Несмотря на свое название, одно из самых общих и легко забываемых, "Без резких движений" на бумаге может показаться достижением писательского мастерства. Режиссер Стивен Содерберг и его актерский состав, кажущийся бесконечным потоком известных актёров, идут к запутанной человеческой драме, которая хочет быть лукавой, сначала как фильм периода 1950-х годов, а затем как серьезно мгновенная подделка фильма нуар, но также хочет, чтобы мы поверили в эмоции персонажей, и требует от них многого.
Содерберг, как он часто делал и на других своих фильмах, работает здесь в качестве своего собственного оператора и монтажера, скрываясь обычно, под именами Питер Эндрюс и Мэри Энн Бернар соответственно. И я скажу, что на этот раз мисс Бернар в отличной форме. Это не изменит вашего отношения к монтажу или чему-то подобному, но фильм продвигается вперед с четкими, резкими переходами, которые неуклонно ведут нас через плотные сцены сюжета и диалогов, не чувствуя спешки, и позволяют нам неловко погрузиться в моменты, когда сюжет кажется запутанным, а персонажи запутались еще больше, чем мы.
Фильм кажется, что у него есть материал, чтобы быть превосходным плотно закрученным триллером, пресловутым "вдумчивым фильмом для взрослой аудитории", который мы получаем так редко, и в конечном итоге его смотреть, честно говоря, немного утомительно. Но теперь, когда я полностью сосредоточился на акцентировании негатива, позвольте мне сказать о сути: в нем действительно есть все, чтобы быть хорошим триллером. Все дело в куче разных людей, которые знают достаточно, чтобы смутно догадываться, что вокруг них происходит какая-то ситуация. Эта ситуация предполагает возможность заработать многие десятки тысяч долларов, и очень сложно понять, кто еще знает, что на самом деле происходит, и кто еще только смутно улавливает их собственное четкое положение в темноте.
Действие происходит в Детройте в 1954 году. И год, и место имеют значение, хотя фильм слабее всего работает, когда пытается разобраться с особенностями истории (как и многие фильмы Содерберга, а этот к тому же о всепожирающем голоде капитализма в целом, и, в частности о том, как крупные корпорации могут изолировать себя от того, чтобы не сталкиваться с последствиями своих действий). Главные персонажи тут Курт (Дон Чидл), недавно освобожденный бывший заключенный, и Рональд (Бенисио Дель Торо). Оба они связаны с организованной преступностью Детройта, и их нанимает Даг (Брендан Фрейзер). В качестве людей в масках с оружием герои держат в заложниках семью - чтобы заставить Мэтта (Дэвид Харбор) достать некоторые чрезвычайно важные документы из сейфа своего босса в бухгалтерской фирме, где он работает.
По мере развития фильма к нему добавляется все больше и больше людей, до такой степени, что простое отслеживание того, кто знает кого то еще и как выглядит динамика их власти, кажется, что для этого нужна определённая схема: там и любовные связи, и боссы мафии, копы, которые пытаются выяснить, что, черт возьми, происходит, а Курт и Рональд решают в лучших традициях нуара, что они достаточно умны, чтобы солгать кучке чрезвычайно могущественных людей, которые очень бережно относятся к своим деньгам, и в течение многих сцен узнают, что они на самом деле далеко не так умны, и их враги в некоторых случаях рассчитывают на то, что они совершат эту ошибку.
Я бы сказал, что "Без резких движений" не очень хорошо продуманный триллер и не совсем разбирается в теме о которой хочет рассказать. Вместо этого создается впечатление, что фильм пытался просто впихнуть необходимую тему, которую просто нужно добавить в сценарий, а он там становится все более и более заросшим сорняком. Чем больше вы продвигаетесь по сюжету, тем все мудренее и запутаннее с каждым новым персонажем, принося с собой новую сеть отношений и цели для важнейшего документа. Лучше бы это была черная комедия. Здесь есть настроение слегка резкого цинизма, которое создает фильм, смешанный с хладнокровием, восхищение персонажами за их упрямство, даже когда ясно, что это совсем не помогает, и за создание и выполнение сложных планов.
По сути, Содерберг свой же фильм "Одиннадцать друзей Оушена" с головой бросает в едкую беспомощность нуарного фильма, сохраняя при этом ощущение талантливых кинозвезд, которые очень весело проводят время, играя в преступников и бандитов. Я не могу убедить себя, что в этом есть что-то большее, чем просто вытаптавание жанровых троп, но "Без резких движений" делает это настолько хорошо, что трудно почувствовать, что это проблема.
Моя оценка фильму 6,5 из 10.
А что думаете о фильме Вы? Напишите в комментариях. Если вам нравится текст то подписывайтесь на канал и поставьте лайк. Спасибо за внимание.