Найти тему
Автомобильная Россия

Первый тяжелый мотоцикл СССР с V-образным двигателем. Рассматриваем ПМЗ-А-750 вместе (фото + видео)

Принято считать, что первым тяжелым мотоциклом отечественного производства был ИМЗ М-72, однако это не так. Наличием тяжелого мотоцикла для Красной Армии советская власть озаботилась еще в начале 30-ых годов. В 1931 году группа советских инженеров пристально изучала лучшие иностранные образцы. Было решено позаимствовать лучшие американские и немецкие технологии и на их базе создать собственную технику.

-2
-3
-4

Весной 1933 года на ижевском мотозаводе были созданы предсерийные мотоциклы НАТИ-А-750. За разработку мотоциклов отвечал Пётр Владимирович Можаров при участии специалистов Научного автотракторного института. Технику перегнали своим ходом из Ижевска в Москву. Правительственной комиссии мотоциклы понравились. Было принято решение налаживать серийное производство.

-5
-6
-7

В качестве площадки был выбран подольский механический завод. В результате название мотоцикла заменили на ПМЗ-А-750. С 1934 года началось серийное производство. Качеством мотоциклы не отличались, поскольку никакого опыта по созданию подобной техники у рабочих механического завода не было. Но за неимением других вариантов мототехника стала поступать на службу РККА и НКВД.

-8
-9
-10

В качестве двигателя выступал V-образный 750 кубовый 4-ех тактный бензиновый двигатель воздушного охлаждения. Мощность силового агрегата составляла всего 14 л.с., однако хорошая тяга компенсировала небольшое количество лошадей.

-11
-12
-13

Механическая коробка с огромным рычагом ручного включения получила 3 передачи. Качество механической обработки деталей оставляла желать лучшего, поэтому включались передачи с большим трудом.

-14
-15
-16

Передняя подвеска имела сложную конструкцию с рессорой. Заднее колесо никакой подвески не имело. Это компенсировалось огромными пружинами под седлами водителя и пассажира. Боковой прицеп так же имел рессорную подвеску.

-17

Самое интересное, что мотоцикл не только поставляли в Армию, но и свободно продавали всем желающим. Гражданская версия мотоцикла имела ряд визуальных приемуществ. Это касается не только более качественной покраски, но и использование хромированных элементов.

-18
-19

Производство мотоцикла завершилось в 1939. Всего было собрано около 4600 штук. Первый опыт постройки тяжелого советского мотоцикла трудно назвать удачным. С началом Великой Отечественной все ПМЗ-750 были быстро вытеснены более удачным М-72.

-20

К сегодняшнему моменту мотоцикл ПМЗ-750 стал довольно большой редкостью. В Музее техники Вадима Задорожного, на втором этаже основного здания, таких стоит аж два! Военная версия с боковым прицепом и одиночка (на фотографиях в данной статье).

-21

Естественно, снял для своих подписчиков небольшое видео о данной технике.

Оставляйте свои мнения в комментариях и активнее подписывайтесь, чтобы не пропустить уникальный контент.

#советские мотоциклы #мотоцикл #мотоциклы ссср #история ссср #мото #ретро #техника ссср