Найти тему
Закрытая книга

Почему современный стандарт размера книги — 12 авторских листов? Разбираемся «на котиках»

Оглавление

Откройте практически любую современную, развлекательную книгу, от отечественного или зарубежного писателя. Оцените объём текста, и, скорее всего, вы увидите именно эту цифру в двенадцать авторских листов — или, по крайней мере, диапазон от десяти до четырнадцати.

Нормальное распределение во всей красе
Нормальное распределение во всей красе

Однако, почему именно эта цифра стала стандартом современности, хотя ещё два десятка лет назад развлекательная литература была, в среднем, чуть ли не вдвое толще, усредняясь на 14...18 авторских листах?

Разгадка проста и прагматична. А в её решении нам поможет старый знакомый, молодой и талантливый писатель Вася

Да, он кот — но лапки таланту не помеха
Да, он кот — но лапки таланту не помеха

Вася пишет книгу (и хочет её продать)

А если наш кот Василий её пишет — он рассчитывает эту самую книгу продать: корм сам себя не купит, да и интернет скоро отключат. Соответственно — в Васиных интересах написать её как можно быстрее: платят-то ему в Сети именно за книгу, а не за объём написанного.
И продаёт он её как книгу, а не с
постраничным гонораром, как раньше.

Тем более — чудеса цифровой дистрибуции позволяют спокойно «рубить» историю на тома, серии и подсерии без опасений, что читатель что-то пропустит.

Читателю Васи интересна история, а не её объём...

...Но и если текста будет слишком мало, то читатель (назовём его, скажем, Петя) эту книгу не купит. Банально потому что ему, кроме самой истории, ещё интересно и то время, которое будет потрачено на её прочтение прежде чем вновь наступит книжный голод, и вновь нужно будет выкладывать копейку на другую книгу.

Типичный Петя хочет читать. Много, но приемлемого качества: он уже просто не может остановиться.
Типичный Петя хочет читать. Много, но приемлемого качества: он уже просто не может остановиться.

Таким образом — видим противоречие интересов читателя и писателя... Но неполное.

  • Автор-кот Вася хочет написать книгу как можно меньшего объёма (или подробить её на несколько томов), чтобы заработать больше денег и привлечь больше новых читателей
  • А читатель Петя заинтересован в том, чтобы книга была интересной, недорогой и не слишком короткой. Одновременно, да.

Таким образом — получается ситуация, в которой стороны «перетягивают канат»: если наш молодой писатель «зарежет» книгу слишком сильно — её не купят, увеличит объём текста (и цену) — тоже не купят...
Но это не даёт ответа на вопрос: почему именно 12 авторских листов стали современным стандартом? Тут к канату подбегает
Издатель.

А издатель хочет...

Вот наш Вася «раскрутился» на АТ, и к нему обращается издатель.

Теперь-то он разбогатеет!
Теперь-то он разбогатеет!

Издатель хочет лицензировать его книгу, с довольно жестким требованием...
В двенадцать авторских листов. Плюс-минус три. И здесь вы снова спросите: почему так? Это причина или следствие? А я вам отвечу: потому что это — для издателя идеальный компромисс:

  • Текст объёмом около 12 а.л. идеально вписывается в 10-14 типовых печатных тетрадей, результируя в примерно трёхстах страницах «стандартного формата».
  • 15 авторских листов — просто физический максимум для типовой современной обложки (в отличие от советского стандарта, где книга была шире и выше, что давало до 20...22 а.л. в наиболее «ходовом» крупносерийном формате).
Современный «типовой формат». Фото взято из Сети.
Современный «типовой формат». Фото взято из Сети.
  • Ещё с советских времён так пошло, что вознаграждение автору издательством выплачивается именно за число авторских листов — что, опять же, мотивирует не принимать слишком длинные книги. Зачем платить больше, если можно платить меньше?
  • Но и текст сильно меньше объёмом, чем 12 а.л. — в «типовую» обложку также не впишется, да и читателя слишком тонкая книга, повторюсь, не заинтересует.

Подводя итоги

Примерно 12 авторских листов — оказались на удивление разумным компромиссом между «хотелками» писателя, читателя и издателя, имеющими подчас совершенно противоположный вектор (казалось бы, читатель в сети платит платит за книгу как объект, издатель — за объём текста, а «золотая середина» одна).
Именно эта цифра,
в среднем, наиболее устраивает все три стороны по вышеописанным причинам.

Книга Васи набрала сотню тысяч просмотров на АТ, и его даже согласилась издавать «Альфа-книга».
Мечта сбылась, а на доходы с писательского дела были куплены гамак, корм и подписка на «Закрытую книгу» (шутка, последнее — бесплатно).
Книга Васи набрала сотню тысяч просмотров на АТ, и его даже согласилась издавать «Альфа-книга». Мечта сбылась, а на доходы с писательского дела были куплены гамак, корм и подписка на «Закрытую книгу» (шутка, последнее — бесплатно).

Написав книгу примерно в двенадцать «алок» — писатель может рассчитывать на интерес как сетевого читателя, так и, если повезёт, физического издателя.
Конечно, это не «жесткий» лимит, а просто точка наибольшей популярности,
пик нормального распределения (см. иллюстрацию в самом начале статьи) — есть книги и в восемь авторских, и в сорок восемь, но, в среднем, где-то здесь «всех всё устраивает».

Надеюсь, всё стало понятно, и теперь ваше любопытство удовлетворено.

• • •
Хотите помочь каналу? Статья заставила улыбнуться? Ставим лайк и делимся статьёй. Или ссылкой на канал. Рекомендательные системы Дзена сейчас не работают, вся надежда — только на вас, моих читателей. Поделитесь ссылками с друзьями и коллегами, ради (беспро)светлого будущего канала.
Комментарии читаю все