Доска давно разложена, фигуры давно расставлены. И даже несколько раз двинуты. Ожидаемый всю последнюю неделю ход России сделан — подписан указ о конкретной форме взаиморасчётов по оплате за газ. Он оказался гораздо более нейтрален к выходкам коллективного Запада, чем ожидалось всеми без исключения наблюдателями. Можно без преувеличения сказать, что он не несёт для покупателей газа практически никакой проблемной нагрузки. При этом, принятое решение является сильным и однозначным сигналом для всех заинтересованных сторон о том, что игра будет играться.
Для чего России нужна какая-то схема вообще и, данная схема в частности?
Чтобы получатели, например, газа не могли удерживать у себя оплату ссылаясь на санкции. Продан, мол, ваш газ частной структуре, она честно его оплатила (да-да, мы его честно оплатили, будет вторить фирма-покупатель, но оплату заморозило санкциями государство. Наша фирма тут ни при чём, мы белые и пушистые. Так что, извините, судари россияне, извольте следовать букве договора — продолжайте качать нам газ). Зная запад мы смело можем за них закончить фразу тем, что они пытаются умолчать: газ к нам надо качать молча, безропотно, строго по нашим правилам, которые нарушать имеем право только мы.
Как работает утверждённая Президентом России схема оплаты за газ?
На специальный счёт в Газпромбанке покупатель переводит оплату в евро. Банк осуществляет продажу этой валюты за рубли внутренним потребителям. После поступления полной рублёвой суммы на счёт, оплата за газ считается выполненной. Важную тут деталь хочу подчеркнуть особо: оплата за газ считается выполненной только с момента поступления полной суммы рублёвых средств на счёт. Продавая валюту своим, Россия всегда может затянуть продажи, и пока они «не алё», манипулировать раскладом, вплоть до закручивания вентиля. Это хорошо, это ещё один рычаг для нас.
В чём сила, брат?
Сила, как и всегда, в правде, а она такова: эмитент валюты может её контролировать. Например, как мы уже видели, запретить её использование для частных случаев. А может и вовсе целиком для государства какого-либо запретить. Когда наши рублики, нами эмитированные-контролируемые становятся оплатой, должно полный контроль наших доходов за наши ресурсы у нас, как и должно быть. Возможные риски тотальных запретов на использование иностранной валюты берут на себя её покупатели. С России же снимается прямая ответственность, что сильно разгружает государственные ресурсы, и появляется возможность направить их на другие нужды.
А что специалисты? Какую истину глаголят?
Специалисты в один голос говорят, что эта схема работает лишь до полного запрета евро для России, и далее всё будет плохо. Не умаляя их профильные знания и опыт, и не являясь специалистом, выражу личное мнение: «это не так работает», и вот почему. Европам и прочим западам немало чего нужно от России помимо газа. Это и нефть, и другие ресурсы, и работа МКС, и различные международные договора, и содействие при работе с другими странами, а так же другие возможности, и компетенции России. Многое из вышесказанного требует наличие валютных свобод хотя бы в некотором объёме. Следовательно, все касающиеся данных вопросов российские организации смогут покупать валюту с рублёвых счетов покупателей газа. И никто ничего не станет говорить, по-крайней мере излишне громко. Да, если Европы сильно захотят, то могут пойти даже на такой шаг, как обрубить всё. Но это и сильно вряд ли, и уж точно далеко не завтрашнего дня вопрос. А если всё-таки окажется, что завтрашнего, то выход у нас будет один: придётся нам приходить к ним с лопатами и кирками; в начале отколупывать бедолаг замёрзших, а потом закапывать. Поминальные молитвы, осмелюсь предположить, мы прочитаем громко, чётко, с расстановкой.
А где главная выгода, выгода-то где?
Перспективы есть кратко-, средне- и долго- срочные. При условии адекватного подхода, самые важные, на мой взгляд, это кратко- и долго- срочные перспективы. Краткосрочные важны потому, что из них растут все остальные + ими легко манипулировать, долгосрочные потому, что от правильного их изначального учёта зависят не только они сами, но и краткосрочные (ведь правильный выбор текущего действия, это выбор с учётом хотелок, возможностей и планов на день завтрашний). Очевидно, что от правильно выбранных и реализованных долгосрочек зависит само существование гос-ва вообще. Так вот. Главная выгода в том, что этим шагом мы и не рубим концы, и исключаем риски неоплаты. Равно как и то, что держим-контролируем котировки различные, да прочие цены. Кстати, этим решением мы упрощаем всем покупателям жизнь, включая Европу, т.к. пока Европа покупает у нас газ и другую продукцию, санкции на Газпромбанк они смогут не накладывать. Именно смогут не накладывать, ведь на них откровенно давят. Вон, агличанка, которая исстари гадит, на Газпромбанк наложила санкции впопыхах, и уже вынуждена обходить свои же санкции, делая вид, что это не она, а частная компания исхитрилась-вывернулась. А сама, на пару с США, на Европу давит. На пару с США, которые не осанкционили всё, что нужно им самим. США же не идиоты стрелять себе в ногу. Но то США.
А если газорубль перестанет работать, как жить будем, и будем ли?
Будем. Уверяю, будем. Безо всякого шапкозакидательства и ура-патриотизма уверяю. Список санкционеров намного меньше прочего списка, не говоря о том, что две крупнейшие страны — Индия и Китай, с нами. Не против нас, если угоднее такая формулировка. С нами и многие другие очень крупные страны. Странам помельче и вовсе нет числа. С учётом же перевода всеми странами схем оплаты за нац. валюты, а это, уверяю вас, уже вопрос только времени, причём не самого долгого, и вовсе начнёт теряться и меркнуть вся эта валютно-санкционная эпопея.
А на выходе что?
А на выходе — ОМОН :) Если серьёзно: на краткосрочном выходе имеем невозможность для Европ и ко сосать из нас ресурсы наши не оплачивая их, на среднесрочном выходе — невозможность для Европ и прочих ко давить нас и другие страны мира своими ничем не обеспеченными валютами, а в долгосрочный даже пытаться заглянуть не буду, так там возможно всё. Не хочу и не буду мчаться впереди паровоза, но в повествовательном смысле упомяну про маячащий перед коллективным западом кризис, как про нечто возможное. Я про намечающийся реальный, ощутимый и ни разу не кратковременный кризис в так называемых развитых промышленных странах. Он вполне возможен именно такой, как я описал: реальный, ощутимый и ни разу не краткий. Он тот самый, которым они любят оправдывать для самих себя войны и нацизм.
Так вот, друзья. Если не проваландаться, то в этом «омуте» можно будет всех «чертей» чохом и переловить. Можно и нужно. Всем вместе, как на Руси говорили, — «всем миром». И к этому мы должны готовить сани прямо сейчас.
Логика момента:
Не рой другому яму, сам в неё попадёшь. А в случае с Россией так ещё и отвалом может засыпать яму эту обратно. Но уже вместе с копателем. А излишки отвала Россия продаст. Ресурсы же. За рубли продаст, разумеется.