Великий греческий учёный Аристотель ещё в IV в. до н.э. описал любопытное явление. Свет, проходящий сквозь маленькое отверстие в оконной ставне, рисует на стене тот пейзаж, который виден за окном. Изображение получается перевёрнутым и очень тусклым, но воспроизводит натуру без искажений.
КАК НАЧИНАЛАСЬ ФОТОГРАФИЯ
Прошли века, и появилась камера-обскура (от лат. camera — «комната» и obscurus — «тёмный») — приспособление для точного срисовывания пейзажей и натюрмортов. Конструкция её менялась и совершенствовалась, но основой оставался ящик с маленькой дырочкой в передней стенке. Впоследствии камеру снабдили собирающей линзой, а ящик делали из двух половинок, которые можно было двигать, чтобы сфокусировать картинку. Изображение стало гораздо ярче, а потому устройство иногда называли камерой-люциной (от лат. camera и lucinus — «светлый»). Именно благодаря этому нехитрому устройству мы сегодня знаем, например, как выглядел Архангельск в середине XVII в.: точную его «першпективу» сняли в те времена с помощью камеры-обскуры. Техника позволяла получать изображение. Оставалось только зафиксировать его без участия рисовальщика.
Первое сообщение о химическом действии света — почернении поверхности пластинки из слоновой кости, обработанной азотнокислым серебром, — относится к концу XVII в. Но ещё 200 с лишним лет зафиксировать изображение не удавалось. Впервые это смог сделать француз Жозеф Нисефор Ньепс (17б5—1833). Он покрывал металлические пластинки (или литографский камень) битумным (от лат. bitumen — «горная смола») лаком.
Под действием света лак становился нерастворимым, но на различных участках в разной степени — в зависимости от яркости освещения. После обработки пластинки (или камня) растворителем и травления кислотой на ней возникал рельеф, подобный гравированному. Свой способ Ньепс назвал гелиогравюрой (от греч. «ге'лиос» — «Солнце» и фр. gravure). Съёмка по методу Ньепса длилась б— 8 ч на ярком солнце.
Целой эпохой в истории фотографии явилось изобретение Луи Жака Манде Дагера (1787—1851). Изображение (дагеротип) получали на серебряной пластинке, обработанной парами йода. После экспонирования в течение 3—4 ч пластинку проявляли в парах ртути и фиксировали горячим раствором поваренной соли или гипосульфита.
Дагеротипы отличались очень высоким качеством изображения, но можно было получить лишь один снимок.
Третьим человеком, стоявшим у истоков фотографии, был англичанин Уильям Генри Талбот (1800— 1877). Он делал снимки на бумаге, пропитанной солями серебра; полученное негативное изображение изобретатель печатал контактным способом и с увеличением. Свой способ Талбот назвал калотипией (от греч. «кало'с» — «прекрасный» и «ти'пос» — «отпечаток»).
В середине XIX в. был создан фотографический материал, доживший до наших дней, — фотопластинки. Небольшие листы стекла поливали смесью солей серебра с коллодием — раствором нитроцеллюлозы в спирте, а затем экспонировали и проявляли не высушивая. Отправляясь на съёмку, фотограф нёс на себе не только громоздкую камеру с запасом пластинок, но и целую фотолабораторию с химикалиями, посудой и палаткой для работы в темноте. И, тем не менее «мокрый» коллодионный процесс положил начало бурному развитию фотографии. Спустя несколько лет пользовались уже сухими пластинками с желатиновой эмульсией, а производство фотоматериалов превратилось в отрасль промышленности. В 1889 г. появилась фотоплёнка на бумажной подложке (после проявки желатиновый слой с неё снимали), а через год — на целлулоидной ленте. Фотографическая эмульсия становилась всё чувствительнее, а камеры — совершеннее. Были сконструированы объективы, позволяющие делать снимок за доли секунды вместо нескольких часов. Камеры начали снабжать затворами, точно отмеряющими время экспозиции (от лат. expositio — «выставление напоказ»). Фотоаппарат постепенно приобретал знакомый нам вид.
В 1889 г. американец Джордж Истмен, основатель фирмы «Истмен-Кодак», создал плёночный фотоаппарат «Кодак» № 1. Портативная камера, лёгкая, простая и удобная, сразу же приобрела невероятную популярность. Фотография из профессии немногих превратилась в повальное увлечение. Девизом фирмы стало изречение Истмена: «Вы только нажимайте на кнопку, мы сделаем всё остальное». Этот принцип в полной мере выполняется и сегодня.