Найти тему

Влад Поляков - Чернокнижник + Сломанные весы (межавторский проект "Ролевик") [рецензия]

Всем привет!

Как и обещал ранее, продолжаю перечитывать проект "Ролевик" и, в частности, творчество Влада Полякова в рамках этого цикла. Эта публикация включает в себя рецензию сразу на две книги - "Чернокнижник" и "Сломанные Весы".

Я умышленно объединил рецензии на обе книги в одну статью, так как фактически это одно произведение под двумя разными обложками. Незначительное отличие между этими книгами заключается в том, что первая часть полноценно издавалась на бумаге, а вторая вышла в свет лишь в рамках сетевой публикации. На страничке автора на сайте author.today она так и называется - "Чернокнижник: Сломанные весы".

Лично мне название этих книг показалось немного нелогичным. В моём понимании он не стыкуется с образом главного героя и происходящим в ходе повествования. Да и многие другие персонажи тоже как-то мало относятся к опере про чернокнижников.

С моей точки зрения более подходящими названиями для этих книг были бы "Дроу" или "Тёмный Эльф" для первой книги и "Дроу: Сломанные весы" или "Тёмный Эльф: Сломанные весы" для второй.

Исходя из сюжета такой вариант лично мне больше нравится. Впрочем, не исключено, что автор умышленно не стал так называть эти две книги. Потому что про тёмных эльфов гораздо раньше и далеко не одно произведение успел написать Роберт Сальваторе. А брать названия-плагиаты, даже если произведение издаётся в другой стране, как минимум некрасиво с профессиональной точки зрения.

Как и заведено в большинстве рецензий по проекту "Ролевик", начну с главного героя.

Звать его... Именовать его... Как же его звали то? Не помню. Хотя нет, не так. Это не я "не помню", а автор снова не стал даже придумывать имени для главного героя. Ограничившись лишь кличкой Змей.

В этом ничего нового. Аналогичный приём был использован им и в книге "Мистик". Только там был Мечник. В дальнейшем, с подачи одного из персонажей книги, получивший имя "Тень".

Но возвращаемся к нашему Змею. В дальнейшем его будут именовать Кайр из дома Митгар. Имя он унаследует от законного хозяина тела, в которое перенесётся его сознание. Или душа. Кому как больше нравится. Возникает вполне логичный вопрос. А что же стало с тем самым законным хозяином тела? Ответ напрашивается сам собой - ничего хорошего. Впрочем, в этом плане главного героя совесть мучить точно не будет.

Подробностей "прошлой" жизни главного героя в книге не ищите. Их там практически нет. Есть лишь общие слова без какой-либо явно выраженной конкретики. В этом плане снова можно провести аналогии с тем же "Мистиком". И прошлая жизнь для главного героя была не жизнью, а пресным существованием. Ничего не напоминает? Ну да, снова аналогии с уже названной книгой.

И контрольный выстрел по данному пункту. Характер и образ мышления главного героя. Опять возникают ассоциации с главным героем книги "Мистик". Снова самоуверенность и некоторая надменность по отношению к другим персонажам. Здоровая степень цинизма, как же без неё. И вполне уже прижившийся шаблон касаемо везения. Всё у него получается, всё он просчитывает и продумывает, никаких более или менее серьёзных препятствий и противников на пути не встречается...

В общем, по мере чтения книги поводов беспокоиться за будущее главного героя практически нет. Не сказал бы, что этот момент совсем уж сильно бросается в глаза, но факт остаётся фактом - не заметить его сложно. Особенно с учётом аналогичной ситуации касаемо Тени из уже не раз упомянутой книги "Мистик".

Не исключено, что это фирменная деталь в творчестве Влада Полякова. Не буду утверждать наверняка, так как читал далеко не все книги из его творчества.

Кто-то скажет, что такая картина характерна для большинства фэнтезийных произведений. И будет прав в некоторой степени. Но могу назвать как минимум пару-тройку достаточно крупных книжных циклов, где всё как раз наоборот.

Та же "Сага о Видящих" (автор Робин Хобб) очень хороший тому пример. Там главному герою так доставалось, что в реальной жизни даже врагу не пожелаешь подобных неприятностей. Или цикл "Хранитель Мечей" Ника Перумова. Сколько раз он там раскатывал Кэра Лаэду в тонкий блинчик даже я со счёта сбился. Хотя перечитал всё его творчество как минимум дважды. Да и Кирсан Кайфат из цикла "Дорога домой" Виталия Зыкова. Его путь к власти был тоже далеко не простым.

Это так, небольшое отступление от основной темы. Чтобы показать, что есть немало произведений, где статус главного героя не делает его всесильным, всевластным и так далее по списку.

Но возвращаемся к нашему Чернокнижнику.

Переход главного героя в мир Подземья и немного про этот самый фэнтезийный мирок.

По части переноса героев в фэнтезийные миры Поляков более оригинален, чем основная масса авторов в серии "Ролевик". Чаще встречается что-то вида "пошёл на ролёвку и попал..." Ну да, попал. По самой полной программе и во всех смыслах этого выражения.

В таинственном и опасном мире подземелий главный герой оказывается во время магического ритуала. Описание этого самого магического эксперимента он взял в книге, которую ему заботливо "подарила" сексопильная помощница Артаса Фалль. В каком-то смысле можно сказать, что грамотно подставила.

Кстати говоря, небольшое отступление. В этой книге мы узнаём, что Артас не один старается во славу Хаоса, а с двумя помощниками. С одним из них мы уже знакомы. Это Шут, он же Гаер, он же Клоун, он же Дурак, он же кто-то там ещё. Его можно не раз встретить на страницах книги "Мистик". Но в этом произведении главного героя и его действия в мире Подземья курирует Фалль, так же известная как Фалльлиэль.

Но возвращаемся к к основной теме этого пункта. С подачи Артаса и его очаровательной помощницы главного героя занесёт в мир тёмных эльфов, так же известных как дроу.

А мирок этот ещё тот зоопарк. Хотя нет, не совсем зоопарк. Скорее уж серпентарий или даже гадючник... И нравы там гадские. В особо гадской и крайне извращённой их форме. От структуры общества, в котором царит жесточайший матриархат, во главе которого стоят жрицы Ллос-паучихи, и до самих тёмных эльфов, готовых вонзить нож в спину кому угодно и когда угодно. Сказанное относится не только к конфликтам дроу с другими расами Подземья, но и к их внутренним взаимоотношениям тоже. В общем, тот ещё гадючник...

Читать творения Роберта Сальваторе мне пока что не довелось, поэтому не могу сказать наверняка, что именно Влад Поляков позаимствовал из того мира тёмных эльфов, а что придумал сам. Но факт, в итоге получился хороший фэнтезийный мирок, образ которого при чтении книги рисуется в сознании легко и просто. И лишних деталей, усложняющих восприятие сюжета, нет. Каких-то явных нестыковок касаемо мира Подземья, бросающихся в глаза, лично я не заметил.

Немного про сюжет. Ну или "не немного" ))).

Это, как мне думается, самый главный плюс данного произведения. И он полностью нивелирует сверхвезучесть, самоуверенность и прочие шаблонные главного героя.

Достаточно грамотно продумано практически всё. Начиная от пути Змея в новом для него обществе, и заканчивая взаимодействием с другими персонажами серии "Ролевик" в мире Тумана и дополнительными интригами, выходящими за рамки мира Подземья. Но об этом чуть далее по тексту.

Можно лишь самую малость придраться к обучению Кайра в магической и военной академиях. Если хорошо постараться, то пара нестыковок там всё же есть. Но это только в том случае, если есть явное желание "докопаться" до автора. Да и вообще, это не основная часть сюжета, а всего лишь фундамент для более динамичного его развития.

В тексте очень много боевых сцен и они не надоедают, лаконично вписываясь в картину происходящего. В некотором смысле эту часть произведения можно с чистой совестью назвать фэнтезийным боевиком. Потому что крушить многочисленных врагов Кайр с новыми товарищами будет часто и жёстко.

В остальном про сюжет больше ничего говорить не буду. Спойлеры это плохо. Лучше читайте. Поклонникам фэнтези с качественной и многочисленной боёвкой однозначно рекомендую к чтению.

Мир Тумана и взаимодействие с другими персонажами цикла "Ролевик".

Основная часть совместной работы Кайра "Змея" это совместные вылазки по заданию Артаса вместе с Катериной Эйлинаррой из книги Юлии Матси "Нэко".

Кроме того, есть незначительное упоминание уже обозначенного ранее Тени из книги "Мистик". Но упоминание действительно не из числа важных. Скорее уж так, стартовый пинок от собрата по несчастью.

Ещё есть упоминание о некоем Никсаре "Рисовальщике", но среди официально издававшихся произведений цикла я его не нашёл. Не исключено, что он так и остался где-то на страницах самиздата. Да и не столь важен он для сюжета в целом. Хотя лично мне этот персонаж показался интересным. Явно выраженные намёки на его избыточную жестокость и склонность к садизму в сочетании со своеобразным стилем маг-художник почему-то вызывают интерес к его персоне.

Из числа бойцов противоположного лагеря упоминаются Орк и некий стрелок, представившийся Богданом. Подозреваю, что речь идёт о книгах "Орк-лекарь" Елены Лифантьевой и "Авантюрист" Романа Терехова. До них пока что очередь не дошла, поэтому на данный момент времени это всего лишь мои догадки, хотя и не без оснований на то.

Цитаты и юмор.

Все цитаты копировать в статью не буду, оставлю лишь наиболее интересные с моей точки зрения. И с точки зрения моего восприятия юмора. В этом плане моё мышление мало отличается от мышления автора произведения.

Местами юмор слегка нецензурный, местами есть элементы лёгкого 18+. Но всё это сугубо формально.

- Обман... везде обман... Кажется, именно так говорил дикобраз, слезая с раскидистого кактуса.
*****
- Тихо, мальчики и девочки. Не хватало ещё, чтобы вы опять состязание в ядовитом остроумии устроили. Потом друг другу шпильки с цианидом во все места втыкать будете.
*****
С*** дивные, чтоб им дикобраза против шкуры рожать. Ежедневно!
*****
Совсем в ином виде предстаёт Риана, вторая по старшинству дочурка Матроны. Её кумир - власть, самое страстное желание - сесть на трон. Хронический зуд в области задницы, настоятельно требующий скорейшего приложения целительного средства. Я бы, конечно, предложил искусственный фаллос, да потолще, да скипидаром обильно смазанный. Ну, за неимением оного, можно и молотый чёрный перец использовать, благо его на кухне Дома в достатке. Жаль, что мой чёрный юмор будет оценён несколько несоответствующим образом.
*****
- Твои слова да Ллос в уши...
Нет, лучше в иные места. И не слова, а двуручник гардой вперёд и проворотом сотню раз до характерного щелчка.

Общее впечатление от прочитанного.

Для цикла "Ролевик" достаточно удачное произведение с интересным сюжетом и качественной проработкой мира, в котором происходят события. Твёрдую пятёрку в рамках данной серии можно ставить смело.

Читается легко, как и многие произведения Влада Полякова. Ссылку на его авторскую страничку на сайте author.today я уже оставлял в начале статьи, дублирую и здесь. Если кому-то интересно более подробно вникнуть в его творчество, то подробности ищите там.

Само собой, свойственный Полякову юмор тоже присутствует. В его немного циничной, малость извращённой и слегка злобной версии.

Как и во многих книгах современных авторов, не обошлось тут и без роялей и мелких ляпов. Но в глаза они явно не бросаются, разве что специально читать с целью найти повод придраться.

И ещё раз упомяну боевые сцены. Их в тексте много и проработаны они качественно. В каком-то смысле можно провести аналогии с книгой "Серый страж" из этого же цикла. Только там автор сделал упор на огнестрельное оружие, взрывчатку и прочие "радости современной войны", а Поляков пошёл путём боевой магии в подробном и достаточно детальном её описании.

Мне обе эти книги понравились. И лично я обе книги рекомендую к чтению. И просто как боевое фэнтези, и особенно как часть цикла "Ролевик".

В дальнейших плана дилогия "Лич" этого же автора и "Нэко" (автор Юлия Матси). Изначально я планировал прочитать всё творчество Влада Полякова в рамках цикла "Ролевик", но сделаю небольшую передвижку. Сначала, слегка "вне очереди", прочитаю "Нэко". И лишь потом переключусь на дилогию "Лич".

Ещё ссылки на книжную тематику:

На этом всё. Всем спасибо за внимание!

Если понравился материал, читайте другие статьи, подписывайтесь и ставьте палец вверх!