Найти тему
Шахтёр

Чудеса случаются. Рванул метан, разнесло станцию дегазации.

Давно собирался написать статью про событие, случившееся более трёх десятков лет назад. Знаю, что виновника той аварии уже нет в этом мире... Мы трудились в одной бригаде на добычном участке, мой отец работал с ним в одном звене.

Ехали по добыче, но частенько тормозились из-за повышенной концентрации метана. Напругу то и дело выбивало, волей-неволей приходилось останавливаться и ждать, когда свежая струя воздуха проветрит лаву. Затем снова включались, рубали уголёк, повышался процент метана и опять СТОП. Не работа, а дерготня.

Установили ВМП (вентилятор местного проветривания), по конвейерному штреку протянули вентиляционный став и подали в лаву дополнительный поток воздуха. Проблему решили частично – напругу выбивать стало пореже, но всё же удержать концентрацию метана в допустимых пределах не удавалось. И тогда задействовали участок дегазации для принудительного выкачивания метана из массива угля. Насосная станция располагалась на поверхности в здании из железобетонных блоков, работали там женщины. После дегазации лава заработала относительно спокойно. Метан хоть и был высокий, но критическую отметку не превышал.

Однажды в ночную смену на станции что-то навернулось, насосы остановились. Процент метана снова подскочил, напругу выбило и лава встала. Работницы станции сами справиться не смогли, ждать ремонтную смену долго. На устранение неполадки отправились шахтёр с набором слесарских ключей и горный мастер. Вышли из шахты на-гора, вызвали у диспетчера машину, чтобы доехать до станции дегазации (пешком идти – путь не близкий). Приехала за ними... карета скорой помощи! Какая была машина свободной, ту и отправили. В принципе, какая разница каким транспортом ехать?

Приехали на место. Насосы стоят, метан потихонечку скапливается в помещении. Но и кислорода вполне достаточно для дыхания, а потому про метан никто даже не подумал. Женщины-персонал судачат за столом вместе с водителем скорой, шахтёр ковыряется с оборудованием, горный мастер ему помогает. Спустя какое-то время неполадка была устранена, насосы запустили. Шахтёр складывает в сумку ключи, горный мастер подошёл к телефону, чтобы доложить диспетчеру о проделанной работе. Он потом вспоминал:

– Снимаю трубку, начинаю набирать номер. Слышу, за спиной спичкой чиркнули. Поворачиваюсь, а передо мной голубой шар светится и потрескивает. Чтобы было дальше – не помню. Очнулся на земле, рядом со мной лежит железобетонная плита.

Спичкой чиркнул шахтёр. Собрав ключи в сумку, он решил перекурить после удачного ремонта. Но совсем из головы вылетело, что помещение загазовано! Он себя корил после:

– Вот ведь пень старый! Знал, что метан. Ведь ещё подумал, как бы в насосах нигде ничего не заискрило. Нет, не заискрило. Зато сам учудил... Ох, делов натворил...

Взрыв был мощный. Железобетонные плиты разлетелись на десятки метров, в разные стороны пораскидало и людей. Но удивительно то, что каким-то чудом удалось избежать «нулевых» случаев! Никто не погиб! Хотя все пострадали в разной степени – ожоги, переломы, ушибы, сотрясения мозга.

Фото: Александр Наумов. Станция дегазация после взрыва.
Фото: Александр Наумов. Станция дегазация после взрыва.

Насколько мне известно, директор шахты поначалу намеревался отдать шахтёра под суд и затребовать с него возмещения нанесённого ущерба. Но в виду того, что все люди остались живы, смягчился и позволил виновнику аварии после больницы вернуться в шахту. И вроде бы ничего не возмещал. Числился он в передовиках, был костяком бригады. А тут, как говорится, и на старуху бывает проруха.

Работал шахтёр вплоть до пенсии, но уже без приключений.

#шахтёр #уголь #метан #дегазация #авария #история

-3