Найти в Дзене
Немногое о многом

Поэмы Илиада и Одиссея: краткий обзор

Илиада и Одиссея

Исторической основой для Илиады и Одиссеи послужила печально известная троянская война, начавшаяся где-то в конце 13 – начале 12 века до н.э. Долгое время она считалась вымыслом, но после раскопок Шлимана, все изменилось. Неизвестно почему она началась: не поделили ли что-то троянцы с греками, была ли то Елена?

С точки зрения мифологии считается, что война началась из-за спора богинь Афины, Афродиты и Геры за звание называться самой прекрасной. Чтобы разобраться, богини назначили третейским судьей троянского царевича Париса, известного «специалиста» в этом деле. Афродита пообещала ему помочь завоевать сердце Елены, о которой в то время мечтал чуть ли не каждый, и он сделал свой выбор в ее пользу. После того как благодаря Афродите Парис похищает Елену, начинается троянская война.

События Илиады разворачиваются на 10 году осады трои ахейцами, когда царь Агамемнон похищает дочь жреца аполлона Хриса, а после просьбы старика вернуть ее обратно грубо отказывает ему тем самым, навлекая на себя гнев Аполлона. Ахиллес предлагает Агамемнону отдать девушку, но тот отказывается, после у них начинается разговор по душам, едва не окончившийся кровопролитием, и Ахиллес покидает ряды союзников отдавшись на волю гневу. Гомер выбрал только один эпизод из долгой войны и развернул его так, что в нем отразился весь героический век. Этот эпизод — «гнев Ахилла», величайшего из последнего поколения греческих героев и гнев этот привёл к большим потерям среди ахейцев, так как оставив своих союзников, Ахиллес лишил их самого сильного война. В итоге, греки несли потери до тех пор, пока он не вернулся назад раздосадованный смертью друга, после этого перевес сил снова оказался на их стороне, что в итоге привело к победе и падению Илиона.

Вся Илиада полна действия от начала до конца. Хоть это и десятый год войны, а выглядит все так, будто все события прошедших лет заявили о себе только сейчас. Понятно, что автору необходимо было передать все ключевые события войны, не растягивая повествование на все десять лет, но всё же при чтении иногда возникает ощущение, что добрые десять лет греки с троянцами спали мёртвым сном, и только к концу началось все интересное.

Если говорить об особенностях повествования, то здесь Гомер может быть удивительно современным, например, среди долгих описаний сражений, когда один герой то и дело убивает другого и так далее, он не ограничивается только лишь красочными подробностями, а нередко прерывается и рассказывает нам предысторию только что убитого война, кто были его родители? Чем он отличился в прошлом? Нередко описание это вызывает сочувствие, так как человек то оказывается не плохим, а в смерти его повинны лишь боги. Так мы понимаем, что для Гомера не существует сторон, и он одинаково сочувствует как грекам, так и троянцам.

Герои Гомера иногда прямо заявляют о своем нелегком положении, Гектор обращается с речью к войнам, как своим, так и к вражеским, требуя поединка во избежание ненужных жертв, в этот момент он обращается к людям как к братьям по несчастью, которым ничего не остается кроме как идти у богов на поводу, но они делают это, так как того требует судьба.

Хотя Илиада и может похвастаться парочкой животрепещущих коллизий, наивысший драматизм проявляется безусловно в Одиссеи, так как на вооружении у нее излюбленный мотив всех времен и народов: мотив «странствия и возвращения героя». Сюжет этот блуждает сквозь все человеческую историю: Божественная Комедия, Робинзон Крузо, Гулливер, бесчисленные приключенческие романы Жуля Верна, Стивенсона, Джека Лондона в конце концов обожествлённый всеми «Властелин колец» Толикина – все они подхватили этот мотив и развили уже по-своему, но в том же авантюрно-приключенческом духе.

Гомер и сам не так уж и отстает от своих последователей, действительно, Одиссея в сравнении с Илиадой смотрится и живей, и интересней, и также может пробить на слезу, пускай и сугубо чувствительных. Одиссей здесь невероятно стоек, Телемах смел и отважен, а Цирцея и Калипсо неизменно соблазнительны, для главного героя не важны ни расстояния, ни опасности, поджидающие его на пути, ведь он уже двадцать лет не видел собственного дома, жену, сына, и соответственно сделает все чтобы вернуться к ним, уничтожив, если потребуется и троянцев, и циклопов, и бесчестных женихов.