Американские автомобили. Какие они? Кто-то скажет, что они огромны, прожорливы и неповоротливы. И отчасти будет прав. Но ведь и у них есть огромная армия фанатов и поклонников, которые за что-то любят и превозносят эти машины, несмотря на все их недостатки. Значит, есть у автомобилей из-за океана и свои преимущества. Сегодня я предлагаю вам попробовать понять всех тех, кто безумно фанатеет от этих противоречивых металлических монстров. А поможет мне в этом один из самых ярких представителей американской школы автомобилестроения — Dodge Challenger.
Началось всё в 1969 году, когда под знаком 1970-го модельного года был представлен новый Dodge Challenger (Challenger(англ.) — бросающий вызов). Модель относилась к классу так называемых «пони-каров», к которому также принадлежали знаменитые Ford Mustang и Chevrolet Camaro. Однако уровень отделки и оснащения позволял новому Челленджеру конкурировать в некоторых аспектах и с их более комфортабельными версиями — Mercury Cougar и Pontiac Firebird.
Чем же мог удивить Dodge Challenger? Начнём с восхитительного дизайна. Хоть это и весьма субъективный параметр, думаю не найдётся человека, который сказал бы, что дизайн Челленджера был плох. Несмотря на свои немалые габариты (длина: 4,9 метра; ширина: 1,9 метра), данный автомобиль в кузове купе-хардтоп (купе без средних стоек кузова и не имеющих рамок стёкол) выглядел довольно стремительно и, что немаловажно, бросался в глаза. Это дополняли яркие расцветки, предлагавшиеся с завода. К слову, дизайнером Челленджер был Карл Камерон, который также создал образ первого поколения Dodge Charger, представленного в 1966 году.
Были также, помимо кузова купе-хардтоп и версии с открытым верхом. Правда, забегая вперёд, они были доступны лишь в 1970 и 1971 году.
Однако, перейдём же к более существенным достоинствам этого автомобиля. Итак, придя в автосалон, покупатель обладал широчайшим выбором даже в рамках одного автомобиля. Огромный список опций, в число которого входили такие удобства, как кондиционер, электрические стеклоподъёмники, передние дисковые тормоза, усилители руля и тормозов и ещё множество подобных вещей, несколько вариантов отделки салона и довольно обширная линейка двигателей. Базовая версия Dodge Challenger стоила 2851 доллар. Запомните это число, к нему мы ещё вернемся.
Прежде чем перейти к двигателям, упомяну, что Challenger комплектовался 3-х и 4-х скоростными механическими коробками передач, либо же 3-х ступенчатым «автоматом» TorqueFlite. И, поскольку американцы опробовали все прелести автоматической КПП ещё в 50-х, большая часть Челленджеров шла именно с этим типом КПП.
А теперь поговорим о гамме «движков» для этого автомобилю. И здесь американцы разгулялись на славу.
Начиналось всё со скромной рядной «шестёрки» объёмом 3,7 литра, или же 225 кубических дюймов, которая выдавала 145 лошадиных сил. Этот вариант не был особо популярен, так как с ним автомобиль обладал весьма посредственной по тем меркам динамикой (около 13 секунд до «сотни»), однако именно этот мотор предлагался в самой дешёвой версии.
А дальше шли сплошные V8 всё нарастающих объёмов. 5,2 литровый (318 куб. дюймов) на 230 л.с; 5,6 литровые (340 куб. дюймов) на 275 и 290 «лошадок», 6,3 литровый(383 куб. дюйма) на 290. Самые мощные и крупные двигатели ставились на версию R/T (Road/Track). В базе такая версия предлагала 383-й V8 Magnum на 335 лошадиных сил, однако за дополнительную плату автомобиль можно было оснастить 7,2 литровыми (440 куб. дюймов) Magnum или Six Pack, выдававшими 375 и 390 л.с. соответственно, или же монструозным 7-ми литровым (426 куб. дюймов) Hemi, который выдавал все 425 лошадиных сил и обладал ошеломляющим крутящим моментом в 664 Н*м. Для примера, похожие показатели сейчас выдаёт Mercedes C43 AMG с турбированной рядной «шестёркой» и электромотором, а тогда на дворе стоял 1970 год.
При массе в 1,7 тонны Челленджер, оснащённый 7-ми литровым Hemi разгонялся до первой «сотни» за 6 секунд и обладал максимальной скоростью в 220 км/ч. Опять же напомню, это всё 1970 год. И при этих показателях, «топовая версия» Challenger стоила около 4000 долларов.
И здесь мы плавно подошли к финансовому вопросу. Да, на американском рынке Челленджер не отличался особой дешевизной, конкуренты в виде Chevy Camaro и Ford Mustang зачастую стоили дешевле. Однако, в этом и была особенность американского авторынка — из-за жёсткой конкуренции производители не могли взвинчивать цены. Поэтому, топовая версия Челленджера стоила примерно столько же, сколько…ЗАЗ-966 в Советском Союзе, к примеру. Напомню, за эти деньги Challenger предлагал 425-сильный Hemi и 3-х ступенчатый «автомат», а также широкий набор опций.
Да и если мы учтём, что средняя зарплата в США в 1970 году равнялась 515 долларам, то получим, что Challenger стоил порядка 5 зарплат среднестатистического рабочего. В СССР средняя зарплата равнялась 115,17 рубля. При стоимости ЗАЗ-966 в 3000 рублей мы получаем порядка 26 средних зарплат…
Однако, оставим эту печальную, для нас, тему и вернемся к Dodge Challenger. Хотелось бы также упомянуть тот факт, что существовала комплектация SE(Special Edition), которая могла совмещаться с любым двигателем и коробкой. Такая комплектация включала в себя кожаный салон, виниловую крышу, более узкое заднее стекло и панель приборов из шпона с дополнительными сигнальными лампами.
Так как Challenger позиционировался, как автомобиль со спортивным характером, руководство Chrysler (компанию Dodge Крайслер купил ещё в далёком 1928 году) не могло упустить шанса участвовать в гонках с новой моделью. Для гонок в Trans American Sedan Championship была выпущена специальная дорожная версия Dodge Challenger T/A(Trans Am) с 340-м Six Pack мощностью в 290 сил и автоматической, либо 4-х ступенчатой механической коробкой передач. В самом чемпионате Челленджеру не удалось достичь выдающихся успехов, но боролся он весьма достойно.
1970 год стал довольно удачным для Dodge Challenger. Всего было продано 76.935 автомобилей этой модели. А вот дальше дела пошли куда хуже…
Сначала автомобиль раскритиковали в прессе. Сигналом тому послужила авария автомобиля безопасности Dodge Challenger Indy 500 Pace Car в гонке Indianapolis 500 1971 года. Водитель кабриолета Challenger, оснащённого двигателем Hemi, не справился с управлением и на полной скорости влетел в трибуны с журналистами. В тот день всем, кто там находился, крупно повезло, так как эта авария обошлась без жертв, однако репортёры после этого невзлюбили Челленджер и начали писать разгромные статьи, выделяя недостатки автомобиля. А они были, но об этом чуть позже…
Продажи автомобиля начали постепенно падать. Вдобавок активизировались экологи, из-за которых начала постепенно снижаться мощность двигателей. В 1971 году это было ещё довольно редким и незначительным явлением. Однако, в этом году продажи упали до 26.229 автомобилей этой модели. И это после довольно неплохого «старта» в 1970 году. Помимо этого, 1971 год стал единственным годом, когда Dodge предлагал в качестве самого дешёвого и маломощного двигателя 3,2 литровую (198 кубических дюймов) рядную «шестёрку» мощностью 125 лошадиных сил. Однако, неудачи модели Challenger лишь начинались…
Помимо некоторых изменений в дизайне автомобиля, 1972 год также ознаменовался резким сокращением линейки двигателей и набора опций. Полностью исчез кузов кабриолет, теперь Dodge Challenger предлагался лишь в виде купе-хардтопа. Исчезли электрические стеклоподъёмники, электрические привода сидений, множество вариантов отделки, в том числе и отделка кожей. Опциональные крупные двигатели также исчезли. В целом же, на выбор теперь предлагалось лишь 3 мотора: это всё та же 3,7 литровая рядная «шестёрка» на 145 «коней», 5,2 литровый V8 мощностью 230 сил и 5,6 литровый V8, отдача которого упала до 240 лошадиных сил. Комплектация R/T ушла в историю, её место заняла «Rallye» имевшей по большей части лишь косметические изменения.
1973 год продолжил тенденции предыдущего года. В линейке двигателей осталось лишь два мотора — «рядная шестёрка» исчезла из списка. Список опций был перенесён с прошлого года. Продажи незначительно выросли — 27 тысяч реализованных автомобилей, против 22 тысяч в 1972 году, однако это была уже агония.
В 1974 году 340-й 5,6 литровый двигатель был заменён на 360-й 5,9 литровый. Мощность от этого практически не выросла — отдача нового мотора составила лишь 245 сил. А отдача 318-го 5,2 литрового V8 сократилась до обидно малых 150 «лошадей». После 7-ми литровых монстров Hemi это было смешно. Продажи упали до 16 тысяч автомобилей. Больше руководство Dodge ждать не собиралось. В конце апреля 1974 года модель была снята с конвейера…
Так почему же модель, которая вначале подавала довольно большие надежды, так быстро угасла? На то было несколько довольно серьёзных причин. Первая — Dodge Challenger банально «опоздал». К 1970 году население США уже привыкло к «пони-карам» и их сегмент начал постепенно терять популярность. И если конкуренты уже планировали как-то освежить свои модельные линейки, дабы не потерять клиентов, Dodge до конца производства оставался внешне практически неизменным, в отличии, например, от того же Chevrolet Camaro.
Следующей причиной были резкое поднятие цен на страхование мощных автомобилей. В США в то время существовало очень много машин с крупными двигателями под капотом, выдававшими далеко за 300 лошадиных сил. Однако большинство из них имело довольно примитивную конструкцию подвески, да и в целом автомобиля. В основе кузова лежала рама, передняя подвеска была независимой, а вот задняя — неразрезной мост. Добавьте сюда барабанные тормоза и довольно высокую массу, сложите это с мощностью 300-400 сил на заднем приводе без каких-либо «помощников» и легко понять, что управляемость у таких автомобилей была далеко не на высоте. Сравнить по этому параметру их можно даже с ВАЗ-2101 «Копейка» и не факт, что советский представитель окажется в проигрыше. Удержать американский масл- или пони-кар на дороге было довольно сложно, при полностью утопленной педали газа. А как мы помним, стоили такие автомобили в США весьма дешёво, поэтому купить себе их могли многие, кто не обладал достаточными навыками управления автомобилем. Поскольку ремни безопасности тогда были достоянием более дорогих брендов, вроде Cadillac и Lincoln, а про зоны деформации никто и слыхом не слыхивал — количество ДТП со смертельным исходом росло довольно стремительно. А Dodge Challenger был довольно ярким представителем своей эпохи, так что и все эти недостатки также были ему присущи.
Наконец добили Challenger резко активизировавшиеся экологи и Нефтяной кризис 1973 года. Если первые очень сильно повлияли на снижение мощности всех мощных автомобилей, то кризис привёл к резкому повышению цен на бензин, до этого стоивший дешевле воды в США. Теперь платить пришлось гораздо больше, притом что автомобили стали значительно медленнее.
Вообще, последние две причины серьёзно повлияли на весь американский автопром. Начался период, прозванный «больной эпохой». Американские машины стремительно теряли мощность и динамику, а вместе с тем и позиции на рынке, уступая конкурентам из Японии и Европы. Для многих культовых моделей этот период стал причиной прекращения производства. Были и те, кто выстоял, но сильно изменился не в лучшую сторону, дабы удерживаться на плаву и как-то конкурировать с японскими и европейскими авто…
Я не просто так остановился на конкурентах из других стран. В 1977 году Dodge предпринимает попытку возродить название Challenger. В качестве основы для этого выбирают…японское купе Mitsubishi Galant Lambda.
Новый Челленджер оставался купе-хардтопом с безрамочными дверьми, однако по большей части сходства на этом и заканчивались. Огромные и мощные V8 остались на рубеже 60х-70х годов, теперь же Додж предлагал лишь японские рядные «четвёрки» — на 1,6 литра с отдачей в 77 лошадиных сил и на 2,6 литра, выдающий целых 105 «лошадей». Единственное, что спасало этот автомобиль — малая масса: 1205 кг. Максимальная скорость этого небольшого купе останавливалась на отметке в 175 км/ч. После «топовых» версий Челленджера предыдущего поколения динамика нового купе смотрелась мягко говоря блекло.
На выбор предлагались две КПП — 5-ти ступенчатая механика и 3-х ступенчатый «автомат». Список опций был не так обширен, как например на Plymouth Sapporo — автомобиле построенном на той же платформе, однако мог похвастаться, например, электролюком в крыше.
Новое купе было не особо тепло встречено американцами — в памяти ещё был жив образ Челленджера первого поколения — огромного пони-кара с мощными двигателями и огромными возможностями для персонализации. Dodge Challenger второго поколения просуществовал с 1977 по 1983 год и не оставил какой-либо значимый след в истории американского автопрома. Казалось бы, имя Challenger теперь можно было бы забыть навсегда…
К началу нового века в автомобильной индустрии нарастает популярность такого направления как ретро-стайлинг. На рынок выходит всё больше и больше моделей, выполненных в стиле своих собратьев 30х-60х годов прошлого века.
Наконец, руководство Dodge решает не оставаться в стороне и тоже вывести на рынок свою модель, выполненную в ретро-стиле. Этой моделью становится Dodge Challenger.
С декабря 2007 года Dodge начинает принимать заявки на новую модель, а 6 февраля 2008 года новый Challenger начинает продаваться.
Новый автомобиль представлял из себя двухдверное купе-хардтоп, очень похожее на Challenger первого поколения. И в отличии от Челленджера конца 70-х годов, оснащался уже не слабыми 4-х цилиндровыми моторами. Всё начиналось с 3,5 литрового V6, выдававшего 250 лошадиных сил, которому в скором времени пришёл на смену 3,6 литровый Pentastar с отдачей уже в 305 «лошадок». Дальше шёл 5,7 литровый V8 Hemi, выдающий 375 «лошадок» и 540 Ньютон-метров крутящего момента. Эти двигатели являлись базовыми для комплектации R/T (Road/Track), также доставшейся от первого поколения Челленджера. V6 же ставился в комплектации SE, являвшейся самой базовой для новой модели. Также существовала версия и от тюнинг-подразделения SRT(Street and Racing Technology) — Dodge Challenger SRT8, оснащённая 6,1 литровым Hemi на 425 «коней» и 570 Н*м крутящего момента. С таким «табуном» под капотом новый Challenger мог разменивать первую «сотню» за 5,3 секунды, что было довольно быстро даже по меркам тех лет, хоть и не поражало воображение.
Все версии автомобиля могли комплектоваться как 6-ти ступенчатой механикой, так и 5-ти ступенчатым «автоматом».
Новый Челленджер позаимствовал некоторые компоненты от такой автомобильной компании, как Mercedes-Benz, так как на тот момент концерн Chrysler принадлежал компании Daimler AG, в которую, в свою очередь, входит и Mercedes. Так, например, 5-ти ступенчатая АКПП W5A580, устанавливаемая на этот автомобиль, является одной из версий мерседесовской 5G-Tronic — весьма надёжной и зарекомендовавшей себя автоматической КПП. От E-класса в 211-м кузове Челленджер позаимствовал заднюю независимую 5-ти рычажную подвеску. Наконец данный пони-кар начал управляться лучше Hummer'a H1, хотя, конечно, выдающихся трековых результатов ждать от него было глупо. От 220-го Мерседеса Challenger позаимствовал переднюю подвеску рычага управления. Помимо этого на автомобиле Dodge также стоял задний дифференциал от Mercedes-Benz и система ESP.
В первый год было продано всего около 19 тысяч экземпляров данной модели, однако с каждым годом продажи лишь росли, а сама машина обретала новые модификации и версии.
425 сил на версии SRT8 показывали довольно неплохие результаты, однако американцам, которые всегда любили большие мощности и хорошую динамику этого было мало. Поэтому, уже в 2009 году подразделение SRT совершает свой первый шаг в сторону безумных мощностей и создает концепт Dodge Challenger SRT10. Те, кто немного знаком с обозначениями SRT — сразу же удивятся числу 10. И неспроста, ведь число возле аббревиатуры всегда означало количество цилиндров двигателя, располагавшегося под капотом автомобиля. И да, инженеры SRT решили разместить в новом Челленджере двигатель V10. От Dodge Viper.
Огромный 8,4 литровый гигант выдавал все 600 лошадиных сил и целых 760 Ньютон-метров крутящего момента. Первую «сотню» такой автомобиль разменивал за 4,1 секунды, а максимальная скорость останавливалась на отметке в 306 км/ч. Для 2009 года это были уже вполне серьёзные показатели. Далеко не каждый суперкар мог похвастаться такой динамикой. И это учитывая не самую лучшую аэродинамику Челленджера, всё же выполненного в стиле классического пони-кара, где главную роль отводят эстетике дизайна, а не его практической стороне.
Но, к сожалению, эта модель так и осталась концептом. В прочем, инженеры SRT ещё удивят любителей Челленджера впоследствии…
До 2015 года новый Dodge Challenger выпускался с минимальными изменениями (пожалуй самое значимое, в 2011 году версия SRT8 обзавелась новым двигателем — 6,4 литровым 392-м V8 с отдачей в 485 лошадиных сил). А в 2015 году произошёл рестайлинг модели, который принёс гораздо больше с технической точки зрения, чем с эстетической. Додж Челленджер по прежнему очень похож на своего предка из начала 70-х.
Начнём с того, что Dodge Challenger получил новую КПП — 8-ми ступенчатый «автомат» фирмы ZF. Однако, версии с 6-ти ступенчатой механикой никуда не делись — она по-прежнему доступна в виде опции.
Гамма двигателей по-прежнему начинается с 3,6 литрового V6 и 5,7 литрового V8. Дальше идёт версия SRT8 с 6,4 литровым V8, выдающим 485 лошадиных сил и 644 Ньютон-метров крутящего момента. Эти показатели позволяют новому Челленджеру преодолевать первую «сотню» уже за 4,5 секунды и достигать максимальной скорости в 300 км/ч. Неплохо, да? Однако, специалисты из SRT так не считают. А потому в том же 2015 году презентуют свою новую версию — Dodge Challenger SRT8 Hellcat.
Под капотом этого дорожного монстра поселили настоящего зверя — 6,2 литровый V8, оснащённый компрессором и выдающий 717 «лошадей» и 881 Ньютон-метр крутящего момента. С такими характеристиками «адская кошка» разгоняется с 0 до 100 км/ч за 3,7 секунды и обладает максимальной скоростью в 320 км/ч! И это всё по-прежнему на заднем приводе! ¼ мили такой монстр пролетает за 11.2 секунды, что является довольно хорошим показателем. Что интересно, при покупке данного автомобиля вам вручают два ключа зажигания — один чёрный, который настраивает двигатель на отдачу в 500 л.с. Второй же — красный, позволяет использовать всю мощность автомобиля.
Следующую новую версию принёс 2017 год. Dodge презентовали Challenger GT AWD — полноприводную версию пони-кара. Таким образом Челленджер стал первым полноприводным автомобилем в своём классе. Полный привод предлагается лишь с 3,6 литровым V6 Pentastar, однако данная версия всё равно обладает неплохой динамикой — 250 км/ч максимальной скорости и 6,4 секунды до первых 100 км/ч. Также полный привод положительно сказывается на управляемости.
В 2018 году на рынок вышла самая «злая версия» Dodge Challenger. Подразделение SRT присвоило ей собственное имя — Demon. Под капотом этого чудища поселили 6,2 литровый V8 от версии Hellcat, однако установили на него более высокопроизводительный компрессор, в результате чего двигатель начал выдавать 808 лошадиных сил на 91-м бензине и все 840 сил на 100-м бензине. Крутящий момент, казалось бы, больше присущ грузовым дизельным двигателям, нежели обычным бензиновым — 1144 Ньютон-метров. Помимо этого были произведены доработки в области подвески. Таким образом Челленджер начал преодолевать первую «сотню» уже за…2,3 секунды. Много ли вы знаете автомобилей, способных на такое? Лично я — нет. Максимальная скорость ограничивается на 335 км/ч. На всякий случай напомню, что это всё тот же заднеприводный пони-кар, массой порядка 2-х тонн. Четверть мили этот монстр преодолевает за 9,6 секунды, что является умопомрачительным результатом. Из интересных фактов — Dodge Challenger SRT Demon первый серийный автомобиль, который при старте отрывает передние колёса от земли. Также, при покупке Demon'а действует та же схема, что и с Hellcat'ом. Вам вручают два ключа — чёрный на 500 сил и красный — реализующий весь потенциал автомобиля. Ещё при покупке этой машины вы получите специальные колёса и покрышки для гонок по прямой — дрэг-рэйсинга, набор инструментов и…лишь одно кресло в салоне с отсутствием мультимедиа и прочих благ современного автопрома. Но вы можете всё это вернуть всего лишь за 1 доллар, если планируете использовать Demon на дорогах общего пользования.
Однако, если кому-то мало мощности в 717 или 840 лошадиных сил, то всегда можно обратиться к тюнинг-ателье Hennessey, которое умеет строить по-настоящему безумные автомобили. Вот один из них. Число 1000 в названии неспроста. Это мощность двигателя — 1027 «лошадей». Также двигатель выдаёт 1314 Н*м крутящего момента. С такими показателями пони-кар превращается в настоящую ракету — 370 км/ч максимальной скорости и 2,9 секунды до «сотни» — всё же не хватает настроек подвески Demon'а. Как обуздать такую чудовищную мощность на заднем приводе — вопрос интересный. Попробовать ответить на него может каждый желающий, при наличии 140 тысяч долларов.
На данный, 2022 год, с момента презентации первого концепта нового Челленджера прошло уже 16 лет. С тех пор с этой моделью произошло много перемен, которые, правда, мало затронули дизайн. Однако, благодаря этому, Dodge Challenger остался единственным пони-каром, который действительно похож на своего предка, тогда как его ближайшие конкуренты — Ford Mustang и Chevrolet Camaro уже давно ушли от образа своих предшественников. Хорошо это или плохо — не знаю. Однако Челленджер, опять же, в отличии от ближайших конкурентов демонстрирует довольно стабильный рост продаж, тогда как у современных пони-каров Ford и GM есть поводы для беспокойства. С момента старта продаж нового Челленджера уже продано около полумиллиона экземпляров, причём если в первый год продаж ушло всего лишь 19 тысяч автомобилей, то к 2018 году это число достигло отметки в 67 тысяч.
Версия Demon снята с производства из-за многочисленных проблем, связанных с её слишком большой мощностью, ей на смену в 2019 году пришла версия Dodge Challenger SRT Hellcat Redeye, с отдачей в 797 «лошадей» и 959 Н*м крутящего момента. Она несколько медленнее Демона, но 3,4 секунды до первой «сотни» и 330 км/ч максимальной скорости — тоже весьма хорошо для серийного автомобиля массой около двух тонн.
Что будет дальше — посмотрим, а пока что Dodge Challenger демонстрирует довольно серьёзную тягу к жизни и, похоже, ещё довольно долгое время будет радовать фанатов культовых автомобилей.
Классический же Челленджер, не особо выделившийся на момент своего появления уже давно заслужил статус культового и легендарного. Цены на экземпляры в хорошем состоянии начинаются от 100-120 тысяч долларов. А весной 2019 года, один из наиболее редких автомобилей — кабриолет Challenger, оснащённый 426-м Hemi и пакетом опций Super Track Pack на аукционе ушел с молотка за 1 миллион 430 тысяч долларов.
На этом данная статья подходит к концу. Как видите, история Dodge Challenger — история автомобиля с крайне непростой судьбой, в которой было место и грандиозным провалам и стремительным взлётам. Этот автомобиль, на мой взгляд, является ярким примером всего автопрома США в целом. И если говорить о судьбе различных моделей и если говорить об их характерных особенностях. Довольно простые по конструкции, плохо управляемые и потребляющие много топлива, но при этом обладающие потрясающим дизайном, не особо большой ценой, за которую вы получите кучу опций комфорта и огромным двигателем V8, который передаёт мощность на задние колёса и способен подарить настоящую бурю эмоций. Что из этого важнее — решать вам.
Надеюсь, статья вам понравилась. Благодарю за прочтение и прощаюсь, но надеюсь, что не надолго. Ведь в мире ещё столько автомобилей, о которых мне есть, что рассказать…