Найти в Дзене

Одалиска. Или история создания одной картины.

Европейская живопись имеет богатую традицию в изображении одалисок. Марокко - французская колония, куда художники ездили за впечатлениями. Энгр, Делакруа, Ренуар, Матисс писали одалисок с натуры. Одалиска заменила европейским художникам Венеру эпохи Ренессанса. В своей современнице художники уже не могли найти модель для Венеры, а в марокканской наложнице - могли. Но как? Почему рабыня из гарема смогла заменить европейскому художнику европейскую Венеру? Притягательность одалиски складывается из двух противопложных элементов. Ее предназначение - доставлять удовольствие мужчине. При этом она - мусульманка, т.е. представительница культуры, где "женщина" означает "безусловно целомудренная". Вот на этом умопомрачительном парадоксе и основан магнетизм одалиски для европейского мужчины. Равнодушная нега. Одалиска прекрасна тем, что не хочет мужчину. Это объединяет ее с европейской Венерой. Атараксия, спокойное (смиренное) равнодушие к мужчине делает одалиску Богиней. Работа написана
"Одалиска". Холст, масло, 60/80. Фрагмент.
"Одалиска". Холст, масло, 60/80. Фрагмент.

Европейская живопись имеет богатую традицию в изображении одалисок.

Марокко - французская колония, куда художники ездили за впечатлениями. Энгр, Делакруа, Ренуар, Матисс писали одалисок с натуры.

Одалиска заменила европейским художникам Венеру эпохи Ренессанса.

В своей современнице художники уже не могли найти модель для Венеры,

а в марокканской наложнице - могли.

Но как? Почему рабыня из гарема смогла заменить европейскому художнику европейскую Венеру?

Притягательность одалиски складывается из двух противопложных элементов.

Ее предназначение - доставлять удовольствие мужчине. При этом она - мусульманка, т.е. представительница культуры, где "женщина" означает "безусловно целомудренная".

Вот на этом умопомрачительном парадоксе и основан магнетизм одалиски для европейского мужчины.

Равнодушная нега. Одалиска прекрасна тем, что не хочет мужчину. Это объединяет ее с европейской Венерой.

Атараксия, спокойное (смиренное) равнодушие к мужчине делает одалиску Богиней.

Работа написана с натуры.

-2

С чего же все начиналось.... Как обычно - с натурной штудии. Было это аж два года назад, в самый канун первого локдауна.

Периодически приходится слышать что-то вроде упреков или даже обвинений в том, что я якобы занимаюсь "коммерческой" живописью. Потакаю вкусам публики и создаю работы исключительно на продажу

 Ну вот такой я подлец, делец и проходимец, тире прохиндей. Настоящий художник по мнению критиков должен писать непременно чернуху. Непременно неряшливо, размашисто ну и.... Ну и вообще. Вот. Ну, вот не может лысый татуированный мужик писать всякие мимишности в розовой гамме. Такие вот дела.... Я не обижаюсь. И не спорю. Ибо молодо-зелено. На многое с возрастом смотришь по другому. А уж когда у тебя появляются дети и что-то такое просыпается внутри, доселе неведанное. Какие-то инстинкты, непонятно откуда там взявшиеся. Назовем их отцовскими. То... мировоззрение ооооочень круто меняется

 В молодости пробовал разные техники, манеры, стили. И это нормально. Люди меняются. И это тоже нормально. Не меняются только дураки, не помню кто сказал. 

Надо, кстати, как-нибудь сделать публикацию по ранним работам.

 

Короче, решил я тряхнуть стариной и что-то такое сделать. Неоднозначное. Очень нравится художник Малкольм Липке. Красиво пишет, подлец. Работы на грани фолы. Практически порно. Хотя нигде вы не увидите у него полной обнаженки, открытой груди или, не дай бог, гениталий! Тем не менее, его работы прямо-таки излучают секс. В общем, им я и вдохновлялся.

Я, конечно, не Малкольм. 

Но тем не менее.

Вот такую вот нюшу мы замутили. Гмм. Пикантный момент. Начали ее писать в чулках, но решили что это как-то уж слишком и лучше ей будет в гетрах. Да и теплее. Дело в феврале было

 Лично ездил с моделью в магазин их выбирать

Начали как обычно с зарисовок. Модель высокая, больше 170см, была мысль сделать ее стоя в полный рост, но.... Но это было не то. Не было той томной неги и потаенной страсти. А хотелось, как я уже писал, немного шокировать публику, отойдя от привычного амплуа. В итоге пришли к этой позе (далеко не самой провокационной, были и более откровенные наброски, но это было уже чересчур, т. к., сильно напоминало эротические зарисовки Климта и Шиле).

Надо сказать, поза не из легких. Физически неподготовленный человек и 15-ти минут не выстоит в этом положении. Но нам повезло с натурщицей. Она позировала, практически, в положении "планка на локтях". Многие из вас способны простоять в такой позе хотя бы минуту?)

Как обычно, писал натуру совместно с учениками. Из технических подробностей - холст 60/80, масло. Работал в сдержанной минималистичной гамме - охра желтая, английская красная, сиена жженая, марс коричневый и белила. Вообще, работая с натурой, неважно портрет ли, ню ли, стараюсь работать в этой гамме. Пришел к ней увлекшись техникой старых мастеров в свое время, ведь в стародавние времена не было ярких пигментов, кадмиев, кобальтов. Художники пользовались пигментами натурального происхождения, грубо говоря тем, что можно накопать в окрестностях, цветными глинами, минералами и т. п. Как-нибудь посвящу этому отдельный пост.

-3
-4
-5
-6

Ссылочка на пост с созданием еще одной живописной работы на основе натуры

 

И, кстати, многие спрашивают - когда закончишь работу? Гммм. Работа закончена

 Да, низ не прописан. Но мне нравится эта незаконченнность. Недосказанность. Это как открытый конец у фильма. Так же и незаконченность в картине.Что-то в этом есть.....

-7