«CODA: Ребенок глухих родителей» стал главной сенсацией прошедшего "Оскара".
Трогательная драма о семье глухих взяла три награды, включая "Лучший фильм", а годом раньше на "Сэндэнсе" фильм получил беспрецедентные четыре приза, в том числе и Гран-при. Все эти награды не случайны.
Сегодня, мы попробуем разобраться, как режиссер Шан Хейдер смогла переизобрести репрезентацию глухих на экране, почему "CODA" не обычный фильм-взросление и как жестовый язык заставляет переосмыслить саму концепцию актерской игры.
"CODA" рассказывает историю семнадцатилетней Руби Росси, которая родилась в семье глухих родителей. Руби слышит, поэтому для своих родных она выступает переводчиком.
Семья Росси занимается рыбной ловлей, и девушка вынуждена одновременно помогать своим родителям на работе и учиться в школе.
Когда героиня обнаруживает талант к пению, перед ней встает непростой выбор : или работать вместе с семьей, или следовать за мечтой и поступить в музыкальный колледж.
"CODA" - американский ремейк французского фильма "Семейство Белье". Режиссер и сценаристка Шан Хейдер перенесла действие в небольшой рыболовецкий город Глостер. Другое принципиальное отличие от оригинала в том, что она пригласила на главные роли глухих актеров. Родителей сыграли Марли Мэтлин, первая слабослышащая лауреатка "Оскара" за фильм "Дети тишины", и триумфатор нынешнего оскаровского сезона Трой Коцур.
В этом отношении "CODA" продолжает традицию нишевого американского кино, которое, чтобы достигнуть аутентичности, всегда балансирует на грани документального и игрового.
"CODA" - важный фильм с точки зрения инклюзивности. До него студии касались в основном проблем сексуальных и этнических меньшинств, в то время как людей с ограниченными возможностями показывали мало. "CODA" не идет по пути типичных оскаровских драм и не делает из жизни семьи Росси трагедию. Герои занимаются бизнесом, сами водят машину и живут, пусть и скромной, но счастливой жизнью, которая, на первый взгляд, мало чем отличается от жизни обычной американской семьи. Глухота в фильме - просто обстоятельство, а не повод выжать слезу из зрителя. Важный штрих в картине - половая жизнь глухих героев, ведь традиционно их изображают асексуальными. Причем не только брата Руби, который заводит отношения по ходу фильма, но и ее взрослых родителей.
Семья Росси настолько дружная, что в итоге преодолевает даже конфликт поколений. Родители принимают выбор дочери, пускай и не могут понять природу ее таланта.
По своему значению "CODA" встает в один ряд с "Запахом женщины", "Человеком дождя" и "Скафандром и бабочкой" и, без сомнения, станет эталонным фильмом о глухих людях.
Фильм неспроста получил приз за лучший адаптированный сценарий. Шан Хейдер смогла удачно сплести несколько сюжетных линий. "CODA" одновременно и картина о подростковой любви, и трагикомедия о дисфункциональной семье, и фильм о взрослении, и даже социальное высказывание о политике и жизни простых работяг.
Сценарно "CODA" следует принципу американских горок в драматургии - счастливые и грустные сцены сменяют друг друга до тех пор, пока не наступает кризис, который разрешается в финале. "CODA" сделана как по учебнику, в этом и есть свое обаяние. Предсказуемость сюжета можно объяснить тем, что фильм в первую очередь стремится познакомить с миром глухих массового зрителя, а эксперименты с формой, как, например, у выпущенного без поясняющих субтитров "Плменени", могли бы оттолкнуть аудиторию. Инаковость, которую ощущает Руби, делает фильм универсальным, и понятным всем зрителям.
Сперва девушка теряется на общих планах, и создатели как бы сообщают нам о том, что неприметная героиня не особо отличается от своих сверстников, но в финале она уже занимает центральное место на сцене, что говорит об обретенной ею уверенности. То же можно сказать и про ее наряды: в начале она носит скромную одежду, которая буквально скрывает ее от мира и делает незаметной, но в кульминационных сценах мы видим ее в ярких нарядах. "CODA" строится на оппозиции музыки и тишины, диалогов и немых сцен с жестовым языком. Мы видим и слышим события в фильме глазами Руби, так что камера неспроста часто оказывается за плечом. Только кажущуюся главной сцену - дуэт Руби и Майлза - мы наблюдаем от лица отца, и то каким получилось выступление, мы вместе с Фрэнком узнаем опосредованно - глядя на лица зрителей.
Кульминация же, в которой герои наконец сближаются, происходит позже: сначала мы видим слом в отношениях отца и дочери. А затем героиня выражает свои эмоции через понятные родным жесты, превращая исполнение песни в своеобразный танец.
Глухота все чаще и чаще появляется в мейнстримном кино, но создатели обращаются к ней с разными целями. Например, в "Тихом месте" она используется как инструмент для создания напряжения, и в важные моменты авторы тоже выключали звук. А в "Звуке металла" зритель буквально погружается в сознание стремительно теряющего слух музыканта.
"CODA" в этом ряду занимает особое место: она не экзотизирует опыт глухих, а, наоборот, показывает его в повседневности. Жестовый язык, на котором говорят герои, в принципе меняют саму фактуру фильма. Обычно независимые американские картины сделаны очень аскетично - на привычных восьмерках и средних планах, но "CODA" заставляет именно всматриваться в диалоги, чтобы лучше прочувствовать историю. Сцены с родителями Руби понятны даже без звука и поясняющих титров - в них сам язык становится визуальным, и все ясно уже по мимике и жестам героев. "CODA" возвращает зрителя в лоно немого кино и заставляет переосмыслить современное представление об актерской игре. В фильме это не столько про речь и интонацию, сколько про чистую энергию.
Достижение Шан Хейдер в том, что ей удалось выстроить средне-крупный план таким образом, чтобы внимание зрителя держалось не столько на лицах, сколько на руках героев. Жестовый язык дарит фильму особый юмор, который строится на недопонимании между слышащими и неслышащими героями.
Американское независимое кино долго искало признание среди академиков, и лишь в последние годы стало чаще попадать в номинации. Эти экономные - как в плане киноязыка, так и в плане бюджета - фильмы простыми словами говорят о жизни простых людей.
Скептикам может показаться, что победа "CODA" на "Оскаре" - это во многом компромиссное, политическое решение. Но честнее было бы сказать, что это признание независимого кинематографа, настоящей кузницы кадров для кинематографа студийного. К тому же когда, если не сейчас, награждать фильм, который рассказывает о необходимости слушать тех, кто пытается говорить с вами - пусть и на другом языке.