После распада Советского Союза прошло более 30 лет, но вопрос «Кто виноват в смерти красной империи?» актуален до сих пор. Одни доказывают, что коммунизм был сам по себе нежизнеспособной утопией, другие говорят о «подрывной деятельности капиталистических разведок». Однако очень мало внимания уделяется тому, какой вклад в падение коммунистических режимов практически по всему миру внёс ещё один гигант западной цивилизации — Римско-католическая церковь.
Превентивный удар
Крупнейшая христианская конфессия и левая атеистическая идеология изначально были обречены на конфликт, победить в котором мог только кто-то один. Ватикан стал одним из основных противников коммунистических воззрений и всеми силами препятствовал их распространению.
Борьбу с марксизмом Рим начал задолго до того, как он нашёл своё материальное воплощение на территории России.
Она была выпущена в 1846 году и содержала в себе посыл, осуждающий «новые популярные философии», среди которых значился и коммунизм. О нём папа сказал:
«Трудно представить себе что-нибудь более невероятное и чудовищное».
Понтифик предостерегал от попыток реализации коммунистических идей на практике, полагая, что коммунизм «совершенно противоречит естественному закону и, если будет когда-либо принят, полностью уничтожит права, собственность и имущество всех людей, и само общество».
В ней епископ Рима ещё менее лестно отзывается о коммунизме, полагая его «разрушительной чумой», которая может привести человечество к гибели.
Но чаще всего, говоря о противостоянии католицизма с марксизмом, вспоминают работу Rerum Novarum, которая была опубликована в 1891 году и стала основой социального учения католической церкви.
В ней Лев XIII отвергает классовую борьбу: «огромная ошибка состоит в убеждении, что классы изначально враждебны друг другу, и что богачи и бедняки по самой природе своей должны конфликтовать». Он утверждает, что она приведёт лишь к «беспорядку и проявлению дикого варварства».
Неслучайно Советская власть стремилась свести к минимуму католицизм на своей территории, чтобы Ватикан не мог влиять на ситуацию изнутри, например, путём активизации испробованного в Италии правила «Non expedit», запрещавшего верующим участвовать в политической жизни страны, в том числе голосовать на выборах.
Главный враг – Москва
Накануне II Мировой войны из недр Ватикана выходит энциклика «О безбожном коммунизме». Отношение к коммунистической идеологии ещё более ужесточается. Важной особенностью стало то, что энциклика обозначала «упорным врагом Церкви» не абстрактное учение, а конкретно Советский Союз, который «из Москвы ведёт борьбу против христианской цивилизации».
По одной из версий, на основании «Декрета против коммунизма» в 1962 году от католической церкви был отлучён Фидель Кастро.
Влияние польского фактора
К середине 1970-х стало казаться, что Ватикан проиграл борьбу. Список стран социалистической ориентации пополнился за счёт множества государств Африки и Латинской Америки. Дошло до того, что там усилились позиции сторонников христианского социализма, на основании которого возникла теология освобождения. Католические священники вошли в правительство Никарагуа, нарушая тем самым 81-е правило Святых Апостолов «не вдаваться в народные управления».
Всё изменилось в 1978 году.
Войтыла вдохновил антикоммунистический профсоюз «Солидарность», который вскоре стал самой популярной в Польше политической силой, пришедшей в 1989 году к власти в стране. Это изменило все, и вскоре в самом Советском Союзе начался «парад суверенитетов».
Иоанн Павел II в своей книге «Переступить порог надежды» потом говорил: «Коммунизм как система пал сам, вследствие своих собственных заблуждений и злоупотреблений, стал лекарством опаснее самой болезни. Он не совершил подлинной общественной реформы, хотя стал для всего мира мощным предостережением и вызовом».
Враждебное отношение к коммунизму католическая церковь сохранила по сей день. «Декрет против коммунизма» никто не отменял.
Буду благодарен за ваши комментарии.
Если статья понравилась, поделитесь в соцсетях!
На канал можно подписаться ЗДЕСЬ