Откройте практически любую современную, развлекательную книгу, от отечественного или зарубежного писателя. Оцените объём текста, и, скорее всего, вы увидите именно эту цифру в двенадцать авторских листов — или, по крайней мере, диапазон от десяти до четырнадцати.
Однако, почему именно эта цифра стала стандартом современности, хотя ещё два десятка лет назад развлекательная литература была, в среднем, чуть ли не вдвое толще, усредняясь на 14...18 авторских листах?
Разгадка проста и прагматична. А в её решении нам поможет старый знакомый, молодой и талантливый писатель Вася
Вася пишет книгу (и хочет её продать)
А если наш кот Василий её пишет — он рассчитывает эту самую книгу продать: корм сам себя не купит, да и интернет скоро отключат. Соответственно — в Васиных интересах написать её как можно быстрее: платят-то ему в Сети именно за книгу, а не за объём написанного.
И продаёт он её как книгу, а не с постраничным гонораром, как раньше.
Тем более — чудеса цифровой дистрибуции позволяют спокойно «рубить» историю на тома, серии и подсерии без опасений, что читатель что-то пропустит.
Читателю Васи интересна история, а не её объём...
...Но и если текста будет слишком мало, то читатель (назовём его, скажем, Петя) эту книгу не купит. Банально потому что ему, кроме самой истории, ещё интересно и то время, которое будет потрачено на её прочтение прежде чем вновь наступит книжный голод, и вновь нужно будет выкладывать копейку на другую книгу.
Таким образом — видим противоречие интересов читателя и писателя... Но неполное.
- Автор-кот Вася хочет написать книгу как можно меньшего объёма (или подробить её на несколько томов), чтобы заработать больше денег и привлечь больше новых читателей
- А читатель Петя заинтересован в том, чтобы книга была интересной, недорогой и не слишком короткой. Одновременно, да.
Таким образом — получается ситуация, в которой стороны «перетягивают канат»: если наш молодой писатель «зарежет» книгу слишком сильно — её не купят, увеличит объём текста (и цену) — тоже не купят...
Но это не даёт ответа на вопрос: почему именно 12 авторских листов стали современным стандартом? Тут к канату подбегает Издатель.
А издатель хочет...
Вот наш Вася «раскрутился» на АТ, и к нему обращается издатель.
Издатель хочет лицензировать его книгу, с довольно жестким требованием...
В двенадцать авторских листов. Плюс-минус три. И здесь вы снова спросите: почему так? Это причина или следствие? А я вам отвечу: потому что это — для издателя идеальный компромисс:
- Текст объёмом около 12 а.л. идеально вписывается в 10-14 типовых печатных тетрадей, результируя в примерно трёхстах страницах «стандартного формата».
- 15 авторских листов — просто физический максимум для типовой современной обложки (в отличие от советского стандарта, где книга была шире и выше, что давало до 20...22 а.л. в наиболее «ходовом» крупносерийном формате).
- Ещё с советских времён так пошло, что вознаграждение автору издательством выплачивается именно за число авторских листов — что, опять же, мотивирует не принимать слишком длинные книги. Зачем платить больше, если можно платить меньше?
- Но и текст сильно меньше объёмом, чем 12 а.л. — в «типовую» обложку также не впишется, да и читателя слишком тонкая книга, повторюсь, не заинтересует.
Подводя итоги
Примерно 12 авторских листов — оказались на удивление разумным компромиссом между «хотелками» писателя, читателя и издателя, имеющими подчас совершенно противоположный вектор (казалось бы, читатель в сети платит платит за книгу как объект, издатель — за объём текста, а «золотая середина» одна).
Именно эта цифра, в среднем, наиболее устраивает все три стороны по вышеописанным причинам.
Написав книгу примерно в двенадцать «алок» — писатель может рассчитывать на интерес как сетевого читателя, так и, если повезёт, физического издателя.
Конечно, это не «жесткий» лимит, а просто точка наибольшей популярности, пик нормального распределения (см. иллюстрацию в самом начале статьи) — есть книги и в восемь авторских, и в сорок восемь, но, в среднем, где-то здесь «всех всё устраивает».
Надеюсь, всё стало понятно, и теперь ваше любопытство удовлетворено.
• • •
Хотите помочь каналу? Статья заставила улыбнуться? Ставим лайк и делимся статьёй. Или ссылкой на канал. Рекомендательные системы Дзена сейчас не работают, вся надежда — только на вас, моих читателей. Поделитесь ссылками с друзьями и коллегами, ради (беспро)светлого будущего канала.
Комментарии читаю все