Найти тему
Smart Babylonia with Olga

Была овечка Марфа, теперь играет арфа: струнные инструменты в древней Месопотамии

Щипковые инструменты, типа арфы и лиры, были черезвычайно популярны в Месопотамии. Изготовлялись они из дерева с натянутыми сухожилиями и кишками животных.

В царских гробницах Ура (середина 3 тыс. до н.э.), помимо украшений и дорогой посуды, были найдены пять лир и одна арфа, и на сегодняшний день это древнейшие известные нам струнные инструменты. Они вероятно предназначались для развлечений усопших в загробной жизни.

После англо-американских раскопок под руководством Леонарда Вулли инструменты были распределены по трем музеям: Британский музей получил «лиру царицы», серебряную лиру и арфу из гробницы Пуаби, музей Пенсильванского университета – лиру с головой быка, или «лиру царя», и серебряную лиру в форме лодки. Иракскому музею в Багдаде досталась, пожалуй, самая изысканная из лир – «золотая лира», найденная так же в захоронении царицы Пуаби. Лира получила название «золотой», потому что украшающая ее голова быка сделана полностью из золота, а глаза инкрустированы лазуритом и перламутром. Тело быка, сделанное изначально из дерева, не сохранилось, только украшающие его элементы.

«Золотая лира» царицы Пуаби в музее Багдада.
«Золотая лира» царицы Пуаби в музее Багдада.

На фото именно она, «золотая лира» в музее Багдада, до того, как в 2003 во время разграбления музея она была украдена и обнаружена позже на музейной парковке разломанная и без драгоценных украшений. Сохранилась только оригинальная голова быка, которая хранилась в сейфе багдадского банка.

Восстановление золотой лиры в 2003 г.
Восстановление золотой лиры в 2003 г.

Что касается хозяйки лиры царицы Пуаби, чье имя появляется на предметах из ее гробницы, она умерла в возрасте сорока лет и была похоронена в сопровождении своих слуг в огромном количестве украшений из золота и драгоценных камней.

Вот фотография с раскопок Леонарда Вулли в древнем Уре, на которой видно, как были найдены лиры. А в правом нижнем углу можно заметить останки с украшениями одной из служанок царицы Пуаби.

Серебряная лира (cлева), арфа (в центре) и золотая лира (справа) in situ.
Серебряная лира (cлева), арфа (в центре) и золотая лира (справа) in situ.

Cеребряная лира из сокровищ Ура хранится в Британском музее (под номером BM 121199). Основа лиры была сделана из дерева и покрыта серебряными пластинами. Считается, что у этой лиры голова коровы, а не быка – она единственная, у которой нет бороды.

Photo © Trustees of the British Museum
Photo © Trustees of the British Museum
Голова коровы с серебряной лиры © Trustees of the British Museum
Голова коровы с серебряной лиры © Trustees of the British Museum

У всех музыкальных инструментов было по 11 струн, которые не сохранились. Предполагается, что струны в то время делались из кишок или сухожилий животных.

Уще один музыкальный инструмент 3 тыс. до н.э. из царских захоронений древнего Ура - это арфа царицы Пуаби. Форма музыкального инструмента, как вы видите, отличается от лиры, звучание, разумеется, тоже отличалось.

Арфа царицы Пуаби, © Trustees of the British Museum
Арфа царицы Пуаби, © Trustees of the British Museum

Тринадцатиструнная арфа, которую можно увидеть в Британском музее, - это результат очень серьезной реставрации. Золотые и лазуритовые элементы сохранились, а вот деревянный корпус восстанавливали по изображениям арфы на печатях и по рисункам, сделанным во время раскопок.

В таком виде арфа была воссоздана не сразу. На рисунке ниже можно увидеть, как арфу из гробницы царицы Пуаби реконструировал Леонард Вулли, и в таком виде она была выставлена в Британском музее.

Реконструкция афры Леонардом Вулли
Реконструкция афры Леонардом Вулли

В начале 1970-х музыкальный инструмент был разложен на два отдельных инструмента. Дело оказалось в том, что лежавшие рядом лира и арфа оказались сжаты вместе под весом почвы.

Сейчас это отдельно "лира царицы" (слева) и арфа (справа). В музейной нумерации они записаны как BM 121198 a и b соответственно.

© Trustees of the British Museum
© Trustees of the British Museum

Арфы были реконструированы благоаря изображениям музыкантов-арфистов в месопотамском искусстве.

Арфисты из Эшнунны (совр. Телль-Асмар) на терракотовой пластинке из Лувра, начало 2 тыс. до н.э.:

© Musée du Louvre
© Musée du Louvre

И еще одна плакетка с арфистом:

© Musée du Louvre
© Musée du Louvre

Ну и конечно была проделана не одна попытка по реконструкции царских лир и древневосточной музыки.