Найти тему
Igor Karpov

Почему в России так часто распадаются браки? Причины, мнения православных священников

По статистике, на 10 браков в России приходится 7 разводов.

В 2020 году в России зарегистрировали 770, 8 тысячи браков и 564 тысячи разводов. Статистика чудовищная. В чем же причины?

На количество браков влияет рождаемость в прошлые годы. Например, в восьмидесятые она была высокой, поэтому количество браков вплоть до конца 2010-х росло: в так называемый брачный возраст вступило очень много людей — женятся россияне чаще всего в возрасте 20—30 лет. А в девяностые уровень рождаемости в стране упал по сравнению с восьмидесятыми примерно в полтора раза. В результате к 2020 году число людей в возрасте, когда россияне активно вступают в брак, тоже уменьшилось.

Параллельно с этим сыграл роль и другой фактор. В России, как и во многих западных странах, типичные жених и невеста постепенно «стареют»: средний возраст вступления в брак растет. В 1993 году типичному жениху было 26,1 года, невесте — 24,1. В 2016 году — 30,1 и 27,7 соответственно.

В итоге с 2012 года количество браков снизилось в 1,8 раза, а разводов — всего в 1,2 раза.

Лидеры по количеству разводов в 2020 году — Сахалин и Магаданская область: 51 развод на 10 000 жителей. На третьем месте — Калининградская область: 50 на 10 000. Реже всего семьи распадаются в национальных республиках: например, в Чечне и Ингушетии зарегистрировали всего 10 разводов на 10 000 жителей.

В 2019 году ВЦИОМ спросил у граждан России, что, по их мнению, является самой частой причиной разводов в России. Респонденты могли выбрать несколько ответов. На первом месте оказались финансовые факторы — бедность и невозможность прокормить семью: так ответили 46% опрошенных. На втором месте — измена или ревность одного из супругов: 22%. На третьем — отсутствие взаимопонимания: 21%.

-2

Если с алкоголизмом, наркоманией и изменами все понятно, кто же будет жить с кончеными алкоголиками, наркоманами, или изменяющими мужьями, хотя сейчас и жены под стать пошли им, то как объяснить финансовые проблемы? Для меня лично, человека выросшего еще в Советском Союзе и заставшего последнего генсека, жившего впятером с родителями и бабушкой и дедушкой вплоть до совершеннолетия это трудно поддается пониманию. Многие говорят, дескать лучше жилось в СССР, не буду вдаваться в подробности, сейчас тоже жизнь не сахар, я не фанат нынешней власти, с ее коррупцией, олигархами и многомиллионной армией мигрантов, но если быть объективным, то сейчас люди живут гораздо лучше с материальной точки зрения, нежели в Советском союзе. Тогда ютились в коммунальных бараках, как моя мама с родителями, будучи подростком, жили впятером в двухкомнатной квартире, сейчас у многих своя двушка или две даже, неважно в ипотеку или нет. Раньше не было ипотеки. Кому давали квартиру бесплатно, а кому нет. Другое дело многим сейчас она недоступна. Но факт фактом. Сейчас у мужа и жены на двоих две, а то и четыре двушки. Раньше в СССР машины были редкостью, так как стоили баснословные деньги, Жигули - 5000 рублей, Волга вовсе 10 тысяч. Советскому человеку с его мизерной зарплатой в 120-150-180 рублей просто не по карману был автомобиль и он ездил всю жизнь на метро как мой отец, хотя был начальником цеха на заводе и получал неплохо-220-250 рублей. И все равно ездил на метро. Сейчас же на улице просто не пройти от машин, неважно что большинство в кредит куплены. Факт остается фактом. Я даже не пишу, что советский человек просто не мог со своей зарплаты купить телевизор или холодильник, так как бытовая техника в СССР стоила баснословно дорого, размером с зарплату. 100 рублей холодильник или больше. 150 телевизор или даже 200. При средней зарплате 150 рублей. Сейчас даже при зарплате 50-60 тыс рублей телевизор дешевый стоит 10-15 тыс рублей. Холодильник можно за 20 тыс купить простой, без электроники навороченной. Кто бы что не говорил, но советский человек был рабом государства и работал, пахал за еду, ездил всю жизнь на метро, ибо его зарплаты хватало только на еду и одежду и карманные расходы как у школьника и в коммунизм я бы лично возвращаться не хотел. С такими мизерными зарплатами и отсутствием частной собственности и бизнеса.

Но пишу я это для того, чтобы понять, почему тогда люди жили материально хуже гораздо, а браки были прочнее? Потому что нужда заставляла сплотиться вместе, вести совместный бюджет, чтобы легче прожить или потому что люди были лучше все же, морально устойчивее, чистоплотнее, не то, чтобы духовнее, духовность большевики в 30 годы Ленинско-Сталинского террора выбили из русских людей, осатанело круша и взрывая православные храмы и расстреливая священников на Бутовских полигонах и Коммунарках,только не нужно коммунистам писать, что ничего не было. Так что безбожная власть постаралась вытравить веру многовековую из православной матушки России, поэтому сейчас мы и пожинаем горькие плоды этого 70 летнего безбожия. Но люди тогда имели совесть, мораль, понимали что плохо, что зло, блуд, разврат порицались в обществе, доходило даже до смешного, что мужей алкоголиков и изменяющих женам чесали на партсобраниях. Государство считало себя вправе вмешиваться в семейные дела каждой ячейки общества. В порядке вещей было вызвать неверного мужа на профсоюзное собрание и устроить ему прилюдную «порку».Прямо комедия на сегодня, но так ведь было. Может сами люди изменились не в лучшую. сторону ? Может с приходом дикого капитализма все то плохое, что было в людях , как алчность, зависть, мещанство и поперло наружу. Ведь тот строй не давал гражданам жить богато и обогащаться. Вот и казался советский гражданин неким эталоном. А как только появилась возможность обогащаться, то куда-то делся враз этот самый советский гражданин, превратившись в одночасье в мещанина и хапугу.

Внешние факторы стабильности брака, такие как нужда, голод, война, социальный контроль, перестали в современное время быть определяющими. Люди стали жить материально лучше, нежели в СССР и если раньше брак давал возможность выживания для женщины как до революции, увеличение доходов в советское время, то теперь и без брака женщины неплохо зарабатывают и брак им стал особо не нужен. Современная женщина на западе, да и у нас уже может вполне обеспечить себя сама, поскольку не ущемлена в правах и зарабатывает не меньше мужчины. Поэтому и в браке остро не нуждается.

Внутренние «скрепы» брака тоже не могут в настоящее время обеспечить его сохранность, поскольку за последние 30 лет мы видим нравственную и духовную деградацию общества, поток грязи, пошлости и разврата с телевидения, отсутствие внятной идеологии в обществе и духовно-нравственных ориентиров и патриотизма, любви к родине среди молодого поколения. Средства массовой информации перестали нести пуританские догмы в народ, стали открыто рассказывать о сексе, об интимных сторонах жизни. От православной веры наших предков, родителей, бабушек и дедушек отучили еще большевики, а с распадом СССР и идеология честного, морального, неподкупного человека, строителя всяческих социализмов рухнула и канула в небытие.

У современной молодежи сейчас культ вещей и денег, желание много зарабатывать, путешествовать и развлекаться. Не то, чтобы это уж плохо, плохо, когда это становится смыслом всей жизни человека, подчинение деньгами и вещам, когда не человек хозяин над вещами и деньгами, а раб вещей . Как говорил Сократ "Я ем, чтобы жить, а Вы живете, чтобы есть"

Если раньше смыслом жизни людей было созидание, как мой отец в шахте работал в Воркуте несколько лет, дядя строил высотные дома на севере, то теперь стремятся пригреть свое теплое место хорьки в сытные конторы. Смыслом жизни стало потребление. Вряд ли это "потерянное поколение" (термин данный еще героям Ремарка, Олдингтона и Хемингуэя, но тех можно было понять, их души были искалечены были Первой мировой войной, а чем искалечены души молодежи сейчас- неумной жаждой денег и наживы?) , способно изменить жизнь в России к лучшему. Потому как нужны иные люди с чистыми идеалами и незапятнанными душами.

Брак к сожалению и с экономической и духовной стороны перестал быть тем прочным фундаментом, на котором росло столько поколений русских людей.

А вот мнения православных священников на этот счет

-3

Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», считает, что «институт семьи у нас по ряду причин под угрозой». «Когда три четверти браков распадается, немного больше или меньше – в любом случае, это катастрофа, – подчеркнул он. – Сейчас сложно говорить о какой-то одной причине кризиса института брака, но важно иметь в виду, что сам брак, – как раньше говорили, “ячейка общества”, – разрушается. Женщины и мужчины боятся заводить детей вне брака, и это понятно: жизнь меняется, люди стали безответственнее, к тому же они лишены законных гарантий, которые дает зарегистрированный брак. А между тем демографическая ситуация в стране катастрофична».

«На Кавказе браки сохраняются не только потому, что в обществе чтут традиции – это общество более религиозное. По крайней мере, в части исполнения религиозных норм и требований. У нас же, несмотря на то, что около 70–80 процентов россиян называют себя православными, эти нормы не исполняют. Кто-то считает допустимым гулять от жены, кто-то – жить в незарегистрированном, невенчанном, так называемом «пробном браке», но такой брак с церковной точки зрения не плюс, а минус. А “раз цветы оборваны, ягодок не ждите”», – заключил отец Михаил.

Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, считает, что «три четверти браков распадаются потому, что люди, их заключающие, зачастую не планируют жить в браке всю жизнь». «Церковь говорит о нерасторжимости брака, о том, что мужчина и женщина соединяются таинством навсегда. Современные же люди в большинстве своем заключают брак с оговоркой, делая поправку на возможный развод. А это свидетельствует о несовершенстве мотивации, отсутствии доверия друг другу, и провоцирует расторжение брака. Кроме того, в основе брака лежит любовь, а современный человек слишком эгоистичен, чтобы понять ее суть – самоотдачу», – полагает пастырь.

«Любовь по своей природе жертвенна, а для современного человека она – наслаждение. Часто брак заключается не ради любимого человека, а чтобы решить собственные проблемы – экономические, возможно, психологические. И это ведет к распаду союза. Кроме того, зачастую у людей разные взгляды на взаимные обязанности и, соответственно, нереальные ожидания. Гарантия брака – рождение детей. А это в современных семьях часто рассматривается как нечто второстепенное. В тех регионах, где сохранилось традиционное общество – например, Северном Кавказе – браки более прочные. К сожалению, традиционное общество в регионах с преимущественно русским населением было разрушено еще при советской власти. Соответственно, постепенно разрушился и институт семьи», – посетовал игумен.

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, убежден, что все зависит от воспитания. «Патриархальная семья в XVIII-XIX веке и мыслить не могла в понятиях “поженились-разбежались”, – напомнил он. – Такое, конечно, случалось, но считалось исключением из правил. И девочек, и мальчиков воспитывали как будущих матерей и жен, отцов и мужей. Поэтому и общественное мнение было иным. То есть весь комплекс культурных и педагогических условий, в которых находились люди, начиная с детства, был другим, и сегодня так просто его восстановить одним указом или даже материальными поощрениями невозможно».

Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, сказал: «Действительно, статистика заключенных браков, деторождения у нас не совсем в плачевном состоянии в основном благодаря Кавказу. Там браки распадаются меньше: народ сумел сохранить свою культуру, обряды, веру. Мы же все время пытаемся что-то перестроить. В советскую эпоху отказались от прежних, патриархальных, взглядов и убеждений, пытаясь построить счастливое коммунистическое общество. Не получилось. А сейчас у нас и вовсе нет никакой идеологии».

«Запад навязывает нам свои “ценности”: гей-пропаганду, однополые “браки” – чтобы у нас разрушались семьи, рождалось меньше детей. Что нужно делать нам? Не бояться признать: мы – русские, и у нас свой путь, – подчеркнул пастырь. – Нужно ценить свою культуру, чтить традиции. Но не стоит впадать в крайности и отвергать все западное – лучшее нужно перенимать. Раньше в российских семьях было по 10–15 человек. Сейчас 1–2 ребенка. Женщины не хотят рожать детей, молодые люди не стремятся к браку. Высока статистика разводов».

«Почему распадаются браки? – задается он вопросом. – Во многом из-за эгоизма супругов, не имеющих представления о самопожертвовании. “Помогают” и СМИ. Кто в центре их внимания? – скандальные личности. А наша молодежь пытается им подражать. Преподаватели, родители пытаются учить детей “доброму, вечному”, а по телевизору, в интернете дети видят другие примеры.

Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент,

«Незарегистрированная совместная жизнь молодых людей – это не брак, а сожительство, – пояснил пастырь. – Гражданский брак соответствует нормам гражданского общества, в котором мы проживаем. Ну и религиозным нормам. “Незарегистрированный брак” – это как осетрина второй свежести».

«Ну а что касается “пробных браков”, могу привести очень простую аналогию. Если мы возьмем скотч и приклеим его к чему-нибудь, а потом отдерем и попробуем приклеить вновь, затем во второй, в третий, в четвертый раз, он с каждым разом будет держаться все хуже. Так и “пробные браки” – это же не что иное, как блуд, – подчеркнул отец Филипп. – Они убивают в человеке способность любить – богоподобное свойство. Любовь бросала людей грудью на амбразуру, она приводила их к великим достижениям и открытиям, превращала злодея в праведника, ничтожество – в героя. Людям, которые думают: “если не начнем с физиологии, брака точно не получится, мы ведь можем друг другу не подойти”, хочется сказать: не обманывайте себя – “блудники царства Божьего не наследуют”. Любовь – это не физиология, это совсем другое – божественное состояние человека, потому что Бог есть любовь. Подменяя ее такими отношениями, завтра мы будем бороться за право регистрации брака уже не между людьми одного пола, а, например, с животными».

«Могут ли эти “пробные браки” принести счастье? Нет, – убежден отец Филипп. – С человеком, живущим в таком союзе, что-то происходит. Блуд изменяет его. И даже прекращенный, исповеданный, этот проступок имеет последствия. Такие союзы вопреки распространенному мнению, обречены. Они не только не приносят счастья – они убивают в человеке способность любить. Если мы спросим сейчас школьника: “Что такое целомудрие?”, – он не ответит. А мы знаем из истории: нация, которая теряла нравственное чувство, была обречена. Как правило, это происходило, когда она создавала великое государство. Советская империя прекратила свое существование. Есть ли будущее у сегодняшней России? – если не воспитывать нравственное чувство, а затем его не передавать следующим поколениям, нет».

P/S Как мы видим причины частых распадов браков, такой чудовищной статистики скорее духовные, нежели финансовые, потому как сейчас люди имеют больше материальных благ (машин, квартир и денег) нежели советские граждане, а именно утрата православной веры у граждан, отказ от патриархальных взглядов и убеждений на семью, где главный мужчина, радикальный феминизм, поколение чайлдфри и инфантилов не желающих заводить детей, растление телевидением среди молодежи, упадок нравственности и духовности в целом в обществе, отсутствие четких ориентиров и идеологии в обществе и государстве.