожности в доме.
Он дал много рекомендаций, на самом деле, но он меня почти не слышал, психолог-то. Например, "я-послания". Я их использую, алё! - Нет, попробуйте!
Ватаф..., чувак?!
Однако, какие-то его слова до меня дошли.
В общем же, после разговора с ним - а может, так совпало, и ситуация потеряла для дочери свою остроту)) конец четверти миновал, её перестали трясти учителя, ну и вот - в общем, дочери стало легче.
Тьфу-тьфу! Она успокоилась. Она заинтересовалась собой и своими делами, а не только интересами и требованиями внешних взрослых.
Перестала бесконечно переживать о мнении других людей, о том, что она не соответствует их требованиям и всякое другое, негативно сказывающееся на ней, тоже отошло на второй план и немного ослабило свою хватку.
Думаю, разговор с психологом и мои усилия сделали это возможным.
Элементарно. Я стала больше слушать, стала ловить свою агрессию на выходе - многое из того, что агрессией не считается, на самом деле, именно она и есть. Всякие там мнения и замечания, и даже мимика может быть агрессией.
Ребёнок перестал меня воспринимать, как часть взрослого мира, несущего тревоги и опасности - "сейчас меня чем-нибудь нагрузят и оторвут от моих интересных и важных дел".
На самом деле, я всегда вела себя так, стараясь максимально сделать детям безопасную среду дома. И в психологическом плане тоже. Однако разговор с психологом помог мне увидеть, как это сделать эффективнее, что ещё нужно убрать, чтобы улучшить результат моей работы.
Это всё мелочи, нюансы, но они, как оказалось, многое меняют.
В этот, во второй раз, выяснилось, что нужно больше проявлять внимания к интересам ребёнка. То есть, ей, оказывается, важно моё мнение о результатах её усилий.
Казалось бы, очевидно, да?
Казалось бы, я и так хвалю и интересуюсь, но... Но нужно делать это чуть иначе.
Нужно давать оценку результатам работы, показывать, что её рисунки, например, тебе ценны, ты их замечаешь и радуешься им.
То есть, делать то же, что я и делала, но чуть иначе, чуть... я не знаю... более вплотную, что ли.
В общем, пока пробуем. И я вижу результаты.
Тьфу-тьфу)) Отдаю дань традициям и собственным суевериям))
А ещё, конечно, несколько забавно...
Мои впечатления от, так сказать, "работы" с психологом.
Во-первых, он - они, в кабинете ещё и психотерапевт - уделяют время поровну маме и ребёнку, видимо, реализуя теорию(я знаю, что это не теория, но пусть в тексте будет это слово) о том, что состояние матери отражается на ребёнке.
Во-вторых, безопасная с точки зрения принятия среда сама по себе очень... как бы это... очень... лечебная)) Когда ты разговариваешь с людьми и знаешь, что они тебя не осудят - по крайней мере, вслух - это... целебно, да.
В-третьих... Выходишь за дверь с ощущением очищения и какого-то мини-катарсиса.
Занятно. У меня есть аналогия, но она не вполне приемлема для площадки))
Как после кекса: столько всего было, а рассказать нечего)))
В общем, надеюсь, что и дальше всё пойдёт так же хорошо, и все эти встречи-разговоры пойдут ребёнку на пользу, что мы сможем разобраться и убрать источники проблем из жизни.
Я надеюсь.
ЗЫ: всё равно получилось немного сумбурно. Потому что слишком много впечатлений, слишком много мыслей и эмоций, уложить всё это в связный короткий текст у меня не выходит. вот в длинное что-нибудь, пожалуй, и вышло бы) но не в короткое, да.