Щипковые инструменты, типа арфы и лиры, были черезвычайно популярны в Месопотамии. Изготовлялись они из дерева с натянутыми сухожилиями и кишками животных.
В царских гробницах Ура (середина 3 тыс. до н.э.), помимо украшений и дорогой посуды, были найдены пять лир и одна арфа, и на сегодняшний день это древнейшие известные нам струнные инструменты. Они вероятно предназначались для развлечений усопших в загробной жизни.
После англо-американских раскопок под руководством Леонарда Вулли инструменты были распределены по трем музеям: Британский музей получил «лиру царицы», серебряную лиру и арфу из гробницы Пуаби, музей Пенсильванского университета – лиру с головой быка, или «лиру царя», и серебряную лиру в форме лодки. Иракскому музею в Багдаде досталась, пожалуй, самая изысканная из лир – «золотая лира», найденная так же в захоронении царицы Пуаби. Лира получила название «золотой», потому что украшающая ее голова быка сделана полностью из золота, а глаза инкрустированы лазуритом и перламутром. Тело быка, сделанное изначально из дерева, не сохранилось, только украшающие его элементы.
На фото именно она, «золотая лира» в музее Багдада, до того, как в 2003 во время разграбления музея она была украдена и обнаружена позже на музейной парковке разломанная и без драгоценных украшений. Сохранилась только оригинальная голова быка, которая хранилась в сейфе багдадского банка.
Что касается хозяйки лиры царицы Пуаби, чье имя появляется на предметах из ее гробницы, она умерла в возрасте сорока лет и была похоронена в сопровождении своих слуг в огромном количестве украшений из золота и драгоценных камней.
Вот фотография с раскопок Леонарда Вулли в древнем Уре, на которой видно, как были найдены лиры. А в правом нижнем углу можно заметить останки с украшениями одной из служанок царицы Пуаби.
Cеребряная лира из сокровищ Ура хранится в Британском музее (под номером BM 121199). Основа лиры была сделана из дерева и покрыта серебряными пластинами. Считается, что у этой лиры голова коровы, а не быка – она единственная, у которой нет бороды.
У всех музыкальных инструментов было по 11 струн, которые не сохранились. Предполагается, что струны в то время делались из кишок или сухожилий животных.
Уще один музыкальный инструмент 3 тыс. до н.э. из царских захоронений древнего Ура - это арфа царицы Пуаби. Форма музыкального инструмента, как вы видите, отличается от лиры, звучание, разумеется, тоже отличалось.
Тринадцатиструнная арфа, которую можно увидеть в Британском музее, - это результат очень серьезной реставрации. Золотые и лазуритовые элементы сохранились, а вот деревянный корпус восстанавливали по изображениям арфы на печатях и по рисункам, сделанным во время раскопок.
В таком виде арфа была воссоздана не сразу. На рисунке ниже можно увидеть, как арфу из гробницы царицы Пуаби реконструировал Леонард Вулли, и в таком виде она была выставлена в Британском музее.
В начале 1970-х музыкальный инструмент был разложен на два отдельных инструмента. Дело оказалось в том, что лежавшие рядом лира и арфа оказались сжаты вместе под весом почвы.
Сейчас это отдельно "лира царицы" (слева) и арфа (справа). В музейной нумерации они записаны как BM 121198 a и b соответственно.
Арфы были реконструированы благоаря изображениям музыкантов-арфистов в месопотамском искусстве.
Арфисты из Эшнунны (совр. Телль-Асмар) на терракотовой пластинке из Лувра, начало 2 тыс. до н.э.:
И еще одна плакетка с арфистом:
Ну и конечно была проделана не одна попытка по реконструкции царских лир и древневосточной музыки.