Найти тему
кНИЖный район

У светлой заводи: Горбатов над Окой

Горбатов – небольшой город Павловского района, расположенный на реке Оке в 80 км от областного центра. Это одно из достаточно старых поселений на территории нашей области. Известно оно с XVI века. Название образовалось от фамилии владельца – князя Андрея Шуйского-Горбатого, одного из потомков нижегородских князей, сподвижника Ивана Грозного. Само его владение называлось Мещерская Поросль, что указывало на то, что местность была заселена финно-угорским народом мещерой, который в раннем средневековье жил по Оке и исчез в XII веке.

Под названием Горбатово поселение упоминается с 1556 года. В середине XVII века через село проходил сухопутный почтовый тракт из Москвы в Нижний Новгород, который способствовал развитию здесь торговли и ремесел.

В 1779 году по губернской реформе Екатерины II Горбатов был преобразован в уездный город. Горбатовский уезд, являясь административно-территориальной единицей Нижегородской губернии, просуществовал до 1918 года. В его состав входили 23 волости.

Городское население росло медленно. В 1796 году в Горбатове было: купцов – 434, мещан – 72, крестьян – 69. По данным на 1841 г. здесь проживало 2879 человек, из них – 58 дворян. Подавляющее большинство жителей относилось к мещанскому сословию, однако было немало купцов и военнослужащих. Значительный слой военного населения включал в себя кантонистов, обустроившихся в особой Инвалидной слободе, и солдат и офицеров расквартированного Тарутинского егерского полка. На долю военных приходилось в те годы около 14% жителей.

Карта Горбатовского уезда.
Карта Горбатовского уезда.

Во второй половине XIX века Горбатов по-прежнему – небольшой уездный город с мало изменяющейся численностью населения: в 1856 г. в нем проживало 3222 человека, в 1861 г. – 3132, в 1885 г. – 3250. В 1861 г. среди домовладельцев значилось 18 дворян (7 из них потомственные), 2 почетных гражданина, 32 купца, 420 мещан, 13 крестьян, 12 отставных военных нижних чинов.

Город Горбатов. Дореволюционное фото.
Город Горбатов. Дореволюционное фото.

Начало XX вв. было отмечено существенным ростом среди обывателей крестьянства, переселившегося на жительство в город. В 1900 году крестьянами являлись 19 %, а в 1916 г. – 33 % горожан.

А. О. Карелин. Горбатовская мещанка.
А. О. Карелин. Горбатовская мещанка.

Проживание в городе дворян и разночинцев зачастую было связано с их службой по казенному ведомству, однако доля той и другой категории в составе населения была невелика. В городе имелись уездное училище (основано в 1808 году), мужская и женская начальные школы, частная школа, больница, средства на содержание которой давало земство. При Горбатовском городском трехклассном училище существовал ремесленный класс. Жители города занимались садоводством, хлебопашеством и рыболовством.

На берегу Оки ежегодно проходила Ильинская ярмарка, почти не уступавшая Макарьевской. Сюда съезжался народ со всей округи. На Базарной площади Горбатова стояли деревянные лавки, шел торг. Купцы со всей России предлагали желающим приобрести разнообразный товар.

Практически любой из старинных русских городов был знаменит на всю Россию развитием того или иного ремесла, производством каких-либо изделий или продуктов. Горбатов не был исключением. В городе культивировали сорта черной вишни и разводили коров красногорбатовской породы, отличавшихся высокой жирностью молока и устойчивостью к болезням. Еще это место славилось своими кустарными промыслами – кузнечным и прядильным.

Горбатов был главным центром по продаже пеньки (грубого прядильного конопляного волокна), а окрестные селения – главными производителями пеньково-снастных товаров.

В 1841 году русский историк, писатель и публицист Михаил Петрович Погодин, проездом побывавший в этих краях, отметил в своих воспоминаниях: «Проехали Горбатов, славящийся своими складными самоварами. В стороне от дороги мужики, бабы, дети вьют веревки на больших расстояниях друг от друга. Прекрасная картина!»

МЕСТНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Горбатовский уезд. Кустарное веревочное производство.
Горбатовский уезд. Кустарное веревочное производство.

В начале XIX века в Горбатове ведущую роль играло канатопрядение. Наряду с мелким домашним производством появились предприятия, основанные на вольнонаемном труде. Первые мануфактуры были созданы в 1819 году купцами Никифоровым и Силяниным, но уже спустя три года заведение последнего перешло в руки купца 2-й гильдии Григория Евдокимовича Смолина (1784-1860), ставшего одним из самых видных местных производителей веревок и канатов.

Смолин, начав в 1823 году производство с незначительных размеров, спустя пять лет изготавливал в год 1420 пудов белой судовой снасти и смольных канатов. За тридцать последующих лет он увеличил объемы выработки в семь раз. В 1858 году на его мануфактуре сотня рабочих выпускала изделий на 20 тысяч рублей. Канатно-веревочная фабрика купца со складскими помещениями находилась на центральной улице города – Смолинской (сейчас это ул. Советская). Сохранился его жилой дом, построенный в первой половине XIX века (ул. Набережная, 2). Строение имеет статус памятника градостроительства и архитектуры.

Дом Смолина. Первая половина XIX века. Ул. Набережная, 2
Дом Смолина. Первая половина XIX века. Ул. Набережная, 2

Примерно в 1845 году канатно-веревочным производством занялся Андрей Васильевич Орехов. И хотя заведение Орехова по числу работников и количеству используемых прядильных колес в два раза уступало предприятию Смолина, общий весовой объем произведенной ими снасти был очень близок – 9 тысяч пудов против 10 тысяч.

В 1863 году в городе была основана канатно-веревочная фабрика (работает и поныне под вывеской ПАО «Митра»).

Некоторому экономическому развитию Горбатова в этот период способствовали рост судоходства на Оке и близость Московско-Нижегородской железной дороги (в 8 верстах от города). В 1861 г. в городе имелось два стальных и четыре кирпичных завода. Производились слесарные изделия, выделывались кожи. Главных ремеслом мещан было прядение пеньковых снастей для рыболовства и судоходства. Кроме того, горожане занимались выделкой медных самоваров и переработкой железа в сталь.

Самовары в Горбатове производил купец Макар Котельников, который помимо сталеплавильного завода содержал еще и меднолитейное заведение, открытое в 1829 году.

Дорожный самовар
Дорожный самовар

Основным продуктом производства как раз и были самовары. В среднем в год их выпускалось до 600 штук.

Прославились горбатовцы складными (дорожными) металлическими сосудами для приготовления чая, которые были удобны для транспортировки, использовались в походе, для пикников. Они часто делались в виде ящичка или прямоугольной коробки со срезанными углами, реже имели цилиндрическую форму. Ножки были съемными и укреплялись в специальных пазах или привинчивались шурупами. Ручки были простыми, на шарнирах, плотно прилегающими к тулову самовара.

Некоторые дорожные самовары были устроены таким образом, чтобы внутри одного корпуса можно было не только кипятить воду, но и заваривать чай. Стенка делила тулово самовара на две части, и у каждого отсека был свой отдельный кран.

АРХИТЕКТУРА ГОРОДА

Первая треть XIX века – один из самых активных периодов строительства в Горбатове. Застройка кварталов происходила постепенно, с севера на юг. Кварталы между улицами Ленина (бывшей Московской) и Карла Маркса (Нижегородской) были застроены горожанами в течение первых двух десятилетий XVIII века.

В 1814 году в Горбатове было построено на Базарной площади первое каменное здание – кирпичный трехпрестольный собор в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. Тогда же была, по-видимому, разрушена старая деревянная церковь Ефимия Суздальского, а также уничтожено старое кладбище на площади. Новый храм с трапезной и колокольней был оформлен в стиле классицизма. В те времена собор особенно выделялся на фоне более мелких деревянных строений.

В 1825 году в Горбатове насчитывалось 322 дома, но при этом только один из них был построен из камня. Остальные представляли собой деревянные строения.

В то же время в восточной и юго-восточной части города стали появляться достаточно внушительные дворянские усадьбы (владения надворного советника Т.Д.Жердинского, княгини П.Е.Грузинской), и их количество было настолько велико, что одна из улиц в 1810-е гг. получила наименование Дворянской.

Отличительной особенностью Горбатова было обилие садов. Наряду с фруктовыми садами имелось и несколько парков усадебного типа. Внутренняя композиция двух из них имела форму звезды, планировка остальных основывалась на геометрически правильной сетке аллей, расположенных перпендикулярно друг к другу. Скорее всего, эти парки были засажены лиственными породами деревьев (вроде липы или каштана).

Все производственные предприятия Горбатова были вынесены в нижнюю часть города. В 1825 году здесь работало четыре завода. Вдоль берега Оки стояли три просторных складских амбара для хранения потребительских товаров. На побережье обустроены три пристани.

В соответствии с регулярными планами застройки Горбатова (1781, 1830, 1855) была упорядочена городская планировка, проложены новые поперечные улицы, появилась более мелкая сетка кварталов, расширены границы поселения. К началу XIX столетия город был застроен в северной своей части на всю ширину, а в южной половине территории большая часть намеченных кварталов оставалась неосвоенной. Кроме того, в нижней, прибрежной части Горбатова, не охваченной регулярным планом, оставался целый район свободной, подчиненной рельефу планировки с элементами веерной композиции.

План города Горбатова
План города Горбатова

Жилая застройка Горбатова 1830-1840-х гг. и вплоть до середины XIX века была выдержана в духе позднего классицизма. Для фасадов частных домов широко использовались «образцовые» проекты начала XIX века.

Весьма примечателен классический дом с мезонином на улице Луначарского. Он был построен в 1849 году по проекту губернского архитектора А.Е. Турмышева для богатого купца Веселова.

Бывший дом Веселова. Ул. Луначарского, 44
Бывший дом Веселова. Ул. Луначарского, 44

В облике Горбатова второй половины XIX в. господствующее положение постепенно заняла эклектичная архитектура. В 1852-1858 гг. на кладбище, основанном не позднее начала XIX века за пределами города, к юго-западу от него, была сооружена Скорбященская церковь. Этот кирпичный пятиглавый храм с небольшой трапезной и шатровой колокольней представляет собой образец псевдорусского стиля.

Церковь Всех Скорбящих Радости (1850-е гг.)
Церковь Всех Скорбящих Радости (1850-е гг.)

В жилой застройке Горбатова, где вплоть до середины 1850-х гг. живо продолжались традиции позднего классицизма, переход к эклектичным формам архитектуры стал отчетливо ощутим во второй половине 1850-х гг. Одним из значительных памятников этого времени является сохранившийся в несколько переделанном виде дом А.В. Орехова 1857 г. (ул. Набережная, 6).

Бывший дом купца Орехова. Ул. Набережная, 6
Бывший дом купца Орехова. Ул. Набережная, 6

На протяжении этого периода все большую роль в декоре фасадов деревянных и «полукаменных» домов играл нарядный пропильной и накладной орнамент, в котором использовались мотивы народного зодчества.

В Горбатове сложилась специфически местная разновидность жилого дома. В своей основе это мог быть обыкновенный четырех- или пятистенок, одноэтажный или двухэтажный дом, деревянный или полукаменный. Своеобразие ему придавал обширный крытый хозяйственный двор, примыкающий сбоку по улице и объединенный с парадными сенями общей односкатной кровлей. Как и главный вход в дом (в сени), вход или ворота во двор устраивались со стороны улицы.

Горбатовская разновидность жилого дома
Горбатовская разновидность жилого дома

Жилая застройка города и в этот период продолжала оставаться в основном деревянной. В 1885 г. из 600 домов только 15 были каменными. Усадебный, свободный характер планировки домовладений с обилием садов и огородов по-прежнему придавал Горбатову живописный, почти «деревенский» вид. Нижняя часть города была вымощена деревянной мостовой.

Архитектура Горбатова начала XX в. отражала различные стилистические формы, присущие эклектике (псевдорусский, «кирпичный стиль»). Наиболее значительной постройкой этого времени была Успенская единоверческая церковь в русско-византийском стиле, сооруженная по проекту гражданского инженера А.И. Шмакова у южной окраины города, там, где по регулярному плану задумывалось сооружение тюремного замка. Стиль модерн не проявился в архитектуре города.

Это все, что осталось от церкви Успения Богоматери. Построена в 1900 году в русско-византийском стиле по проекту гражданского инженера А.И. Шмакова.
Это все, что осталось от церкви Успения Богоматери. Построена в 1900 году в русско-византийском стиле по проекту гражданского инженера А.И. Шмакова.

Важной в градостроительном отношении была постройка водонапорной башни (1909). Она была поставлена в северо-восточной части Базарной площади и занимала заметное место в ее панораме.

Разобранные из-за ветхости постройки тюремного замка к началу XX века были заменены домами мужской и женской богадельни, стоящими вдоль северной стороны площади. Тюрьма в 1900-х гг. располагалась в доме на Б. Базарной ул., который арендовался у купца Г.С. Веретенникова. Здесь же помещалось полицейское управление. Городская управа находилась на углу Б. Базарной и Московской улиц, а казначейство – на углу Нижегородского пр. и Московской ул. (ул. Свердлова, 23).

По сравнению с предыдущим периодом незначительно повысилась доля каменных зданий. В 1902 г. их было 35. В наиболее распространенном типе горбатовских домов (с боковым хозяйственным двором, объединенном с сенями наклонной кровлей) к началу XX века выделяется разновидность дома с граненым эркером. Создающий выразительный пластический акцент объемной и фасадной композиции, эркер нависает над входом или воротами хозяйственного двора (ул. Луначарского, 26).

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Колоритная фигура купца 2-й гильдии, старообрядца беглопоповского толка, торговца пенькопрядильным товаром, потомственного почетного гражданина Григория Евдокимовича Смолина (1784-1860) послужила прототипом купца Марко Данилыча Смолокурова в дилогии П.И.Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах».

-21

В Горбатове в семье священника провела ранние детские годы Александра Викторовна Потанина-Лаврская (1843-1893), неутомимая путешественница, одна из первых женщин, совершивших экспедиции в труднодоступные районы Монголии, Китая и Тибета. В «Записках о моих родных и о моем детстве» она уносилась мыслями в прошлое: «В Горбатове начались и мои самые ранние воспоминания. Родилась я в 1843 году 25 января. Мы жили в то время в семинарии… Наш отъезд в Горбатов я не помню, но сознавать себя начала очень рано. Помню сад с окнами конюшни, выходящими в него; это, должно быть, было у Турчаниновых. Затем помню, как доктор Маврин собирался прививать мне оспу. Помню, как строился наш дом в Горбатове; помню, что я хожу по стружкам, которые навиваются мне на ноги, рядом плотники строгают пол, и в окнах еще нет рам. Очень ярко вспоминается одно утро в праздник Троицы. Мы с братом Костей сидим на окне и ждем всех от обедни. Из церкви уже начали выходить. Перед окнами посажены березки. Так как в Горбатове мы жили недолго, то, должно быть, эти воспоминания сохранились от очень раннего детства. Отрывками я помню, как мы приезжали в Нижний и останавливались у дедушки, или как он приезжал к нам в Горбатов».

В отношении властей Горбатов был очень консервативен и не изменял своим симпатиям. Уездный предводитель дворянства и председатель земского уездного собрания, действительный статский советник Сергей Тимофеевич Погуляев занимал свой пост с 1882 по 1911 годы. Купец 2-й гильдии, депутат Государственной думы Российской империи IV созыва от Нижегородской губернии Михей Андреевич Мосеев избирался главой Горбатова восемь раз и служил городу с 1880 по 1910 гг.

С 1898 по 1907 гг. гласным Горбатовского уездного земского собрания был Андрей Евграфович Фаворский (1843 – 1826), брат химика-органика и лауреата Сталинской премии Алексея Евграфовича Фаворского и отец художника, искусствоведа Владимира Андреевича Фаворского.

Мария Андреевна Демидова (1850-1914), дочь горбатовского купца-старообрядца А.В.Орехова, долгое время не могла развестись со своим мужем, «льняным королем» Василием Васильевичем Демидовым, а став вдовой, вышла замуж за блестящего адвоката Федора Никитича Плевако (1842-1909).

В 1913-1914 гг. в Горбатов приезжал художник-передвижник Абрам Ефимович Архипов (Пыриков) (1862-1930). Под впечатлением от города и его окрестностей он написал картины: «В весенний праздник», «В гостях», «На рынке».

В окрестностях Горбатова снимались эпизоды фильмов Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» и «Утомленные солнцем 2: Цитадель». В ноябре 2008 года в городе проходили съемки отдельных эпизодов нашумевшего фильма «Овсянки» Алексея Федорченко.

На съемочной площадке фильма Н.Михалкова «Утомленные солнцем 2: Цитадель»
На съемочной площадке фильма Н.Михалкова «Утомленные солнцем 2: Цитадель»

P.S. Маленький городок над задумчивой Окой тих, уютен, застенчиво провинциален. Веками он сохраняет первозданную чистоту и живую прелесть, скрывая от чужого недоброго взгляда свои сокровенные тайны. Здесь четки и ярки краски жизни на полотне времени.

Автор: Винокурова Э.Е.

Использованы фотографии автора и фотоматериалы из открытых источников.