Найти тему
Книжный кролик

Зомби в мировой культуре

Оглавление

У меня наступила эпоха противнейшего нечитая, и я сутками напролет смотрю сериал «Ходячие мертвецы». Это для меня совершенно логично, так как комиксовая история о живых трупах, на мой взгляд, абсолютная метафора мира сегодняшнего. В статье я пытаюсь понять, почему людей так интересует тема зомби-апокалипсиса, и почему авторы разных эпох не раз к ней обращались.

Обложка одного из томов комикса
Обложка одного из томов комикса

Что за «Ходячие мертвецы»

Это — серия комиксов американца Роберта Киркмана, но я ее не читала, потому моим первым входом в мир зомби-апокалипсиса стал именно сериал. Он отличается от комикса довольно сильно, но общий сюжет сохраняется на 60%.

Главный герой, бывший полицейский Рик Граймс, просыпается от комы в пустующей больнице и понимает, что пока он спал мир захватили мертвецы. Рик отправляется на поиски семьи, и обретает ее в составе одной из сформированных после апокалипсиса общин. Вместе они пытаются выжить и найти дом, а попутно борются с голодом, болезнями, мертвецами и другими выжившими.

Зомби в мировой культуре

Истории о телах, которые встают и ходят после смерти их владельцев, да еще и постоянно стремятся кого-нибудь сожрать, действительно пугает. Но такие сюжеты совсем не редкость в массовой культуре, и вовсе не Роберт Киркман открыл для нас этот Ящик Пандоры.

В книге «Остров магии» 1929 года описаны зомби, потерявшие разум из-за вуду-колдунств. На похожий мотив в 1932 году сняли картину «Белый зомби» с легендарным актером Беллой Лугаши в главной роли.

Кадр из фильма "Я шла рядом с зомби"
Кадр из фильма "Я шла рядом с зомби"

А после были «Я шла рядом с зомби» 1943 год, «Ночь живых мертвецов» 1968-го, комедия «Живая мертвечина» Питера Джексона, почти арт-хаус Дэнни Бойла «28 дней спустя», «Обитель зла» — ну это совсем классика, и «Поезд в Пуссан» - яркая корейская страшилка, о которой нельзя не упомянуть. Тема зомбирования сильно втерлась в поп-культуру в разных ипостасях, но в кинематографе, больше, чем в литературе. И вот, «Ходячие мертвецы» - апогей зомбо-апокалиптических настроений.

Комикс насчитывает 184 выпуска, сериал – 11 сезонов, и он продолжает выходить. Дополнительный плюс – работа для людей с инвалидностью. Реально существуют объявления о наборе актеров с отсутствующими конечностями для создания из них мега-натуралистичных персонажей фильма)))

Кадр из фильма "Мертвые не умирают"
Кадр из фильма "Мертвые не умирают"

К чему все эти перечисления?

Представьте, насколько интересует людей столь ужасная тема и сколь огромные бюджеты тратятся на создание живых мертвецов с гниющей плотью. Не потому ли, что ходячие тела без какой-либо мыслительной деятельности – невероятно яркая метафора. На заре созревания жанра режиссеры переосмысляли темы рабства (фильм «Я шла рядом с зомби»). Страха перед неизвестной угрозой, так в «Ночи живых мертвецов» люди стали превращаться в зомби из-за космического вируса. Фильмы о зомби становились критикой общества потребления и людей, которые буквально подарили все свои мыслительные процессы суперумным гаджетам – «Мертвые не умирают» Джима Джармуша.

«Ходячие мертвецы» вобрали в себя множество перечисленных тем, в том числе и неприятие смерти. В одном из сезонов персонаж по кличке Губернатор держит на привязи превратившуюся в зомби дочку, в другом, человек носит голову любимой в мешке, чтобы иногда смотреть на то, как она щелкает зубами, пытаясь откусить от него кусочек.

Кадр с моим сериальным любимчиком Дэрилом
Кадр с моим сериальным любимчиком Дэрилом

Но для меня значимо размышление о злодействах и допущениях, на которые человек может пойти в критической ситуации, как быстро может привыкнуть к смертям. И пост-апокалиптический мир становится идеальной чашкой петри для исследования человеческой натуры. Считайте, что это эксперимент в духе «Повелителя мух», где мальчишки, оставшись без взрослых тоже начали постепенно дичать.

Сценаристы «Ходячих мертвецов» размышляют об изменениях не только конкретной личности, но человечества в целом. Люди пытаются строить общины и выживать вместе, но почти всегда появляется группа, которая решает не сажать помидоры, а убивать или подчинять, чтобы брать дань, иногда просто развлекаться охотой. Если в первых сезонах большее количество смертей случается от зубов зомби, то чем дальше, тем больше оказывается персонажей убитых и искалеченных психологически живыми людьми.

Мысль не нова, но сейчас кажется, что повторять ее нужно почаще. А то все как-то не доходит смысл до адресатов.

#зомби апокалипсис #зомби фильмы #ходячие мертвецы #культура