Найти в Дзене
Игорь Циммерман

Что дальше?

Оглавление

Президент Российской Федерации В.В. Путин чётко обозначил цели специальной военной операции на Украине, среди которых – демилитаризация и денацификация.

И если с демилитаризацией в основном и главном всё понятно, то к денацификации, конкретных способах и методах её достижения уже сейчас возникает немало вопросов.

Готовясь написать статью, думал, что сделать отправной точкой? На помощь пришёл украинский деятель, безусловно подлежащий этой самой денацификации.

Дипломатический советник главы ЛНР Родион Мирошник в своём Telegram-канале пишет, что «Мэр Днепропетровска, тот самый, что призывал «обещать все, а вешать будем потом», сделал новое заявление как раз в период, когда так активно идут переговоры о перемирии! 
В начале, он традиционно соврал о «замученных, расстрелянных и заживо сожжённых», а дальше вполне конкретно: «
Теперь у нас есть полное моральное право… убивать этих нелюдей уже по всему миру, неограниченное количество времени и в максимально больших количествах»
Это есть представитель украинской власти! 
И Нам с этими нужно хотеть договариваться?! И весь мир хочет их видеть бегающими у себя и убивающими русских?! 
Правда же мы все этого хотим?!»[1].

Конечно же нет. Ярый нацист должен быть уничтожен, как и его идеология.

Чтобы понять суть предстоящей денацификации Украины необходимо прояснить сущность её нацификации.

Так сложилось исторически, но до Украины полной нацификации подвергся народ Германии.

«Нацисты в Германии всегда уделяли большое внимание воспитанию молодёжи в духе идей национал-социализма. Гитлер ещё в 1923 г. в книге «Моя борьба», которая стала «библией нацизма», а позже в своих речах и статьях … неоднократно подчёркивал, что необходимо содействовать новой ориентации воспитания, основанной на политическом обучении молодёжи, которое укрепит её преданность государству. В деле воспитания предполагалось задействовать такие факторы, как расовое мышление, физические упражнения, военные тренировки, воспитание характера. На съезде НСДАП в 1933 г. он произнёс такие слова: «Молодёжь есть жизненные гарантии Германии, которая жизнь Германии в настоящем и дальнейшая жизнь нашего народа в будущем».

… сыграли свою роль и не реализованное честолюбие, и жажда деятельности молодых людей. Кроме того, молодых людей привлекала к себе романтика движения: факельные шествия, марши, уличные демонстрации, собрания, часто, заканчивавшиеся кровавыми стычками со своими политическими противниками. НСДАП постепенно становилась для молодёжи не только партией, а скорее боевым сообществом, требовавшим пожертвовать всем и противопоставлявшим старому распадающемуся миру пафос воинственного нового строя. Движение имело особый успех у молодёжи, стремившейся к дисциплине и жертвенности, и видевшей в нём революционное начало.

После прихода к власти национал-социалистов сразу же был принят ряд законов об изменении образовательной системы от начальной школы до университетов – указы о нацификации образовательной системы Третьего рейха. Государство также стремилось унифицировать образовательную систему: свести к минимуму существующее разнообразие форм обучения.

Национал-социалисты хотели построить школьное обучение на основе расовой теории путем изменения программ, учебников, введением новых предметов.

… все науки стали рассматриваться с расовой точки зрения. Появились «немецкая математика», «немецкая физика» и т.д.

Пропаганда готовности к войне занимала вторую позицию в организации школьного обучения. Например, математические задачи, так или иначе, были связаны с расчётами артиллерийских траекторий и истребительно-бомбардировочных коэффициентов. Постоянное заучивание стихотворных текстов, содержащих политические лозунги, приводило к тому, что они воспринимались не как нечто чуждое, а как проявление житейской мудрости.

Кроме того, для национал-политического обучения было характерно также выдвижение на первый план физического воспитания, трудового обучения и допризывной подготовки. Школа и армия сливались в одно единое. Заканчивая школу, юноши должны были тут же попадать в армию, где они продолжали своё физическое совершенствование. Армия должна была стать для молодёжи "школой патриотизма"[2].

Нацизм, воцарившийся на Украине после вооружённого государственного переворота в 2014 году, полностью опирался на идеи германского национал-социализма.

Уже в 2005 году на полке книжного магазина на Украине легко можно было увидеть «Миф XX века» Альфреда Розенберга[3].

Однако, в эту идеологию были привнесён особый колорит, содержавший, в частности, допустимость (а зачастую и якобы объективную необходимость) звериной жестокости по отношению к представителям других народов, не исповедующим идеи «украинскости».

Также особый отпечаток наложили следующие исторические факторы.

Во-первых, в отличие от Германии, Украина никогда (до создания УССР внутри Советского Союза) не имела своей государственности.

Во-вторых, в отличие от немцев, украинцы как нация исторически ранее (до создания УССР внутри Советского Союза) не существовали, её искусственным созданием фактически занялись пришедшие к власти в 2014 году. Даже отцы-создатели «украинского национализма» были либо русскими (Д.И. Донцов), либо поляками (Р.А.М. Шептицкий), в том числе и с еврейскими корнями (С.А. Бандера), либо малороссами из Польши и Австро-Венгрии (Е.М. Коновалец, А.А. Мельник).

В-третьих, огромное воздействие на возрождающийся на Украине нацизм оказали идеи бандеровцев, которые не сильно вникая в философское обоснование своих взглядов, в основном исходили из того, что все другие (не они), говорящие на другом языке и исповедующие другие ценности – враги, подлежащие физическому уничтожению без всякой жалости.

В-четвёртых, вернувшиеся на Западную Украину почти 400 тысяч, амнистированных в 1955 году бандеровцев и их пособников, принесли с собой изначальную ненависть ко всему советскому и ко всему русскому.

В-пятых, не могло не сказаться на «украинском нацизме» и многовековое нахождение предков его носителей в рабском положении у угнетавших их (нередко с крайней жестокостью) других народов в составе Польши, Австро-Венгрии, Румынии, Российской империи, что буквально на генетическом уровне выработало ненависть к представителям других народов.

Говоря о сущности денацификации на Украине, также следует иметь ввиду следующие обстоятельства.

«Идеология украинского национализма как система идей, взглядов в сфере политики, права, философии, нравственности, эстетики и религии стала зарождаться в середине ХІХ столетия.

… Общественная природа идеологии украинского национализма, как и иного национализма, – классовая.

Идеология украинского национализма имеет общие черты с национализмом других народов и проявляется в следующем:
– нация представляется как внеисторическая общность;

– абсолютизируются национальные различия;

– идеализируется менталитет своей нации;

– успехи нации объясняются особой её даровитостью, а неудачи – недостаточной обособленностью от других наций;

– в сознании народа культивируется чувство превосходства над другими нациями, пренебрежение к их правам, по отношению к ним насаждается недоверие, чванство, высокомерие и даже враждебность, которая легко перерастает в расизм и фашизм. Подобное произошло с украинским национализмом: от национальной идеи он эволюционировал к фашизму.
Определяющей чертой идеологии украинского национализма стала русофобия, сформированная в особых исторических условиях. … основные постулаты идеологии украинского национализма сформировались не на общем (украинском), а региональном (галичанском) национальном массиве, политическая элита которого оказалась под влиянием и полном контроле западных спецслужб (австрийских, польских, германских), готовивших экспансию против России.

… наиболее полно идеи украинского, буржуазно-помещичьего, по сути, национализма выразил П. Кулиш. В обобщённом виде их можно представить так:

– национальный вопрос имеет приоритет перед социальным вопросом;

– люди отличаются один от другого преимущественно своими национальными признаками;

– украинский народ «глубоко демократический». Он сплочён единством национальных задач и «остаётся всегда и во всем народом, а не классом, выделившемся из народа»;

украинская нация отлична от иных славянских народов. Она выше других наций. Ей предстоит осуществить мессианскую роль в отношении других народов»[4].

Последний тезис на Украине был возведён до невероятных идиотических[5] высот.

Чего только стоят перлы псевдоучёного М. Галичанца о происхождении украинской нации 40 тысяч лет тому назад, о её роли прародительницы и просветительницы всех европейских народов[6]!

Соблазнительные (пусть и псевдонаучные) перлы «учёных», мгновенно возносящие малообразованных граждан до невероятных высот самоощущения и самовосприятия, почти реалистические картины близкой богатой жизни за счёт других в семье европейских народов, нарисованные «вождями» возрождающегося нацизма, создание системы воспитания в его духе, начиная с детских дошкольных учреждений, обкатка в специальных военизированных лагерях, декоммунизация и десоветизация в сочетании с тотальной люстрацией и уничтожением любого инакомыслия, дали свои плоды – на Украине за 30 лет выросли поколения откровенных и убеждённых русофобов, исповедующих неонацизм, сочетающийся со звериными взглядами и традициями бандеровщины.

Провести демилитаризацию любого государства непросто, но достижимо после победы над его вооружёнными силами, уничтожения его военного потенциала.

Победить идеологию, которую исповедует большое число в основном молодых людей, к тому же спаянных кровью убитых ими тысяч невинных людей других национальностей и взглядов, значительно сложнее.

Военный потенциал, армия – один из институтов государства. Но, как ни парадоксально, без этого государство может существовать. Допустим, в нейтральном статусе, когда безопасность обеспечивается мировым сообществом, и армия не так уж и нужна.

Идеология, система воспитания и становления граждан государства – одни из его основ, без которых оно не может существовать.

Готовясь уничтожать чуждую античеловеческую идеологию и систему воспитания и становления граждан, нужно изначально подготовиться внедрить новые идеологию и систему воспитания и становления граждан. Иначе государства не будет как такового в принципе.

Говоря о денацификации Украины, нельзя не обратиться к опыту денацификации Германии после 1945 года.

Будучи в основе своей близкими по цели, системы денацификации в зоне ответственности союзников и в советской зоне существенно отличались.

«Наиболее чёткие и развитые представления об искоренении нацизма на всех государственных и общественных уровнях имели американцы. Директива JCS 1067 от 26 апреля 1945 г. предписывала всем начальникам штабов войсковых подразделений американской зоны (ею руководствовались также и англичане) провести мероприятия по удалению с ответственных постов в государственных учреждениях и частных предприятиях всех членов НСДАП, активно поддерживавших режим, и других лиц, враждебно противодействующих проведению в жизнь целей союзников.

Чтобы обеспечить безопасность союзнических войск, уже в первые дни после капитуляции были арестованы и отправлены в строго изолированные лагеря те, кто занимали партийные посты, начиная от руководителя отделения, кадры СС, гестапо, СД и штурмовых отрядов, независимо от должности, руководители подразделений таких нацистских организаций, как молодёжная гитлерюгенд, охранники концентрационных лагерей и пр.

В советской зоне оккупации сразу после капитуляции Германии организовали десять спецлагерей НКВД (после 1946 г. – МВД), из них три – на территории бывших нацистских концлагерей. Здесь, в отличие от практики в западных зонах, бывших эсэсовцев, штурмовиков и охранный персонал мест заключения сгоняли в лагеря для военнопленных, с последующей отправкой на принудительные работы в Советский Союз, так же, как и приговорённых советскими военными трибуналами к лишению свободы.

В Нюрнберге после главного процесса проводились ещё двенадцать: дело врачей (опыты на людях), юристов, чиновников управления концлагерями, дело 23 руководителей ИГ-Фарбениндустри (использование труда заключённых концлагерей), руководителей проведения расистской программы, участников войсковых групп уничтожения евреев и политических противников режима за восточным фронтом, дело Круппа, чиновников министерства иностранных дел и другие.

Кроме того, во всех четырёх зонах военные трибуналы занимались делами так называемого «простого персонала убийц», в основном охранников концентрационных лагерей. Последний из таких трибуналов состоялся в конце сорок седьмого года в бывшем концлагере Нордхаузен.

Начальный этап послевоенной денацификации Германии, проводимый исключительно силами военных администраций четырёх стран-победительниц, завершился 5 марта 1946 г. с принятием в американской зоне «Закона об освобождении от национал-социализма и милитаризма», утверждённого – впервые после окончания войны – не оккупационными, а немецкими властями. Директива Контрольного совета союзников в октябре того же года распространила его принципы и на другие зоны. Он вошёл в историю как «Закон № 104» и ознаменовал начало второго этапа денацификации.

В «Законе № 104» … бросается в глаза такая особенность: в нём ставится светлая цель и одновременно закладывается основа процедуры её реализации – презумпция виновности(именно так! – Г.К.) каждого взрослого (старше 18 лет) жителя Германии. Это, вероятно, объясняется уникальностью задачи перевоспитания всего населения отдельно взятой страны, потребовавшей совершенно неординарного решения.

На основании «Закона № 104» были созданы судебные палаты, принимающие решение о причислении лиц к одной из пяти категорий: – главные виновные, – виновные, – незначительно виновные, – попутчики и – невиновные.

группа виновных … на три подгруппы: активисты, милитаристы и извлекатели пользы (!); последние определялись следующими шестью признаками: 1 – тот, кто из своего политического положения, политических связей извлекал для себя или для других личные или хозяйственные корыстные преимущества; 2 – тот, кто занимал должность или продвигался по службе исключительно благодаря членству в партии; 3 – тот, кто за счёт политических, религиозных или расистских преследований получал значительные преимущества, особенно в связи с отчуждением имущества преследуемых, принудительными распродажами и тому подобными мероприятиями; 4 – тот, кто в промышленности вооружений имел доходы, величина которых находилась в резкой диспропорции с его трудовым вкладом; 5 – тот, кто несправедливо обогатился в связи с управлением захваченными областями; 6 – тот, кто использовал свое членство в партии, личные или партийные связи для уклонения от военной службы или отправки на фронт.

Категория сочувствующих, самая многочисленная: 1 – тот, кто участвовал в движении национал-социализма чисто формально или поддерживал его незначительно и не проявил себя как милитарист; 2 – тот, кто, будучи членом партии, ограничивался уплатой членских взносов, принимал участие в собраниях, присутствие на которых являлось для всех членов обязательным, или выполнял незначительные или чисто деловые обязанности, предписываемые всем членам партии.

Причисление к определённой категории влекло различные наказания.

Базисом для получения свидетельства о прохождении денацификации… служила обширная анкета, которая требовала от заполняющего подробнейших сведений о личной, производственной и политической жизни.

В советской зоне действовали менее бюрократически. Значительно снисходительней отнеслись к рядовым членам партии, которые сразу же после окончания войны получили принципиальную возможность интеграции в новое общество.

Последовательно очищались органы управления, юстиции, средняя и высшая школы, откуда уволили в 1945-48 гг. примерно полмиллиона бывших членов нацистской партии – 80 % всех судей и половину учителей.

С образованием в 1949 г. двух немецких государств ситуация изменилась.

Федеративная республика Германия статьёй 131 Конституции подвела черту под денацификацией, и в дальнейшем на общественную жизнь страны стал заметным образом влиять комплекс мероприятий, названный словом «перевоспитание». Новая элита не намеревалась ограничиться такими защитными мерами, как осуждение главных военных преступников и наказание крупных и мелких нацистов, а ставила целью искоренение рокового духа нацизма и демократизацию общества.

Сразу после прихода войск стран-победительниц были запрещены все газеты и радиостанции, за исключением военных союзнических, закрыты школы и высшие учебные заведения.

… критика действий военных властей всех четырёх зон запрещалась.

В первые месяцы после капитуляции Германии на характер общения победителей с побеждёнными влияло представление о коллективной вине народа.

В американской и английской армиях действовал запрет на братание с немцами (в советской зоне таковой отсутствовал) и неформальное общение почти не наблюдалось.

В ранней директиве американским войскам указывалось: «Не проявляй сочувствия, даже при виде детей, переминающихся с ноги на ногу на холоде у входа в армейскую столовую; они слишком вежливы или стеснительны, чтобы попрошайничать, но в глазах их стоит голод... Старики с ручными тележками, юные девушки, мёрзнущие на холодном ветру в тонких платьях... Ты скажешь, что они не нацисты... Мы не должны ни в коем случае верить немцам: после 12-ти лет жизни в геббельсовской фабрике лжи любой из них стал экспертом во лжи, полуправде и подлых намёках, которые он наговорит, чтобы втереться в доверие и добиться своего. Немец знает все лжи наизусть...»[7].

Глобально, ничего нового, возможно, добавлять в систему денацификации и не нужно.

Однако, нельзя обойти вниманием то, что общей и, пожалуй, самой главной целью специальной военной операции является обеспечение условий создания на месте Украины демократического правового дружественного Российской Федерации государства с нейтральным внеблоковым статусом.

Кроме описанных выше возможных способов и методов денацификации, следует внедрить в практику надлежащую систему воспитания и становления новых граждан нового государства, обладающих новой совокупностью необходимых знаний, исповедующих новые идеологию и морально-нравственные принципы.

Основной целью воспитания нового человека является воспитание человека, умеющего адаптироваться в постоянно меняющихся условиях окружающей среды. Успешное достижение этой цели возможно только на основе комплексного подхода к воспитанию.

Только планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентации может обеспечить условия для автономных развития, подготовки к общественной жизни и труду на основе успешной самореализации.

При этом следует помнить, что на духовное и физическое формирование личности оказывает большое воздействие передача новым поколениям общественно-исторического опыта.

В.И. Ленин считал, что «Только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодёжи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание общества, не похожего на старое»[8].

В условиях, практически идентичных сегодняшним на Украине (гражданская война, разруха, деиндустриализация), говоря о полезности знаний предыдущих поколений, В.И. Ленин указывал, что их необходимо усваивать, но так, «чтобы отнестись к ним критически, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен, а обогатить его знанием всех фактов, без которых не может быть современного образованного человека», т.к. именно перед молодёжью «стоит задача хозяйственного возрождения всей страны, реорганизация, восстановление и земледелия, и промышленности»[9].

Как показывает исторический опыт, несмотря на смену социально-политического и экономического устройства, в России выработался свой особый, если хотите, цивилизационный, подход к воспитанию граждан, что позволяет выработать стройную систему, которая сделает возможным появление на территории Украины не только нового государства, но и совершенно нового человека как основы дружественного России народа.

«Крещение Руси в 988 г. положило начало новой эпохе в деле духовного воспитания славян.

Летопись под 988 годом указывает, что князь Владимир после крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц и «даяти нача на учение книжное», а Вологодско-Пермская летопись уточняет: «князь великий Володимер, собрав детей 300, вдал учити грамоте». Так в Киеве впервые была создана школа первой ступени — школа грамоты, которая заложила основу для образования в Руси.

Первые училища — дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа Ярослава Мудрого в Новгороде. А в одном из женских монастырей Киева было создано женское училище, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу. В Полоцке при княжеском дворе или Софийском соборе также существовала школа»[10].

«Ра­ди­каль­ные ре­фор­мы, на­ча­тые Пет­ром I, при­ве­ли к воз­ник­но­ве­нию свет­ской шко­лы, пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки соз­дать гос. сис­те­му об­ра­зо­ва­ния. На­чаль­ные гос. шко­лы соз­да­ва­лись для де­тей дво­рян, гос. слу­жа­щих, за­жи­точ­ных ме­щан и др. со­сло­вий в воз­рас­те от 10 до 15 лет. Для сол­дат­ских де­тей от­кры­ва­лись гар­ни­зон­ные шко­лы. Бы­ли ос­но­ва­ны свет­ские про­фес­сио­наль­ные шко­лы раз­но­го уров­ня, ко­то­рые не толь­ко го­то­ви­ли спе­циа­ли­стов раз­лич­ных про­фи­лей, но и да­ва­ли об­щее об­ра­зо­ва­ние.

Эпи­зо­ди­че­ски в круп­ных го­ро­дах от­кры­ва­лись ча­ст­ные шко­лы. В 1705–15 в Мо­ск­ве ра­бо­та­ла шко­ла (гим­на­зия), уч­ре­ж­дён­ная пас­то­ром Эрн­стом Глю­ком. В ней го­то­ви­ли кад­ры для гос. уч­ре­ж­де­ний и да­ва­ли ши­ро­кое свет­ское об­ра­зо­ва­ние, вклю­чав­шее несколько ино­стран­ных язы­ков.

Ши­ро­ко раз­вер­нув­шее­ся строи­тель­ст­во гор­ных пред­при­ятий обу­сло­ви­ло по­яв­ле­ние гор­но-за­во­дских школ. Гор­но-за­во­дские шко­лы, со­че­тав­шие эле­мен­тар­ную об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ную под­го­тов­ку с про­из­вод­ст­вен­ным обу­че­ни­ем, по­ло­жи­ли на­ча­ло про­фес­сио­наль­но-тех­ни­че­ско­му об­ра­зо­ва­нию в Рос­сии»[11].

«Екатерина II стремилась упрочить государственную власть, … обещала провести некоторые реформы, используя популярные идеи французских просветителей. Совокупность элементов этой политики получила название политики «просвещённого абсолютизма». В области образования эту политику реализовали И.И. Бецкой (1704-1795 гг.) и Ф.И. Янкович (1741-1814гг.).

Бецкой … представил императрице доклад под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», который получил силу закона. В нём говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательных учреждений, в которых дети должны пребывать с 5-6 лет до 18 лет изолированно от окружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращённому» влиянию простых людей.

Бецкой открыл новые образовательные учреждения для разных сословий: училище при Академии художеств (1764г.), такое же училище при Академии наук, Коммерческое училище для мальчиков (1772г.), Смольный институт благородных девиц в Петербурге (1764г., мещанское отделение в 1765г.). Среднее учебное заведение для девочек было открыто потому, что в обществе должно быть воспитано уважение к женщине как к матери и воспитательнице. Он надеялся, что в результате воспитания будут сформированы образованные, справедливые, гуманные люди, которые передадут привитые им взгляды и привычки своим детям, а те - своим, и так постепенно изменится нравственность людей, а следовательно, улучшится

Он придавал большое значение физическому воспитанию, главным средством которого считал игры на чистом воздухе… Умственное воспитание должно быть приятным для детей, проводиться без принуждения, опираться на детские склонности»[12].

Своеобразный вклад в традицию «нового человека» сделал Д. И. Менделеев, считавший, что для воспитания нового поколения необходима подготовка образованных в философском плане педагогов.

«Развитию народного образования он придавал огромное значение, относя его к одной из главных надобностей России. Наиболее крупной работой Менделеева по педагогическим вопросам стал «Проект училища наставников» (1906), в котором рассматривались вопросы организации высшего педагогического учебного заведения, в том числе состав учащихся и педагогов, местность, помещение.

Д.И. Менделеев не только писал по вопросам образования и принимал самое активное участие в организации (составлении проектов, контроль за первыми выпускниками) некоторых учебных заведений: Политехнического и Электротехнического институтов в Петербурге, Политехнического института в Киеве, где был председателем экзаменационной комиссии в 1903 г., и др. … Процветание страны Менделеев связывал не только с широким и рациональным использованием её природных богатств, но и с развитием творческих сил народа, с распространением просвещения и науки. Направление русского народного образования должно быть жизненным и реальным (а не т. н. классическим), доступным для всех сословий. Особое значение Менделеев придавал подготовке учителей и профессоров»[13].

Всестороннее развитие личности в плане как умножения её психико-физических возможностей, так и обогащения её духовного мира неразрывно связано с процессами и закономерностями научно-технического развития общества.

Применительно к современной России и будущей обновлённой Украине следует исходить из необходимости полного отторжения внедрённого в оба государства образчиков западного образования и воспитания, показавших себя не только нежизнеспособными, но и ведущими к уничтожению самоидентичности народа, нивелированию независимости, суверенности и конкурентоспособности как государства, так и институтов, его составляющих.

В отличие от других именно народам и России, и Украины присуще главенство лежащего в основе всего сущего духовного начала, твёрдых морально-нравственных принципов, выработанных нашими предками на протяжении многих веков.

Упрощающаяся до полного кретинизма так называемая западная цивилизация не может быть приемлема для нас со всей насаждаемой пресловутой толерантностью и вседозволенностью.

Исходя из исторического опыта в широком смысле российского и украинского народов (как имеющих общие корни и условия становления и развития), с учётом сегодняшних реалий, необходимо в кратчайшие сроки подготовить программы для общеобразовательных и высших учебных заведений, издать новые учебники (с учётом подлинной общей истории и многообразия культуры населяющих наши страны народов), внедрить в практику систему переподготовки учительских и педагогических кадров на базе новой идеологии нового демократического социально ориентированного правового государства.

Также необходимо в кратчайшие сроки внедрить в практику систему государственных и общественных институтов по воспитанию и становлению граждан, вовлечению детей и молодёжи в занятие спортом, общественной, научной и производственной деятельностью, особенное внимание уделяя выработке чувства патриотизма и любви к Родине на основе понимания и полного и безусловного принятия равенства представителей всех народов, независимо от их численности, языка, исповедуемой религии, особенностей исторически сложившегося уклада жизни, культуры и традиций.

Что касается начального этапа денацификации, представляется, не обойтись без соблюдения принципа презумпции виновности.

Ни попустительство, ни всепрощенчество здесь недопустимы.

Нацизм либо иная человеконенавистническая идеология в любом их проявлении не должны иметь ни единого шанса на возрождение на Украине.

[1] https://t.me/s/miroshnik_r?q=Филатов

[2] Молодёжь в нацистской Германии. / https://s30116489994.mirtesen.ru/blog/43742635577/Molodyozh-v-natsistskoy-Germanii?

[3] Альфред Розенберг (Альфред Вольдемарович Розенберг) – нацистский преступник, видный политический деятель Третьего рейха, идеолог гитлеровской партии НСДАП. В 1933-1945 гг. он отвечал за воспитание членов партии, а во время Второй мировой войны был рейхсминистром оккупированных территорий на Востоке. Нюрнбергский трибунал признал его одним из главных нацистских преступников и приговорил к смертной казни. Именно Розенберга считают автором расовой теории и окончательного решения еврейского вопроса.

[4]Фашизм и русофобия – основа идеологии украинского национализма. / https://ss69100.livejournal.com/4592948.html?ysclid=l1jn3ewv18

[5] Идиотия – самая глубокая степень умственной отсталости (олигофрении). Осмысленная деятельность больным идиотией недоступна.

[6] Микола Галичанець. Українська нація: Походження i життя української нації з найдавнiших часiв до XI столiття. – Тернопiль: Мандрiвець, 2005. - 368 с.

[7] Григорий Кун. Возвращение из преисподней: денацификация послевоенной Германии. / https://polit.ru/article/2007/07/04/kun/

[8] В.И. Ленин - Задачи союзов молодёжи – I. Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодёжи 2 октября 1920 года "Правда" ММ 221, 222 и 223; 5, б и 7 октября 1920 г.

[9] Там же.

[10] КНЯЗЬ ВЛАДИМИР И НАЧАЛО ШКОЛЫ НА РУСИ. / HTTP://STVLADIMIR.BY/KNYAZ-VLADIMIR-I-NACHALO-SHKOLYI-NA-RUSI/

[11] Реформы Петра I в области образования. / https://bigenc.ru/text/5054236

[12] Просвещенный абсолютизм в России во 2 половине 18в. Пед-ие взгляды и деят-ть И.И. Бецкого, Ф.И. Янковича, Н.И. Новикова. / https://studopedia.ru/11_140865_prosveshchenniy-absolyutizm-v-rossii-vo--polovine-v-ped-ie-vzglyadi-i-deyat-t-ii-betskogo-fi-yankovicha-ni-novikova.html?

[13] Педагогическая деятельность Д.И. Менделеева. / https://studopedia.ru/21_59215_pedagogicheskaya-deyatelnost-di-mendeleeva.html?